Экспертное мнение

Как РФ работает с оккупированными территориями и что должна делать Украине: Игорь Тышкевич

Оккупированные территории Украины остаются зоной информационной тишины и часто игнорируются в официальном дискурсе. В то же время именно на этих территориях происходят процессы, определяющие будущее как регионов, так и всего государства. Россия системно работает над тем, чтобы сделать эти территории частью собственного пространства – ментального, социального, политического. Аналитик Украинского института будущего Игорь Тишкевич проанализировал политику РФ по «ассимиляции» оккупированных территорий, ее финансовых, кадровых и пропагандистских инструментов, а также предоставил предложения о том, как должна реагировать на это Украина.

Игорь Тишкевич подчеркнул: любая политика нуждается в ресурсах. А значит – бюджета. Он считает, что анализируя российские финансы, можно сделать важные выводы – в том числе о том, какие области Кремль будет готов «отдать», если ситуация заставит быстро идти на заморозку конфликта.

Он подчеркнул, что после оккупации части территорий и проведения «референдумов» перед РФ встало несколько задач: показать собственному населению, что «Россия наводит порядок», создать такую ​​же «картинку» на внешнем фронте, обеспечить управляемость местной администрации и добиться лояльности населения – а в перспективе и ассимиляции.

По его мнению, главным элементом удержания ситуации является не инфраструктура, а именно люди – точнее, их демонстративная поддержка Кремля, которая представляется аргументом в пользу легитимности оккупации. Именно поэтому, как он отметил, ключевыми становятся не дороги, а механизмы, обеспечивающие результаты в сфере управляемости и лояльности.

Игорь Тишкевич считает, что РФ не доверяет местным элитам – даже на территориях, оккупированных в 2014 году. С 2023 года она массово завозит своих управленцев, замещающих местных на ключевых должностях. Формально местные остаются, но принятие решений контролируют именно «приезжие». Часть таких чиновников использует работу на оккупированных территориях в качестве карьерного трамплина – они получают повышение через 4–5 месяцев. Остальные остаются надолго – уровень их компетентности ниже, но от них ожидают не профессионализма, а преданности, изоляции от местной среды и послушания. Он подчеркнул, что нередко эти кадры благодарны Кремлю, потому что их прежнее место жительства было менее комфортным, чем даже прифронтовые регионы.

Аналитик подчеркнул, что в краткосрочной перспективе РФ реализует политику замещения населения. Проукраинские настроенные граждане массово уехали. Оставшимся навязывается получение российского паспорта – сначала для заключения сделок с недвижимостью, затем для трудоустройства, а впоследствии на уровне указа Путина – как требование «легализации» украинских граждан на территории РФ до 10 сентября. По его словам, это ультиматум: либо паспорт, либо выезд. Он подчеркнул, что параллельно действует политика принуждения и стимулирование возвращения беженцев: с одной стороны, это угроза национализации оставленного имущества, с другой – обещания компенсаций за разрушенное жилье.

Игар Тишкевич считает, что Кремль понимает рискованность ставки только на местных, и потому реализует старую имперскую политику «замещения»: завозит лояльное население из депрессивных регионов РФ. Новоприбывшие будут благодарны за новое жилье, работу и стабильность, и, как он подчеркнул, воспринимают возвращение территорий Украине как личную угрозу. В Крыму, по его оценкам, заменили уже около 20% населения.

Ассимиляцию Тишкевич называет самым сложным и длительным процессом. Задача РФ – вырастить новое поколение уже «россиян». Для этого нужны учителя, преподаватели, библиотекари, работники культуры. Их нужно привозить, желательно надолго. Важную роль играют и регулярные мероприятия – праздники, уличное оформление, ритуалы. Он считает, что главный эффект дает время и постоянное повторение. Он подчеркнул, что все это возможно только при наличии финансовых ресурсов. Бюджет РФ на 2025 год предусматривает финансирование оккупированных территорий по нескольким направлениям. В частности, действует программа «Восстановление и социально-экономическое развитие» Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей на сумму 319,6 млрд рублей (3 млрд долларов). Также идут целевые трансферты, финансирование силовиков, проекты министерств и финансирование через АНО (автономные некоммерческие организации).

