Благотворительность во время войны: проблемы налогообложения

Вторжение России в Украину подчеркнуло чрезвычайно важную роль, которую играют волонтерские и благотворительные организации в предоставлении необходимой поддержки и помощи нуждающимся – военным и членам их семей, внутренне перемещенным лицам, другим социально незащищенным слоям населения. Учитывая длительное время войны, такая помощь становится все более важной, поэтому любые препятствия и препятствия, которые могут привести к ее ограничению, недопустимы и подлежат устранению со стороны государства.
По данным Минсоцполитики Украины, на 2024 год в Украине насчитывается более 6,5 миллионов внутренне перемещенных лиц. Согласно отчету ООН, в настоящее время более 13,5 миллионов украинцев нуждаются в гуманитарной помощи. Волонтерская и благотворительная помощь становится жизненно необходимой для выживания и поддержки этих людей, однако в последние годы наблюдается уменьшение активности благотворителей. Кроме того, чрезвычайно важна благотворительная и волонтерская помощь нашим военным, которые нуждаются в постоянной поставке разнообразных ресурсов – от еды и медикаментов до защитного снаряжения и техники. Благотворительные и волонтерские организации часто быстрее и эффективнее обеспечивают эти потребности, чем государственные структуры, особенно в условиях военного времени.
Проблемы с налогообложением благотворительной помощи
Согласно данным Украинского форума благотворителей, в 2023 году количество пожертвований уменьшилось на 15% по сравнению с предыдущим годом. Одной из основных причин уменьшения активности благотворителей является сложная система налогообложения. В целях поддержки и защиты граждан, Верховная Рада Украины в 2022 году приняла законы № 2516 и № 2520, которые внедрили освобождение благотворительной помощи физическим лицам от налогообложения. Согласно этим законам, размер не облагаемой налогом помощи в течение года не может превышать эквивалент 500 минимальных заработных плат (в 2022 году – это было 3,25 млн грн). Эта помощь использовалась для восстановления утраченного имущества, жилищных, социальных, бытовых и других нужд, определенных правительством.
Законодательство определило, что получатели благотворительной помощи должны декларировать ее (или ее денежный эквивалент) и уплачивать налог с суммы, превышающей не облагаемый налогом минимум. Однако механизм контроля над соблюдением этого ограничения не был определен. В некоторых случаях даже такой размер помощи может оказаться недостаточным, например когда человек потерял жилье и получил новое как помощь.
Кроме того, расширен список лиц, которые могут воспользоваться освобождением от налогообложения благотворительной помощи. К ним относятся члены семей участников боевых действий, участники массовых акций общественного протеста в Украине, работники, привлеченные к обороне государства, а также физические лица, проживающие на временно оккупированных территориях или эвакуировавшиеся. Статус налогоплательщиков, получающих благотворительную помощь (военнослужащие, волонтеры или внутренне перемещенные лица), проверяется оказывателями помощи самостоятельно. В общей сложности, этой льготой могут воспользоваться миллионы человек, в том числе более 10 млн эвакуированных как внутри страны, так и за рубежом.
Важным аспектом является то, что в 2022 и 2023 годах не облагалась налогом помощь, полученная лицами, которые воспользовались правом на временную защиту в иностранных государствах.
Парламент также поддержал освобождение от налогообложения пособий, собранных волонтерами в течение 2022 года, даже если они внесли свои данные в Реестр волонтеров только в конце года. Это решение было важным, поскольку многие люди начали собирать средства на разные нужды, и если они не были зарегистрированы, должны уплатить налоги с этих средств. Разрешение зарегистрироваться до конца года позволило избежать этого. Льготы коснулись и предприятий – до завершения войны они не должны учитывать при налогообложении прибыли суммы переданной гуманитарной помощи для обеспечения обороны государства, включая поставки шлемов, бронежилетов и перечисление средств на специальные счета в НБУ.
Впрочем, в настоящее время препятствием для установления более упрощенного и оптимального режима налогообложения благотворительной помощи оказываются текущие международные обязательства Украины. Последняя версия Меморандума по МВФ об экономической и финансовой политике от 17 июня 2024 года содержит пункты по удержанию от любых налоговых и административных мер, которые могут уменьшить базу налоговых поступлений
Сейчас по общему правилу, определенному в национальном налоговом законодательстве, если лицо получает деньги, имущество или определенную услугу бесплатно, это считается его доходом, который должен облагаться сразу двумя налогами – на доходы физических лиц (18%) и военным сбором (1,5%) ). При этом в большинстве случаев обязанность уплатить налоги возникает у благотворительных организаций как налоговых агентов. Это создает значительную административную нагрузку, включающую особенности регистрации, нахождения в специальном реестре, использование специальных счетов и предоставление многочисленных подтверждающих документов.
Кроме того, благотворительные организации, особенно международные, сталкиваются с дополнительными сложностями при попытках оказания помощи. Например, для регистрации в специальном реестре и получения налоговых льгот необходимо выполнить многочисленные формальности, требующие значительных ресурсов и времени. Это отпугивает потенциальных благотворителей и уменьшает объемы пожертвований. Согласно отчету Минфина Украины, в 2023 году благотворительные организации перечислили в бюджет более 1 миллиарда гривен налогов. Это создает значительную административную нагрузку, включающую особенности регистрации, нахождения в специальном реестре, использование специальных счетов и предоставление многочисленных подтверждающих документов.
