50% налог для банков: краткосрочная выгода или долгосрочные проблемы

ИА Факт уже подчеркивало в том, что введение 50% налога на прибыль банков второй год подряд противоречит принципам налогообложения. Издание ссылалось на мнение заместителя главы миссии МВФ Тревора Лессарда, который назвал повторное повышение налога на доходы банков неэффективно. “Налоги на непредсказуемые доходы применяются только на один год: вы платите политическую цену за повышение налогов, вы получаете большое сопротивление… Если вы вводите налог на чрезвычайную прибыль более одного раза, то люди начинают реагировать, и вы начнете терять доверие к политике”, — заявил Лессард в интервью агентству «Интерфакс-Украина» в Вашингтоне. Он отметил важность долгосрочного роста доходов вместо разовых решений, которые могут заставить банки изменять стратегии. НБУ также видит риски по такому налогу и предлагает альтернативы для покрытия бюджетного дефицита.
Несмотря на эти наставления, Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, который вдвое – до 50% – повышает налог на прибыль для банков. Это решение будет действовать по результатам банковской деятельности 2024 года. Нацбанк Украины оценил, что частные банки должны дополнительно уплатить в бюджет около 19 миллиардов гривен. Государственные банки в расчетах не учтены, потому что их прибыль и без того направляется в бюджет. Это не первое подобное повышение: еще в 2023 году налог для банков вырос с 18% до 50%, причем задним числом – банки должны были доплатить за все предыдущие месяцы года.
Почему повышение налога для банков вызвало много критики
Возникают вполне правомочные вопросы: не потеряют ли банки доверие клиентов, не повысятся ли кредитные ставки и не приведет ли это к проблемам в банковской системе? Также есть опасения, как это повлияет на экономику в целом.
Нацбанк Украины считает, что из-за повышения налогов банки вынуждены будут тратить больше денег на уплату налогов, вместо того чтобы кредитовать бизнес и население. Это может замедлить развитие экономики, ведь возможность доступного кредитования очень важна для предприятий.
Ранее Нацбанк и Минфин выступали против идеи повысить налоги до 50%, поскольку это уменьшит прибыльность банков, ударит по их конкурентоспособности и снизит инвестиционную привлекательность украинской финансовой отрасли. из страны.
Повышение налога до 50% – последствия для банков и экономики
В последние годы украинские банки хорошо зарабатывали благодаря кредитам, валютным операциям и государственным облигациям. Это усилило их капитализацию и обеспечило им определенную устойчивость. Однако удвоение налога уменьшит их доходы и возможность создавать подушку безопасности на случай кризисов.
Чтобы компенсировать потери из-за высокого фискального бремени, банки, скорее всего, повысят ставки на кредиты. Сработает цепная реакция: для бизнеса и простых людей ссуды подорожают, а значит, меньше денег будет идти на развитие и покупки. Это замедляет экономический рост. Если государство часто меняет правила игры, клиенты могут волноваться, что банки становятся слабее. Это может привести к тому, что люди заберут свои депозиты и некоторые меньшие банки могут иметь проблемы с деньгами.
Государственные банки от этого налога почти не страдают, потому что их прибыль и так идет в бюджет. Но для частных банков это создает неравные условия и им будет труднее конкурировать.
Приведет ли увеличение налога на доходы банков в очередной банкопад?
Пока говорить о «банкопаде» рановато. Некоторые эксперты считают, что повышение налога на прибыль банков до 50% может негативно отразиться на их капитализации и способности выдавать кредиты. Да, председатель правления ОТП Банка Владимир Мудрый отметил, что увеличение налоговой нагрузки может уменьшить возможности банков для реинвестирования прибыли в экономику Украины
Финансовый эксперт Василий Невмержицкий предостерегал, что рост налогового бремени может стать приговором для некоторых банков, особенно небольших, которые не могут конкурировать с крупными банками и имеют высокие затраты на ведение бизнеса. Однако среди экспертов нет единодушного мнения относительно немедленного банкротства банков из-за повышения налога. Многие считают, что массовые банкротства банков пока маловероятны, но подчеркивают важность внимательно отслеживать развитие ситуации и оценивать риски для финансовой системы Украины.
