Экономическая

Экономика под угрозой: мобилизация уничтожает рынок перевозок

На фронте ощущается дефицит кадров. Новый закон о мобилизации, приложение «Резерв+», создание сайта вакансий в ВСУ «Будь собой» — все это шаги по повышению показателей мобилизации. В то же время, более заметным становится дефицит кадров в гражданской жизни. Из-за миграции и мобилизации не хватает водителей, трактористов и других специалистов, от работы которых критически зависит как экспорт, так и функционирование экономики страны в целом.

В настоящее время предприятия, признанные критически важными для экономики, могут бронировать до 50% работников. Впрочем, такое регулирование не разрешает проблему, ведь рынок логистики не может работать на 50%. К тому же далеко не все предприятия вносят в список «критически важных».

Прошлый год, особенно его вторая половина, а также начало 2024 характеризовались восстановлением экономики страны. Снижался уровень инфляции, укреплялась гривна, росли зарплаты. Впрочем, отсутствие четкой стратегии бронирования может сломать эту тенденцию и даже привести к экономическому коллапсу страны.

Ситуация на рынке кадров

В марте 2023 года в Украине было забронировано 528 тысяч человек. Как сообщил министр цифровой трансформации Михаил Федоров, к маю эта цифра выросла до 700 тысяч. Приблизительно треть из них работает в энергетическом секторе.

Более подробная информация о распределении по специальностям непублична. Однако в январе издание Texty сообщало о подобном разделе, где после энергетиков шли аграрные и промышленные специальности.

В мае на платформе трудоустройства work.ua появился раздел с вакансиями, в которых говорится, что работодатель может бронировать работников. Сейчас агрегатор предлагает 6,8 тысячи таких позиций из более 100 тысяч имеющихся объявлений на сайте.

Экономика под угрозой: мобилизация уничтожает рынок перевозок
Фото: bbc.com

Эти данные позволяют ясно представить, кого именно хотят и могут бронировать компании, а также в каких отраслях они работают.

Больше всего таких вакансий встречается среди рабочих специальностей и на производствах, включая энергетическую отрасль. Однако относительно общего количества объявлений они уступают вакансиям в логистике и внешнеэкономической деятельности, где для бронирования доступна каждая десятая вакансия.

Меньше вакансий с возможностью бронирования есть в сферах дизайна или салонов красоты: менее 1%. Однако даже там можно найти объявления, например, на позицию кладовщика в отделе приема товара или флориста в одном из гипермаркетов «Эпицентр».

Условия бронирования

В Украине насчитывается более 30 тысяч лицензированных международных перевозчиков грузов и еще 12 тысяч внутренних перевозчиков. При этом около 70% их персонала составляют физические лица-предприниматели (ФЛП).

Процедура бронирования, утвержденная правительством в марте 2023 года, единственная для всех отраслей. Первоначально профильное министерство или областная государственная администрация (ОГА) должны определить компанию как «критически важную для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период». Для этого компания должна отвечать по крайней мере трем из семи критериев:

  • уплачено более 1,5 млн евро налогов в год;
  • годовые поступления в иностранной валюте превышают 32 млн. евро;
  • статус стратегического государственного компании;
  • важность для отрасли национальной экономики или удовлетворение потребностей территориального общества (определяется профильным министерством или местными властями);
  • отсутствие долгов по уплате единого социального взноса (ЕСВ);
  • размер средней зарплаты работников за последний квартал превышает среднюю зарплату в регионе за последний квартал 2021;
  • статус резидента «Действие. Сити».
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Главные новости и аналитика Житомирской области

Юридические лица могут забронировать 50% военнообязанных работников, официально трудоустроенных. Исключение являются предприятия военной промышленности, где разрешается бронировать всех работников. Для ИТ и энергетических отраслей достаточно соответствовать двум из семи критериям.

В 2023 году в Министерство восстановления обратились шесть международных перевозчиков и 22 внутренних. В 2024 году этот процесс активизировался: за первые пять месяцев количество обращений выросло до 100 и 30 соответственно. Кроме правительства, компании могли подавать заявления в ОГА, поэтому общее количество заявлений, вероятно, больше.

Впрочем, в проблеме с кадрами частично виноваты и сами логистические компании, ведь не желание перерегистрироваться из ФЛПов в другие типы компаний, «черное», и как следствие, несоответствие критериям ЕСВ и средней зарплаты не дают предприятиям перевозчикам быть причисленными к рангу критических.

Не считая того, даже бронирование 50% работников ставит под опасность существование бизнеса.

