Империя на бетоне: как Пекин покупает Африку через порты и концессии

Поднебесная активно расширяет свое влияние в мире, демонстрируя как военное, так и экономическое сверхприсутствие. В прошлый раз ИА «ФАКТ» написал о навязчивой активности китайской морской армады у берегов Австралии, что вызвало беспокойство в регионе. Все более очевидной становится другая форма экспансии – экономическая, в частности, на Черном континенте.
Китайские ворота в Африку: как инвестиции в порты становятся инструментом контроля
Китайские компании уже контролируют 78 портов в 32 африканских странах, то есть четверть из 231 коммерческого порта на континенте. Это значительно превышает масштабы их деятельности в других регионах: в Латинской Америке и Карибском бассейне китайские фирмы причастны только к 10 портовым объектам, а в Азии — до 24. Такая активность свидетельствует о целенаправленном расширении влияния Пекина, стремящегося закрепить свои позиции в стратегически важных точках мира.
За каждый вложенный в африканскую портовую инфраструктуру доллар китайцы получают 13 долларов дохода. Китай не просто инвестирует в африканские порты. Пекин покупает влияние и контроль. Кто контролирует порт – контролирует доступ к рынку. Кто контролирует доступ – может диктовать условия, решать, чье судно зайдет, а чье останется за пределами причала. Это не бизнес, а стратегия.
Весьма показательно это было в Джибуте. Когда в 2017 году построили и запустили коммерческий порт Доралех, все говорили: ”Большое дело для торговли”. А через два месяца там очутилась китайская военная база. Это беспрецедентно скорая трансформация коммерческой платформы в военный плацдарм.
И это – не случайность, а модель, которая может повториться в любом другом африканском порту, где Китай получил доступ через концессии. А таких портов уже десять. Итак, «Страна солнца» продолжает приватизировать свои порты в надежде на экономическую выгоду. Но это не просто порты. Это – ворота к их независимости. И если «Колыбель человечества» потеряет контроль над ними, то потеряет контроль над своим будущим. Китаю не нужно разрешение, чтобы ставить свои условия. Он просто использует свою инфраструктуру.
«Один пояс, один путь”: как Китай строит империю под видом инфраструктурных проектов
Поднебесная не просто строит дороги, стальные дороги и порты. Пекин стремительно захватывает пространство к югу от Сахары. За последние два десятилетия он стал главным финансистом и строителем инфраструктуры, и это уже приносит результаты. Исследование показывает: там, где появляются китайские инфраструктурные проекты, растет экономическая активность В частности, это подтверждают данные об увеличении ночного освещения – плюс 5% в прямых регионах и 10-15% в соседних. То есть китайские дороги, электростанции и водопроводы не просто появляются на карте – они реально изменяют экономический ландшафт.
Но есть нюанс. Китай еще учится работать на глобальной арене, и без качественного управления и прозрачности эти проекты могут превратиться в очередные потемкинские деревни. Поэтому Пекин должен более активно сотрудничать с международными структурами и следить за качеством проектов.
Китай перекраивает карту мира под свои интересы, создавая новенькую геополитическую действительность. И называет это красиво – “Один пояс, один путь«Но на самом деле это не о дружбе и торговле. Это о контроле, деньгах и влиянии».
Инициатива «Belt and Road Initiative» — масштабный геоэкономический проект, предложенный главой Поднебесной Си Цзиньпином в 2013 году. Она призвана восстановить и модернизировать древние торговые маршруты Шелкового пути, создавая глобальную сеть инфраструктурных, торговых и инвестиционных связей, объединяющую Азию, Европу, Африку и другие регионы.
Инициатива охватывает две составляющие. Первая – «Сухопутный шелковый путь», включающий транспортные коридоры через Центральную Азию в Европу. Вторая — «Морской шелковый путь», — касается развития портов и морских торговых маршрутов через Юго-Восточную Азию, Индийский океан и далее в Европу и Африку.
С 2013 по 2021 год объем торговли Китая со странами-участницами BRI достиг почти 11 триллионов долларов, а объем инвестиций превысил 230 миллиардов долларов. Китай инвестировал в создание 79 экономических зон в 24 странах, что способствовало развитию местной экономики и созданию более 346 тысяч рабочих мест.
BRI включает в себя строительство железнодорожных и автомобильных магистралей, аэропортов, портов, трубопроводов, энергетических объектов и логистических центров. Эти проекты не только развивают инфраструктуру стран-участниц, но укрепляют политические и экономические связи с Китаем.
Однако у инициативы есть и свои противоречивые стороны. Стоит посмотреть на Шри-Ланку. Китай дал деньги на порт в Хамбантоте, а когда страна не смогла отдать долг, Пекин просто взял порт себе – на 99 лет. И таких примеров – десятки. Китайские инвестиции – это не благотворительность, а ловушка.
Также растет беспокойство, что BRI используется Китаем не только для экономического влияния, но и для стратегического расширения, в частности, через контроль над ключевыми морскими и сухопутными путями.
Итак, “Один пояс, один путь» Несмотря на свою романтическую и легендарную концепцию является не просто экономическим проектом. Это масштабная геополитическая стратегия, которая меняет мир. И пока кто-то считает, что Китай просто строит дороги, Пекин уже давно строит собственную империю».
Китайская ловушка: как Пекин превращает африканские порты в инструмент контроля
Китай строит свою империю методично, без громких заявлений, но с глубоким расчетом. Африка стала еще одним фронтом этого пришествия. 78 портов в 32 странах. Китайские государственные корпорации не просто кладут бетон и строят причалы – они забивают сваи в фундамент суверенитета этих государств. Деньги, концессии, контроль над логистикой – это не инвестиции, а стратегическая игра.
Каждый порт – не просто коммерческая инфраструктура, а потенциальная военная база, как показал кейс в Джибути. Подписали контракт, построили порт, заявили, что это чисто торговля. А через несколько месяцев – китайская военная база. И так будет. Семь портов уже идеально подходят для этого – от Лекки в Нигерии до Уолфиш-Бей в Намибии. Это уже не вопрос «если», это вопрос «когда».
И что это значит для Африки? Это означает зависимость – от инфраструктуры, от финансирования, от политики. Африканские правительства могут рассказывать об экономическом развитии, выгодах и рабочих местах. Но каждый доллар Китая – это гвоздь в гроб их независимости. Чем больше портов, тем легче контролировать потоки товаров. А кто контролирует торговлю, тот контролирует политику.
И вот вопрос к африканским лидерам. Вы действительно думаете, что Китай строит эти порты для вашего процветания? Вы уверены, что через 10 лет ваши дети не проснутся в мире, где их правительства не смогут принять решение без согласия Пекина?
Это не инвестиции, а экспансия. Под видом бизнеса Китай разворачивает свое военное и политическое присутствие. Это ловушка. И Африка уже находится в семье. Вопрос только, найдется ли кто-нибудь, кто попытается вырваться.
…Китай активно расширяет свое влияние в Африке, используя инвестиции в инфраструктуру как инструмент стратегического контроля. Пекин строит порты, дороги, железные дороги, постепенно создавая сеть влияния, что угрожает превратиться в геополитическую ловушку для черного континента. Прецедентом стала военная база в Джибуте: сначала это был коммерческий проект, а затем форпост военной силы. Подобный сценарий возможен и в других странах Африки. Каждый порт, каждая концессия – это рычаг контроля, и вопрос лишь в том, осознает ли Африка, что уже втянута в эту длинную стратегическую игру.
Татьяна Викторова