Беспокойство украинцев относительно вероятного банкротства банков имеет глубокие корни, ведь за последние три десятилетия наш народ не раз оказывался в водовороте финансовых катастроф и коварных мошенничеств. Каждый такой удар уничтожал сбережения, разрушал надежды и выжигал доверие к финансовым институтам, оставляя болезненные следы в экономической памяти граждан. И сегодня эти горькие уроки прошлого напоминают о себе, как призраки старых кризисов. Итак, сказка — ложь, но в ней намек…
Павловская денежная реформа
…Павловская денежная реформа в 1991 году памятна представителям генерации Х и бэби-бумерам как один из самых болезненных эпизодов экономической истории упадка Советского Союза. Преследуя цель бороться с экономическим хаосом, она вместо этого отвергла миллионы людей.
Реформа предусматривала изъятие из обращения купюр номиналом 50 и 100 рублей, которых было много в денежном обращении. Уменьшение денежной массы в обращении требовалось для сдерживания инфляции и лишения спекулянтов незаконно полученных средств. Правительство стремилось провести эти мероприятия молниеносно, выделив всего три дня на обмен старых купюр на новые.
Однако реальность оказалась жестокой. Многие граждане, особенно в глубинке, физически не успели обменять свои сбережения из-за нехватки информации, технических сложностей или очередей в банках. для выживания, внезапно превратились в бесполезные бумажки.
Социальное напряжение росло каждый час. Люди были возмущены внезапностью и жестокостью таких мер. Утрата сбережений подрывала не только материальную, но и психологическую стабильность. Доверие к правительству и финансовой системе было разрушено. Многие поняли, что их деньги в опасности, и это создало пропасть между гражданами и властью.
Экономические последствия Павловской реформы были катастрофическими. Уменьшение наличных денег привело к сокращению потребления, бизнесы испытывали нехватку средств, и это усилило экономический спад. Инфляция продолжала расти, а финансовая нестабильность усугублялась. Этот опыт показал опасность необдуманных решений в экономике. Реформа разрушила сбережения миллионов людей и способствовала финансовому кризису.
Крах Сбербанка СССР
Одной из самых болезненных страниц распада СССР стала потеря сбережений, которые украинцы доверили Сбербанку СССР. Когда в 1991 году Советский Союз распался, стала финансовая система внезапно исчезла. Сбербанк оказался в правовой и экономической пустоте. Новые независимые государства, и Украина, в том числе, не были готовы к распределению финансовых обязательств. Это создало хаос, в котором граждане остались сами со своими проблемами.
Охватившая постсоветское пространство гиперинфляция превратила сбережения в обесцененные бумажки. Деньги, которые люди годами собирали на жилье, образование или спокойную старость, потеряли покупательную способность. Последним ударом, лишившим миллионы наших сограждан даже иллюзии финансовой безопасности, стало замораживание вкладов.
Для многих сограждан эта потеря имела катастрофические последствия, они потеряли не только деньги, но и веру в банковскую систему и государство. Социальное возмущение трансформировалось в длительное недоверие к финансовым институтам, что тормозило развитие экономики. Многие украинцы избегали банков и хранили деньги дома, что сократило объем депозитов и ограничило доступ банков к ресурсам.
Эта ситуация оказала и политическое влияние. Вопрос компенсации утраченных сбережений был главным популистским лозунгом предвыборных кампаний, но эти обещания оставались невыполненными. Спорадические попытки компенсировать утраченные вклады не решили проблему полностью.
… В следующий раз мы продолжим краткий исторический экскурс, вспомнив прецеденты, из-за которых в массовом сознании вполне закономерно поселились опасения по поводу шаткости отечественной финансовой системы. В частности, поговорим о финансовых пирамидах 1990-х, банкротстве банка “Украина” и массовом банкопаде 2014-2016 годов.
Татьяна Викторова