Дети войны

Неожиданная волна беженцев: как украинские школьники перегружают чешские школы

В последнее время чешские школы столкнулись с невиданным вызовом – интеграцией десятков тысяч украинских детей, вынужденно переехавших в Чехию. Несмотря на общую поддержку украинцев среди чешского населения, реальность школьной жизни оказалась гораздо сложнее. Сложившаяся в некоторых городах ситуация стала критической: места в школах не хватает, классы переполнены, учителя работают на грани своих возможностей, а сами дети, часто не владея языком, не могут должным образом адаптироваться к новой среде.

Чешские школы на грани перегрузки

Одним из городов, что испытало сильнейшее давление из-за прилива украинских беженцев, является Млада-Болеслав. Этот промышленный город уже давно был известен среди иностранных рабочих благодаря предприятиям, расположенным здесь. Но с началом войны количество вновь прибывших значительно возросло. По официальным данным, в местных школах учится около 5500 учащихся, из которых более 700 – украинские дети. Еще более тревожные цифры касаются количества иностранцев в целом: почти каждый четвертый житель города – иностранец, в том числе украинцы.

За лето 2024 года в Младу-Болеслав приехали еще две сотни иностранцев, среди которых 140 – дети из Украины. Из-за нехватки мест и невозможности расширения классов для украинцев местные администрации приняли решение об их интеграции в обычные классы. Однако такой подход рождает ряд новых вызовов для учителей и чешских детей.

Образовательные вызовы для учителей и учащихся

Интеграция украинских детей в чешские школы сталкивается с многочисленными проблемами, главная из которых – языковой барьер. Хотя некоторые учащиеся способны быстро адаптироваться, понимая чешский язык или владея английским, значительная часть детей не имеет таких возможностей. Это создает дополнительную нагрузку на учителей, которые вынуждены одновременно работать с детьми, говорящими на разных языках и имеющими разный уровень знаний.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  С 2025 года украинские школьники в Польше смогут сдавать выпускной экзамен по украинскому языку как часть матуры

Одна из учительниц в Млада-Болеславе поделилась своим опытом: «В моем классе тридцать детей, среди которых несколько украинских учащихся. Некоторые дети понимают чешский или могут общаться на английском, но есть и те, кто отказывается приобщаться к учебному процессу из-за языкового барьера. Нам часто приходится просто ухаживать за ними, пока их родители на работе. Уделять внимание каждому ребенку индивидуально, когда в классе так много учеников просто невозможно». Отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку становится одной из главных проблем, которая усугубляется через переполненные классы.

Отдельные классы для украинцев: временное решение или потребность?

В начале волны беженцев, в 2022-2023 учебных годах, во многих городах Чехии, в частности, в Млада-Болеславе и Колене, позволяли создавать отдельные классы для украинских детей. Такие классы позволяли сосредоточить ресурсы на обучении именно украинских детей, адаптируя их к чешской системе образования. Однако в 2024-2025 учебном году практику начали отменять, и в большинстве школ украинские дети теперь интегрированы в обычные классы. Исключением стали лишь некоторые города, например Пльзень, где до сих пор действуют отдельные классы, поскольку каждый двенадцатый ученик здесь – украинец.

В Млада-Болеславе также действует филиал одной из школ, работающий как «украинская школа». Здесь учится около 200 учеников, но этого недостаточно, чтобы покрыть потребности всех детей в городе. Заммэра Даниэл Марек подчеркивает: «Мы не можем интегрировать столько детей без ущерба для качества образования. Если в классе будет по 35 учеников, это окажет негативное влияние на всех». Город пытается найти решение этой проблемы, но для этого нужны дополнительные ресурсы и время.

План развития инфраструктуры образования

Поняв, что текущая ситуация не может длиться долго, власти Млада-Болеслава планируют строительство новой школы, которая сможет вместить 540 детей. Однако этот амбициозный проект пока только на стадии планирования, и даже при самых благоприятных условиях строительство начнется не раньше 2026 года, а первых учеников новая школа примет только в сентябре 2028 года. К этому времени нагрузка на действующие школы будет расти, особенно с учетом возможного прибытия новых волн беженцев.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  95% учителей считают, что ученики стали учиться значительно хуже: результаты опроса

Социальная интеграция через образовательную систему

Кроме сугубо образовательных проблем, есть еще и социальные аспекты интеграции украинских детей. Многие из них получили психологические травмы из-за войны, что затрудняет их адаптацию в новой среде. Учителя часто отмечают, что прибывшие из районов боевых действий дети нуждаются в дополнительной психологической поддержке, но из-за нехватки ресурсов школы не могут оказать надлежащую помощь.

Местные общины тоже ощущают определенное давление из-за постоянного прибытия новых беженцев. Например, многие украинцы поселяются в Млада-Болеславе из-за наличия родственников или знакомых, уже проживающих в городе. Это еще больше усиливает миграционный поток и увеличивает количество детей, нуждающихся в школьном обучении.

Перспективы и вызовы на будущее

Чешская образовательная система, несмотря на все усилия, находится на грани перегрузки. Интеграция украинских детей требует не только дополнительных ресурсов, но и новых подходов к обучению. Языковые барьеры, психологические проблемы и ограниченные возможности школ создают условия, при которых обеспечить качественное образование становится все труднее.

В настоящее время чешское правительство рассматривает варианты увеличения финансирования школьной инфраструктуры и подготовки учителей для работы с детьми, не владеющими чешским языком. Однако решение этой проблемы требует времени, и в ближайшие годы чешские школы будут продолжать работать в условиях перегрузки.

Переполненность классов в чешских школах из-за массового притока украинских детей-беженцев поднимает вопрос не только о состоянии образования, но и о более широких социальных и экономических вызовах, с которыми сталкивается Чехия. Чтобы интеграция украинцев в чешское общество прошла успешно, необходимы усилия как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны государственных органов, которые должны обеспечить надлежащую поддержку этой категории детей. Только через комплексный подход можно найти решение, которое поможет облегчить кризис в образовательной системе Чехии и обеспечить качественное обучение всем ученикам.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button