«Их многовато»: в Польше родители просят ограничить количество украинских детей в школьных классах

Когда родители вывозили своих детей за границу, они руководствовались целью уберечь жизнь. После начала полномасштабного вторжения Украина превратилась в зону постоянной угрозы: обстрелы, разрушения, тревоги. Миллионы женщин с детьми покинули страну в надежде найти временную защиту, а заодно — стабильную учебу, спокойствие и безопасное детство. Однако со временем оказалось, что за пределами Украины безопасность не всегда гарантия принятия. Украинские дети в европейских школах все чаще сталкиваются с косвенным, а иногда и открытым давлением: от усложненного перехода к обучению к обвинениям в «помехах в классе». В странах, с первых дней демонстрировавших солидарность, все громче звучат требования ограничить присутствие украинцев в школах, уменьшить их количество в классах или вообще перевести в отдельные группы. Больше всего таких сигналов поступает из Польши, которая приняла больше беженцев из Украины. Но уже сейчас польские родители открыто заявляют: украинских детей в школах слишком много, и они мешают.
Случай в Седльце: от жалоб до петиции
В июне 2025 года в городе Седльце (польском — Siedlce) родительский комитет начальной школы №1 подал официальное обращение к местным властям. Суть петиции – просьба ограничить набор украинских детей в школу. К моменту обращения там училось 65 учеников из Украины — около одной седьмой от всего школьного контингента. Об этом сообщает Седльце еженедельник.
Авторы петиции жалуются на то, что украинские школьники не владеют польским языком, не стремятся его изучать и якобы делают невозможным нормальный учебный процесс. В заявлении говорится, что в отдельных классах количество украинских детей приближается к половине. В 7 и 8 классах, по словам представительницы родительского комитета, большинство из них не говорят, не пишут и не читают на польском. А значит, по мнению родителей, именно их присутствие делает полноценное обучение для польских детей невозможным.
В этом обращении содержится не только критика организации учебного процесса — фактически оно демонстрирует неприятие украинских детей равноправной частью школьного сообщества. В то же время вместо требования адаптационной поддержки или языковой помощи озвучено предложение ограничения количества учащихся по национальному признаку.
Подобные настроения в разных городах
Схожие эпизоды происходили и раньше — и не только в Польше. В Кракове весной 2024 родители нескольких школ требовали, чтобы украинские ученики учились отдельно. В Варшаве были зафиксированы конфликты между местными педагогами и родителями из-за якобы нежелания украинских детей участвовать во внеклассных мероприятиях. В Познани в прошлом году местные СМИ сообщали о случаях, когда детей из Украины неохотно брали в кружки, а учителя не имели никакой методической поддержки для работы с учениками, не владеющими польским.
В Чехии, Германии, Словакии также иногда возникают ситуации, когда администрации школ не справляются с интеграцией большого количества украинских учеников. Но именно в Польше, из-за масштаба и продолжительности пребывания, начали звучать открытые требования уменьшить присутствие украинских детей в учебных заведениях.
Еще в 2022 году польские профсоюзы педагогов предупреждали: система не готова к внезапному увеличению нагрузки без изменений в финансировании и кадровом составе. Но вместо того, чтобы адаптировать учебные программы или создать систему языковой поддержки, часть общества стала обвинять самих украинских детей в неудобствах.
Языковая проблема или нежелание принять другое?
Одним из главных аргументов петиций и жалоб является «нежелание учить польский язык». Эта формулировка повторяется в разных вариациях — якобы украинские дети не стремятся к адаптации, отказываются от языковых курсов, не пытаются интегрироваться. Но следует различать две разные ситуации: отсутствие возможности и реальное игнорирование.
В большинстве школ нет отдельных педагогов, владеющих украинским. Уроки польского языка часто заменяют обычными дисциплинами. В старших классах нет ни одного переходного периода — ребенок должен сразу писать произведения, решать задачи и читать исторические источники на иностранном языке. Для подростка, который еще год назад скрывался в укрытии, а сегодня должен воспроизводить польскую функцию химических элементов — это не просто сложно, это унизительно и фрустрирующее.
Также следует помнить, что не все дети приехали в Польшу с нулевым польским уровнем. Часть из них учится параллельно украинской дистанционной школе. И даже если ребенок не овладел польским за один год, это еще не значит, что он «не хочет».
В петициях, подобных поступившей в Седльце, невольно открывается другая стратегия — ассимиляция. Это не о помощи украинским детям адаптироваться, а о требовании полного слияния в польскую языковую и культурную среду. Без учета возраста, опыта, травм и права на идентичность.
Вместо того чтобы создать специальные классы с усиленным изучением польского, дать педагогам методическую поддержку, обеспечить языковых ассистентов или хотя бы переводческую помощь — детям фактически навязывается выбор: или ты полностью становишься «своим», или ты — бремя. Это не интеграция. Это вытеснение мягкими методами.
Что могут сделать родители и школы
Родители, чьи дети учатся за границей, должны иметь реалистические ожидания — и в то же время не молчать. Если школа не создает условий для адаптации, ребенок вправе получить консультацию, поддержку и помощь. Важно не позволить, чтобы давление в коллективе оставалось без ответа. Во многих городах Польши действуют организации, защищающие права украинских детей, предоставляющие юридические консультации, фиксирующие случаи дискриминации. Не нужно бояться обращаться.
Школы должны осознать, что украинские ученики не являются временным явлением. Даже если война закончится завтра, многие семьи останутся — и задача системы образования не в том, чтобы вытеснить, а в том, чтобы включить. Это возможно только тогда, когда будет создан институциональный подход: языковые подготовительные классы, двуязычные помощники, нормированная нагрузка для учителей и поддержка детей с психологическими трудностями.
Выехавшие от войны украинские дети не несут ответственности за систему, в которую попадают. Они не виноваты, что языковой барьер мешает, что классы переполнены, что учителям не хватает ресурсов. Их нельзя делать удобной мишенью для раздражения, потому что ребенок, который сегодня слышит: «ты здесь лишний», завтра уже не будет верить ни одному обещанию о европейских ценностях, солидарности и безопасности.