Экспертное мнение

К чему готовиться бизнесу после упразднения упрощенной системы налогообложения: объясняет Вячеслав Черкашин

Тема будущего упрощенной системы налогообложения вызывает серьезную обеспокоенность среди предпринимателей в Украине, в частности, тех, кто годами работал на едином налоге как физические лица-предприниматели или малые компании. Средний класс, который в значительной степени формировался на основе этой системы, сегодня стоит перед перспективой масштабных изменений. Экономист и эксперт по налоговой политике Вячеслав Черкашин объяснил, к чему готовиться бизнесу, какие сигналы уже наличествуют, и как выглядит логика поэтапного сворачивания упрощенки.

По словам Вячеслава Черкашина, намерения правительства по реформированию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности уже не являются предположением, об этом прямо свидетельствует Национальная стратегия доходов, а также многочисленные меморандумы, подписанные с международными кредиторами. Он отмечает, что в ближайшем году-двух планируется реализация системного изменения условий функционирования ССО.

Особое внимание Черкашин обращает на то, что в высказываниях представителей власти, в частности, «чиновников с улицы Грушевского», прослеживается устоявшаяся идея: фактически идеальной моделью ССО в их понимании является ее постепенное и почти полное исчезновение. Речь идет не просто о реформе, а поэтапной ликвидации модели, которая в свое время позволила вырасти целой категории малого бизнеса.

Как отмечает эксперт, такая стратегия может быть охарактеризована как «антиреформа», поскольку вместо усовершенствования работавшего инструмента предлагается его последовательное демонтирование. Он предлагает рассматривать эти изменения поэтапно исходя из того, что уже озвучено или закреплено в проектах государственной политики. Именно поэтому, считает Черкашин, анализ будущих решений следует проводить не в теоретической плоскости, а как последовательную реализацию уже запущенного курса.

Экономист обращает внимание, что первый шаг в процессе реформирования уже фактически сделан — речь идет о включении плательщиков упрощенной системы в сферу уплаты военного сбора. Это демонстрирует намерение властей последовательно поднимать налоговые ставки для ФЛП. В итоге налоговая нагрузка на плательщиков единого налога приблизится или сравнится с погрузкой на общей системе. Именно это озвучивается как средство борьбы со злоупотреблениями, особенно в части ухода от налогов на труд.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Министерство образования и науки дискриминирует украинских детей за рубежом и переселенцев и вытесняет их из государственного образования - Павел Сушко

«Для плательщиков единого налога поднимут ставку (это уже началось с включением УСН в сферу уплаты военного сбора). Конечная станция — ставки налогов аналогичные/сравнимы с общей системой налогообложения (налоговая нагрузка упрощенной и общей систем сравнится, что якобы позволит победить гидру злоупотребления труд)», – отмечает эксперт.

Следующим, по мнению Черкашина, станет принудительное введение полного бухгалтерского и товарного учета, что фактически разрушит саму идею упрощенки как модели с минимальной административной нагрузкой. Несмотря на стремление государства получать как можно больше информации о деятельности каждого плательщика, технические и аналитические возможности налоговых органов не позволяют эффективно обрабатывать имеющиеся массивы данных.

«Тотальная фискализация и обязательный полный бухгалтерский/товарный учет окончательно станут «печальными» спутниками упрощенной системы. Государство хочет контролировать все, хотя функциональная пропускная способность контролирующих органов не может переварить даже существующий объем налоговой информации (например, низкий коэффициент использования единого реестра налоговых накладных) или процедуру CRS – считает аналитик.

Эксперт предполагает, что следующим шагом станет существенное сокращение перечня видов деятельности, разрешенных в рамках упрощенной системы. Это позволит очистить ССО от юридических лиц, пока еще сохраняющих право работать по упрощенной процедуре. Такой шаг может быть представлен под видом «модернизации», однако, де-факто будет означать постепенное вытеснение целых секторов малого бизнеса из этой налоговой модели.

«Будут снова вычищены (прорежены) списки разрешенных видов деятельности. Под занавес модернизации с УСН будут изгнаны все компании (юрлица). Вероятный результат. Номинально упрощенная система будет сохранена, но условия ведения бизнеса, административная и налоговая нагрузка будут кратно увеличены, а подавляющее большинство нынешних плательщиков единого налога. драйвером (точкой) роста экономики и базисом украинского среднего класса, превратившись в маргинальную прослойку налогоплательщиков. О, правительство, имя тебе – вероломство!» – подчеркнул Черкашин.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Умные" дроны, искусственный интеллект на борту, телеграмм-управление: Александр Кочетков развенчивает мифы о ракетно-дроновых ударах по Украине

Он приводит пример Коста-Рики, где реформу упрощенной системы провели по принципиально иному подходу. Там не стали сворачивать или усложнять модель, а наоборот адаптировали ее к условиям малого бизнеса путем упрощения администрирования. В частности, ряд видов экономической деятельности освобождается от обязанности вести счета-фактуры. Налоговое обязательство определяется не на основе детального учета каждой транзакции, а через использование коэффициентов к квартальным объемам дохода.

В системе подоходного налогообложения используется диапазон коэффициентов от 0,01 до 0,05 при базовой ставке 10%. Относительно НДС — коэффициенты варьируются от 0,00125 до 0,058 при базовой ставке 13%. Таким образом, в розничной торговле установлена ​​ставка в 1% как для налога на прибыль, так и для НДС. А, например, бары и рестораны будут платить 2% налога на прибыль и 4% НДС.

Этот пример демонстрирует альтернативный подход к реформированию — не из-за осложнений и фискального давления, а из-за логики упрощения, адаптации и снижения административных барьеров без потери поступлений в бюджет.

Как отмечает эксперт, малый бизнес должен быть готов к резкому изменению правил игры. Речь идет не только о налоговой сфере, но и об административной среде, которая станет более сложной и затратной. В таких условиях предприниматели окажутся перед выбором: либо приспособиться к новым реалиям, либо свернуть деятельность, либо перейти в тень. Все три варианта, по оценке Черкашина, будут иметь долгосрочные последствия как для бизнес-климата, так и для структуры экономики в целом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button