Тишкевич отметил, что только на создание «картинки успехов» предусмотрено более 401 миллиона долларов – сюда входит транспорт, медицина, спорт, информационные системы, контент. Он подчеркнул, что, например, в программе школьных автобусов не упоминается Херсонщина – как и в программе «скорых». Это свидетельствует об особом статусе региона.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Жестокое задержание велосипедиста сотрудниками ССС: Александр Бакумов возмущен, но депутатам все равно (видео)

Аналитик обратил внимание, что отдельная программа компенсаций за разрушенное имущество предусматривает расходы более 21 миллиарда рублей – из них 16 миллиардов на Донетчину. Программа рассчитана на три года, что создает дополнительную мотивацию для возвращения и паспортизации. Он отметил непропорционально малую долю Херсонской и Запорожской областей.

Игорь Тишкевич отдельно остановился на системе доплат – управленцам, учителям, медикам, работникам культуры. Общая сумма – не менее 190 миллионов долларов. Особый акцент сделан в Луганской и Херсонской областях. Он считает, что это объясняется проблемами с лояльностью к «русскому миру». В части жилищного строительства он выделил три программы: для ветеранов, для военных и для местных властей. Все они предусматривают значительные суммы – более 1 миллиарда рублей. Больше всего предусмотрено для Запорожской области. Он подчеркнул: на Херсонске не выделено ничего – ни в 2025, ни в 2026, ни в 2027 году.

«Финансирование российской политики на оккупированных территориях происходит по нескольким направлениям, зафиксированным в Бюджете РФ на 2025 год:

  • принята по аналогии с «крымской» государственная программа «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области». Ее общий бюджет на 2025 год составляет 319,6 миллиарда российских рублей или (по среднегодовому курсу) около 3 миллиардов долларов. В массе своей это как раз создание «картинки» — инвестиции в строительство, инфраструктуру, объекты медицинского обслуживания;
  • целевое финансирование на проекты в интересах других ведомств. К примеру, часть дорожного строительства проходит по бюджету министерства обороны. Часть работ по возобновлению работы портов — по программе «содействия экспорту»;
  • содержание структур МВД, Следственному, ФСБ, равно как и служебное жилье для таких категорий – бюджеты соответствующих ведомств. Большая часть бюджетов этих ведомств закрыта. Но по данным, которые удалось собрать, на обеспечение ведомственным жильем офицеров предусмотрено потратить не менее 140 миллионов российских рублей (около 14,7 миллионов долларов). При этом следует иметь в виду, что значительная часть «квадратных метров» — это изъятое «в доход государства» жилье украинцев, выехавших из оккупированной зоны. И к сентябрю размеры этого жилищного фонда увеличатся кратно. Еще раз повторю: цифры на жилье минимальны — то, что авторы закона о бюджете (или спикеры на выступлениях в думе) не сочли нужным скрыть под грифом «секретно»;
  • но есть и еще один механизм. Точнее, набор таких — прописаны отдельно 222 направления, согласно которым предусмотрены межбюджетные трансферты и субвенции для Субъектов Федерации на выполнение важных для центральной власти задач. Оккупированные территории Украины проходят по 177 из них. Причем 32 (и только 11 — по вышеуказанной госпрограмме) — направлены исключительно на Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области (оккупированные РФ их части) Украины», – отметил аналитик.

Игорь Тишкевич подчеркнул, что следует начать с программ, направленных на создание визуального образа изменений на оккупированных территориях — именно так Кремль конструирует «мирную жизнь». По его мнению, согласно программе, предусмотрена закупка лекарств и субвенции медицинским учреждениям, однако это лишь часть мер. Кроме медицины, финансирование охватывает различные спортивные структуры, в частности участие региональных сборных в соревнованиях, обустройство спортивных залов, открытых площадок, инфраструктуру для школ, а также общественный транспорт и школьные автобусы.

Он подчеркнул, что здесь и возникает первое «но»: общественный транспорт предусмотрен для так называемых ЛДНР, в то время как в программе школьных автобусов полностью отсутствует Херсонская область. То же, как он подчеркнул, касается автомобилей «скорой помощи» — снова «без херсонцев». Игар Тишкевич отметил, что это не случайное исключение, а часть общей закономерности: подобные перекосы встречаются неоднократно. В общей сложности, как он оценил, затраты на создание «показательного результата» для местных жителей составляют около 75 миллионов долларов в эквиваленте.

