ДетиДети войны

Динамика психоэмоционального состояния подростков в условиях войны и ее далеко идущие последствия

Сейчас в мире в активном состоянии находится более двух десятков затяжных вооруженных конфликтов и один из самых масштабных — в Украине. Эта экстремальная ситуация относится к вооруженному конфликту высокой интенсивности, поскольку за весь период боевые действия не прекращались практически никогда, а количество жертв составило более 100 000 человек, среди которых погибло 520 детей и более 1 196 получили ранения различной степени тяжести.

Дети, находящиеся в условиях войны, оказываются заложниками сложной ситуации. Будучи наиболее незащищенными слоями населения, они наиболее остро реагируют на процессы адаптации к новым условиям существования. Положение еще больше осложняется для подростков, которые находятся еще и в переходном, переломном периоде своего развития. Исследования зарубежных ученых, изучавших психическое здоровье детей, находившихся в зонах военных конфликтов Палестины, Израиля, Афганистана, Ирака, Ливана, Ичкерии, Уганды, Ичкерии, Израиля, Афганистана, Ирака, Камбодже, Шри-Ланке, Сомали, Руанде, на Балканах и других странах, доказали, что травмы, которые подростки получают во время войны, имеют длительные последствия и чаще влияют на будущее, а не настоящее. У них развиваются различные формы дезадаптации — социальная, физическая, психологическая, пессимистические взгляды на окружающую действительность, поведенческие расстройства, нормализованное восприятие сил, невозможность поверить в счастливое будущее. И чем дольше продлится война, тем серьезнее и сложнее симптомы, одним из самых ужасных из которых являются затяжные депрессии.

Исследователи из США и медицинской школы в Ерусалиме также подтверждают, что долговременное влияние войны несет ужасные последствия здоровью и моральному состоянию детей вообще и подростков в частности. В Украине по состоянию на данный момент из-за войны 75% детей подверглись психологической травматизации, которая проявляется в виде замкнутости, снижения желания коммуницировать с окружающими, ухудшения памяти, нарушения сна, появления ночных кошмаров, и в результате — социально-психологической дезадаптации и значительных расстройств психики. В Харькове недавно было проведено исследование в формате онлайн о влиянии военных действий на динамику психоэмоционального состояния 24 806 подростков от 12 до 16 лет (11 196 парней и 13 610 девушек) из всех регионов Украины, к которому также были привлечены их родители. В ходе исследования у детей выявлены проявления агрессии, которые существенно не отличались у мальчиков и девочек — 4,9% у мальчиков и 5,2% у девочек. Интересно, что с возрастом проявления агрессии растут — от 6,64% у учащихся 6-х классов до 14,71% у учащихся 11-х классов.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Как оформить социальную помощь при усыновлении ребенка через "Дия"

Проявления таких состояний, как ужас, страх одиночества, паника, депрессия, раздражительность, растерянность, избегание, споры, грусть, недоверие и одиночество, также практически не отличаются у подростков в зависимости от их пола. Однако проявления страха значительно варьируются в зависимости от возраста — от 7,5% учащихся 6-го класса до 20,59% учащихся 11-го класса. Так же ощущение злости, страха остаться наедине и паники имеют гораздо более высокий показатель у старших подростков, чем у младших, но состояние подавленности и растерянности наоборот имеют более низкий показатель у подростков старших классов в отличие от младших: 12,48% у учащихся 6-х классов и 5,88% у учащихся 11-х классов.

В то же время такие эмоциональные состояния как вера в победу и добро, чувство эмоционального подъема почти не отличаются у мальчиков и девочек. При этом в зависимости от возраста подростков эти же показатели уже имеют определенную разницу: вера в победу есть у 24,11% у учащихся 6-х классов, но она снижается до 20,59% у учащихся 11-х классов. Почти вдвое отличаются показатели веры в то, что все в дальнейшем будет хорошо — 28,68% у учащихся 6-х классов и 14,71% у учащихся 11-х классов. В чувстве эмоционального подъема также есть существенные различия — от 39,16% у учащихся 6-х классов до 23,53% у учащихся 11-х классов.

Итак, подростки достаточно болезненно реагируют на негативные события, связанные с военными действиями в Украине. Они проникаются событиями, происходящими на их родной земле и сильно ощущают на себе влияние войны, что приводит к возникновению депрессивных состояний. При этом, чем старше возраст у подростков, тем ниже уровень их оптимистического настроя.

К сожалению, для украинских детей эта война будет иметь далеко идущие негативные последствия, среди которых ухудшение физического здоровья (увеличение уровня количества гормонов стресса в организме и ухудшение функционирования иммунной системы, что делает организм более уязвимым к болезням), ухудшение психического здоровья (депрессия, неврозы, психологические травмы), снижение мотивации к достижению целей и реализации своего потенциала, отсутствие интереса к социальным взаимоотношениям (замкнутость, ощущение отчужденности и одиночества), поведенческие изменения (отказ от занятий спортом, вредные привычки, плохой пищевой режим и сон).

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  МУС рассматривает возможность расследования роли Беларуси в депортации украинских детей, несмотря на ее неучастие в суде

Дети в ситуации вооруженного конфликта являются крайне уязвимыми и
непропорционально сильно страдают. Если его не прекратить, это будет иметь долгосрочные негативные последствия, которые уже сейчас влияют и будут еще больше влиять на будущее общества. Детям больше всех нужно прекращение этой войны, чтобы они смогли снова вернуться в свое детство, к нормальной жизни, начали исцеляться и выздоравливать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button