Мировой опыт
Регулирование и обложение международной благотворительной помощи в Европейском Союзе является примерным примером для Украины. В таких странах как Германия и Австрия налоговое законодательство предусматривает специальные условия для благотворительных организаций, что значительно облегчает их деятельность. В Германии иностранные благотворительные организации могут получить налоговые льготы, если они отвечают национальным требованиям и заключили соглашения об обмене информацией. По данным Федерального министерства финансов Германии, в 2023 году более 500 благотворительных организаций из других стран воспользовались такими льготами. Эти организации должны доказать, что они соответствуют национальным стандартам, после чего получают свидетельство о признании освобождения от налогообложения.
Австрийское законодательство также предусматривает налоговые льготы для благотворительных организаций, но с обязательным условием направления всех усилий исключительно на достижение благотворительных целей. В 2023 году, по данным Министерства финансов Австрии, около 300 иностранных благотворительных организаций получили налоговые льготы, выполнив соответствующие требования.
Германия при определенных условиях позволила благотворительным организациям, зарегистрированным в других странах, получить налоговые льготы, которые ранее предоставлялись только локальным благотворителям. Для этого необходимо, чтобы организация отвечала национальным требованиям о признании освобождения от налогообложения (налоговая служба выдает соответствующее свидетельство о признании) и имеет происхождение из юрисдикций, с которыми Германия имеет соглашение об обмене информацией в рамках административной помощи. Кроме этого, с 2024 года вводится общедоступный реестр юридических лиц, применяющих льготные налоговые цели, в частности благотворительные.
Австрия имеет схожий подход. Федеральный налоговый кодекс страны предусматривает, что предоставляемые в благотворительных целях льготы неразрывно связаны с требованием действовать исключительно и непосредственно для содействия заявленным целям. Поэтому иностранные благотворительные организации, не имеющие ни штаб-квартиры, ни органа управления в Австрии, должны доказать налоговому органу, что они отвечают этому требованию.
В Канаде благотворительные организации могут переносить неиспользованные налоговые льготы на будущие налоговые периоды. Это позволяет благотворителям гибко планировать свои расходы и использовать льготы, когда это наиболее необходимо. В Нидерландах активно используются автоматизированные системы контроля климата в теплицах, что помогает сохранять качество сельскохозяйственной продукции даже при экстремальных температурах. Это особенно важно для стран, которые сталкиваются с аномальными погодными условиями. В США благотворительные организации могут воспользоваться налоговыми льготами, если они зарегистрированы в соответствующем федеральном реестре и отвечают требованиям местного законодательства. По данным IRS, в 2023 году более 1,5 миллионов благотворительных организаций воспользовались этими льготами.
Как решить проблему в Украине
Мировой опыт свидетельствует о том, что решить проблемы налогообложения благотворителей в Украине можно следующим образом:
- Законодательно приравнять верифицированные/квалифицированные благотворительные организации стран-членов ЕС к украинским с соответствующей упрощенной процедурой государственной регистрации, в частности, в части автоматического включения в Единый реестр получателей гуманитарной помощи и дистанционной регистрации в национальных налоговых органах.
- Актуализировать отдельные сдерживающие для благотворительности нормы украинского налогового законодательства:
- увеличить максимальный размер благотворительных взносов юридических лиц без дополнительного налогообложения на период военного положения и после него. Например, в парламенте уже зарегистрирован законопроект №9177, предусматривающий увеличение порога до 10%;
- поднять размер не облагаемой налогом суммы при получении нецелевых денежных выплат от других благотворителей (не имеющих статуса благотворительной организации) – с одного прожиточного минимума для трудоспособных лиц (на начало 2024 это только 4240 грн) до 10-12 прожиточных минимумов в год.
- Рассмотреть возможность имплементации в налоговое законодательство следующих норм:
- перенос в целях вычета уменьшения налоговых обязательств благодетеля, превышающих разрешенный порог, на расходы будущих налоговых периодов (опыт Канады);
- предоставить возможность введения в Единый реестр получателей гуманитарной помощи реквизитов счетов для пожертвований и интернет-адресов (опыт Германии);
- установить ограничение размеров пожертвований, которые могут быть сделаны наличными (опыт Австрии).
- Провести другие мероприятия по упрощению деятельности благотворительных организаций в Украине (упростить отчетность, устранить лишние регуляторные требования, выдать обобщающее налоговое разъяснение по наиболее проблемным вопросам регулирования и налогообложения волонтерских и благотворительных организаций).
Если благотворительные инициативы будут обременены налогообложением, последствия могут быть катастрофическими как для военных, так и гражданских лиц. Благотворители, которые сейчас активно поддерживают армию и пострадавших граждан, могут снизить объемы помощи из-за финансовых ограничений. Это значит, что военные не получат необходимого снаряжения, а раненые солдаты останутся без должной медицинской помощи. Граждане, потерявшие свои дома из-за войны, останутся без поддержки в восстановлении жилья, без средств к существованию, без надежды на будущее.
Каждая преграда на пути благотворительной помощи – это удар по людям, уже пострадавшим от войны. Это не просто цифры в отчетах; это реальные истории человеческих трагедий. Дети, оставшиеся без родителей, матери, потерявшие своих сыновей, семьи, оставшиеся без крова – все они зависят от искренности и поддержки неравнодушных людей. Ограничения и преграды в виде налогообложения могут разрушить последний луч надежды для тех, кто больше всего в этом нуждается. Бюрократические барьеры не должны препятствовать доброте и состраданию, ведь каждый волонтерский вклад – это шаг к победе, к восстановлению страны, к возвращению к нормальной жизни.