Без продуктов и городского транспорта: что будет, если большинство водителей мобилизуют

Проблемы в логистическом секторе, вызванные мобилизацией, имеют серьезные последствия для бизнеса и экономики Украины. Задержки и срывы в цепях поставок влекут за собой перебои в производстве и снижают конкурентоспособность украинских предприятий. Если эти проблемы не разрешать, это может привести к краху логистической отрасли и поставить под угрозу экономику страны.

Дефицит водителей и использование альтернативных источников рабочей силы повышают логистические затраты. Компании вынуждены предлагать более высокие зарплаты для привлечения и удержания водителей, что снижает их рентабельность. Возрастают также операционные расходы на горючее и т.д.

Увеличение логистических затрат коснется карманов каждого украинца, ведь подорожание транспортных расходов ляжет на плечи потребителя – вырастут цены на все – от продуктов до одежды и услуг. Подорожает и проезд, а некоторые маршруты общественного транспорта закроют вообще.

Согласно словам заместителя министра инфраструктуры Сергея Деркача, дефицит водителей коммунального транспорта в регионах достигает более 30%. В метро столицы уже увеличили интервалы движения поездов из-за дефицита персонала. Причиной роста количества вакансий частично вынужденная миграция, специфика профессий и мобилизация. Около 7% работников метрополитена уже служат в рядах ВСУ, и этот показатель постепенно растет.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Новая экономика": информационные технологии в современной экономике

Во Львове также наблюдается нехватка водителей общественного транспорта из-за мобилизации. ЛКП «Львовэлектротранс» открыто 50 вакансий водителей троллейбусов и 40 вакансий водителей трамваев. Кроме того, АТП-1 нуждается еще в 100-120 водителях автобусов.

Интенсивная мобилизация в Киеве уже повлияла на работу коммунального предприятия «Киевпасстранс». Столичному транспорту не хватает работников, в том числе электромонтеров и кабельщиков, ремонтирующих сети для движения троллейбусов и трамваев. Энергетики даже просят руководство «Киевпасстранса» ввести дополнительные ограничения по скорости подвижного состава, чтобы уменьшить количество аварий на линиях.

Дефицит специалистов усугубит кризис, что может привести к разрушению энергетической системы контактных сетей через полгода или год, что существенно повлияет на работу городского транспорта. В КП «Киевпасстранс» признают кадровый дефицит во всех службах, но уже работают над улучшением ситуации.

В настоящее время коммунальному предприятию «Киевпасстранс» не хватает специалистов по таким специальностям: водители, слесари, электрики, инженеры. Что касается нехватки электромонтеров, обслуживающих электросети предприятия, то в «Киевпасстрансе» подтверждают, что такая проблема действительно была, но сейчас ситуация улучшается.

Часть специалистов можно заменить женщинами. Подготовка или переподготовка водителей трамваев, троллейбусов, автобусов осуществляется на базе Учебно-курсового комбината КП «Киевпасстранс», где женщины постоянно получают водительские права.

Впрочем, это не решит проблему полностью, ведь относительно замещения женщинами мужских профессий, например электромонтеров на электросетях предприятия, есть сомнения. Женщины не всегда могут выполнять специфические работы, связанные с тяжелыми физическими нагрузками.

Предложения по спасению экономики

В настоящее время чиновники обсуждают изменение процедуры бронирования на предприятиях. Правительство планирует расширить критерии бронирования водителей грузовиков и пассажирских автобусов.

Министерство восстановления предлагает бронировать перевозчиков-ФЛП, если у них есть разрешения на международные перевозки.

Другим возможным критерием может стать опыт предварительных перевозок, подтверждающих активность перевозчика на рынке, считают в правительстве.

Предлагается не менее определить критическими те компании, которые до 2022 года работали на рынке международных перевозок, и бронировать их на 100%, а не на 50%. Также предлагается уменьшить количество условий для бронирования компаний с трех до двух. Министерство восстановления уже подало в Минэкономики категории транспортных должностей, которые должны быть признаны критическими, среди них и водители коммерческого транспорта (грузового или пассажирского).

Наконец, даже если компания выполняет все критерии для бронирования водителей, они должны сначала обновить свои данные в ТЦК. Зачастую их мобилизуют еще до того, как успевают забронировать. Однако эта проблема характерна для всех отраслей и требует всеобщего решения на уровне правительства.

Помимо увеличения объемов бронирования для транспортных предприятий может помочь привлечение женщин к некоторым профессиям. Министерство инфраструктуры уже разрабатывает общенациональную программу обучения женщин управлению крупногабаритным транспортом. Впрочем, здесь должен работать фактор мотивации. Если учиться будет проще, а зарплата в секторе вырастет, то женщин, желающих занять вакансии в логистической отрасли, будет больше.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button