Каким должно быть обновлено Бюро экономической безопасности: взгляд участника конкурса на должность директора Виктора Дубовика

Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ) с момента своего создания неоднократно оказывалось в центре критики со стороны экспертной среды, бизнеса, общественности и международных партнеров. Задуманное как новая аналитическая структура, которая должна вытеснить коррумпированную и неэффективную налоговую милицию, БЭБ за три года существования так и не стало институтом доверия. Об этих проблемах и необходимости глубокой трансформации заявил в своем публичном сообщении в Facebook участник конкурса на должность директора БЭБ Виктор Дубовик.
В своей заметке он представил не только оценку текущего состояния Бюро, но и изложил собственное видение того, каким должен стать обновленный орган с четкой миссией, приоритетами и действиями в первые 100 дней работы.
«Пока Комиссия по отбору Директора БЭБ Украины заняла позицию полного ингорирования законных требований и повторяет печальный путь негативных практик, с которыми она должна была бороться, решил презентовать свой собственный план первых 100 дней в должности Директора БЭБ и закрепить собственное видение развития институции!», – написал Дубовик.
По мнению Дубовика, сегодня существует только орган, но не институт. Он считает, что БЭБ нуждается в перезапуске не как административного, так и концептуального. Дубовик подчеркнул, что новое БЭБ должно иметь аналитическое ядро, четко сформулированную миссию и ориентацию на три ключевых целевых группы: граждан, бизнес и государство.
Виктор Дубовик напомнил, что БЭБ создан как аналитический правоохранительный орган для замены налоговой милиции и борьбы с экономической преступностью. Однако, как он отметил, за три года мир и Украина кардинально изменились — выросли требования к финансовой прозрачности, активизировался процесс интеграции в ЕС, усложнилась структура экономических преступлений, и появился запрос на разумные решения в сфере экономической безопасности.
В то же время, отметил Дубовик, нынешнее БЭБ не отвечает ни одному из этих вызовов. Он перечислил основные проблемы институции: негативное наследие налоговой милиции, отсутствие постоянного руководителя, нечеткая подследственность, низкий уровень доверия со стороны общества и бизнеса, отсутствие результативности, непонятные функции и кадровый кризис. По его оценке, в Бюро до сих пор работают лица со старыми подходами, которые делают невозможным переход к аналитической модели работы.
Дубовик выразил убеждение, что БЭБ должно наконец-то понять, для кого оно работает. По его мнению, Бюро должно полностью переориентироваться на создание ценности для общества, бизнеса и государства, а не оставаться аппаратом силового давления с размытой расследовательной функцией.
В сообщении он предложил переход от репрессивной логики «обнаружить — наказать» к логике превенции «предугадать — предотвратить». Он также настаивает на отказе от силового прошлого и создании института доверия, которое оперирует прозрачной аналитикой, современными IT-инструментами и работает на упреждение экономических рисков.
В своей концепции обновленного БЭБ Дубовик изложил миссию будущего органа: «Предотвратить потери и защитить справедливость». Он пояснил, что главная цель – восстановить справедливость в сфере государственных финансов, обеспечить прозрачность и равные правила игры для бизнеса и гарантировать эффективное экономическое управление со стороны государства. Дубовик подчеркнул, что БЭБ должен стать щитом для бизнес-сообщества, защитой от искусственного давления и источником реальной экономической безопасности.
Отдельно он представил план первых 100 дней своей потенциальной работы в должности директора БЭБ. Он предусматривает четыре ключевых этапа:
- Полномасштабный аудит текущего состояния Бюро.
- Усиление кадрового состава и начало обновления команды.
- Подготовка реформ в области подследственности, аналитики и цифровой трансформации.
- Публичный запуск трансформаций и активная коммуникация с общественностью.
В итоге Дубовик признал, что нынешняя ситуация с БЭБ является кризисной, а конкурсная комиссия, которая должна обеспечить прозрачный отбор нового руководителя, повторяет ложные практики, против которых сама должна выступать. Именно поэтому, подчеркнул он, важно публично зафиксировать собственное видение и представить четкий план действий.
Его позиция заключается в том, что БЭБ не просто нуждается в новом руководителе, а требует переосмысления своей роли в системе безопасности страны, новой легитимности в глазах общественности и глубокой концептуальной реформы.