Он также обратил внимание на программу обустройства «деревенских территорий», которая, по его словам, демонстрирует отсутствие конкретных планов, но в то же время наличие финансирования. Каждому из регионов выделили «по 500 миллионов», но без всякой детализации, что и где делать.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Если эти невежды будут дальше работать в Кабмине, страна потеряет все": Дмитрий Разумков призвал к отставке правительства

Тишкевич считает, что рассказывать об этих успехах тоже у кого-то есть, поэтому за средства федерального бюджета создаются региональные информационные системы. Общий бюджет этого направления – 1,688 миллиарда российских рублей. Он подчеркнул, что к этому следует добавить еще примерно 1,15 миллиарда грантов и субвенций разным АНО (автономным некоммерческим организациям) в «центре» — для работы на «новых территориях» и создания «патриотического контента». Суммарно на создание картинки «успехов» мирной жизни Россия планирует потратить около 401 миллиона долларов США в эквиваленте. Но даже этого, как он считает, Кремлю маловато. Следующим шагом является замещение населения — часть нужно выдавить с оккупированных территорий, часть повернуть назад, а часть — привезти. И именно здесь, по его словам, начинается самое интересное.

Игорь Тишкевич заявил, что деньги остаются главным доводом в борьбе за население. Он привел пример программы компенсаций за уничтоженное или поврежденное в результате боевых действий имущество. Чтобы получить выплаты, необходимо иметь российский паспорт и обратиться к местным властям. На эти цели предусмотрено более 21 миллиарда рублей, или 226 миллионов долларов США. Из этой суммы 16 миллиардов – на Донецкую область. Программа рассчитана на минимум три года — расходы заложены и на 2026 и на 2027 годы. Он подчеркнул, что это мощный «стимул» для колеблющихся с возвращением. В то же время, Тишкевич обратил внимание на непропорционально малую долю Запорожской и Херсонской областей в общем объеме расходов — и пообещал объяснить это дальше.

Далее, как он объяснил, речь идет о привлечении новых жителей — управленцев, учителей, пропагандистов, то есть тех, кто должен «управлять и воспитывать». Для таких кадров предусмотрены существенные надбавки к заработной плате — сравнимые с «северными коэффициентами» — а также единовременные выплаты «подъемных», включая поддержку молодых специалистов.

Игорь Тишкевич привел точные цифры:

– работники культуры – 620 миллионов рублей;

– медики в сельской местности – 270 миллионов;

– учителя начальной и средней школы – 2,11 миллиарда рублей. Плюс отдельно – 294 миллиона рублей дополнительных доплат, а также 16 миллионов – на «подъемные»;

– самая большая сумма – доплаты всем бюджетникам – 14 миллиардов рублей.

Он подчеркнул, что каждая область получает сумму, превышающую средние показатели по регионам РФ. И это еще не всё. В общий пакет стимулов входят и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Их получают и новые обитатели. На эти цели правительство РФ выделяет еще 819 миллионов рублей. Суммарно на доплаты и льготы выделяется не менее 19 миллиардов рублей – или 190 миллионов долларов США.

Особое внимание Тишкевич обратил на диспропорцию. Больше средств на работников культуры предусмотрено для Луганской и Херсонской областей, хотя эти регионы не являются наиболее густонаселенными. Он считает, что причина в идеологической уязвимости: здесь с «русским миром», вероятно, самая плохая ситуация. Он также отметил, что по Луганской области непропорционально большие суммы направлены на стимулирование переезда учителей.

«Что из этого Украине? Как минимум оценивать, какие программы ведет РФ, и своевременно на них реагировать:

  • замещение населения – это тревожный процесс. Но, зная, кого везут, можно сделать для таких «новых жителей» переезд, по меньшей мере, психологически некомфортным;
  • Россия занимается школами — не стоит повторять ошибки политики по ОРДЛО. Необходимые механизмы реального предложения образовательного и культурного контента нашим людям в оккупации;
  • Кремль подкупает «компенсациями» — есть смысл проанализировать социальную поддержку временно перемещенных лиц и подумать, как поддержать этих людей. В том числе и жильем (не модульным, конечно);
  • в конце концов РФ пытается «наградить» своих солдат украинскими землями и недвижимостью. Никто не мешает Украине подумать над механизмами привлечения к переселению на сегодняшний день прифронтовые (или оккупированные) территории иностранных добровольцев, которые сейчас помогают отражать российскую агрессию.

Любые другие реальные (а не просто медийные) проекты, усиливающие позиции Украины и усложняющие реализацию российской политики контроля над регионами. Если не работать сейчас, завтра может быть поздно., – резюмировал аналитик.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button