Политическая

Коррупция в оборонной сфере во время войны: как мы пришли к позорной необходимости общественного контроля

Тема коррупции в Украине была и остается не просто актуальной, а критической, даже несмотря на существование многочисленных антикоррупционных органов. Однако, когда речь идет о военной сфере в условиях войны, масштабы проблемы приобретают особый вес. Наши солдаты на передовой часто сталкиваются с отсутствием качественного оружия, надежного оборудования, надлежащего обмундирования и продуктов. Это не просто халатность или предательство, а хладнокровный бизнес на крови, удар в спину тем, кто защищает страну на фронте. Ранее такое в условиях военного времени наказывали расстрелом, воспринимая это явление как государственную измену. В ответ на это общество заставило создать Общественный антикоррупционный совет при Министерстве обороны, аналога которого нет ни в одной стране, потому что и такого явления там тоже нет.

Общественный антикоррупционный совет при Минобороны: символ борьбы или иллюзия перемен

С момента создания Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны Украины (далее – Совета) 10 апреля 2023 года общество возлагало большие надежды на этот орган. После громкого скандала с закупкой продовольствия, когда яйца за 17 гривен стали символом коррупции в тыловом обеспечении, Рада должна была стать тем барьером, который сломает десятилетние схемы и вернет доверие к оборонному ведомству. Однако реальность оказалась более жестокой, чем обещания реформаторов.

Согласно Положением Совет, он должен работать над несколькими ключевыми задачами:

  1. Обеспечение прозрачности деятельности Министерства обороны Украины (далее – МОУ) и гражданского контроля. Это включает в себя мониторинг закупок, отчетности и управления финансовыми ресурсами, чтобы минимизировать возможности для злоупотреблений.
  2. Мониторинг коррупционных рисков и состояния борьбы с коррупцией Совет должен регулярно анализировать, где и как возникают схемы, и предлагать пути их предотвращения.
  3. Разработка предложений по совершенствованию системы предотвращения коррупции. Это включает создание механизмов, которые делали бы невозможным возникновение новых коррупционных проявлений.
  4. Содействие сотрудничеству между Минобороны и общественными организациями. Важно вовлечь общество в процесс контроля, чтобы сделать систему более открытой.

Однако, несмотря на амбициозные задачи, реальность оказалась совсем другой. Совет состоял из 15 человек, избранных через открытый конкурс. Журналисты, волонтеры, общественные деятели все те, кто считается специалистами по противодействию коррупции. Они приступили к реформированию закупок тылового обеспечения, вернув их на Prozorro, и сэкономили 8 миллиардов гривен. Но хватило ли этого, чтобы сломать систему? Нет. Prozorro стал лишь очередным полем игры для старых коррупционных схем. «Пищевая мафия» осталась на месте, манипулируя контрактами и оставляя конкурентам только обещания.

«Мы увидели, что выход на Prozorro не решает вопрос полностью, потому что на конкурсе появился только один новый поставщик. А остальные – это были возможные поставщики «пищевой мафии», то есть людей, к которым у прессы уже раньше были вопросы, в частности, группа компаний Татьяны Глиняной.

Оказалось, что ритейлеры – это крупные компании, ранее не работавшие с Минобороны и не желающие участвовать в этих торгах. В то же время, есть такие компании, как эта группа компаний Глиняной, которые уже много лет являются поставщиками Минобороны. И у них есть свои люди и в воинских частях, и в аппарате Минобороны – тех, кто им способствует. Таких людей, у которых наработаны контакты и механизмы работы в системе очень трудно вытеснить. Новых поставщиков почти не появилось, а оставшиеся — старые знакомые», заявляла Елена Трегуб директор НАКО, которая стала одной из самых активных участниц Совета.

Сейчас военные, ежедневно рискующие своей жизнью и здоровьем на передовой по-прежнему терпеливо молчали, пишут в соцсетях: «Мы уходили на фронт за другую Украину. Это уже не та страна, за которую мы воюем». Они видят ту же систему, то же безразличие и те же схемы и уже говорят об этом открыто. И это не просто слова. Они планируют по завершении службы уехать за границу в свои семьи, потому что не видят перспектив в государстве, где коррупция остается доминирующей.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Мировые ядерные государства укрепляют арсеналы из-за роста геополитической напряженности: какие могут быть последствия

Однако те, кто создавал Совет, подчеркивают, что это только начало и коррупцию поборют, но для общества это звучит только как оправдание. Полтора года работы Совета, а результат минимален. Коррупция не исчезла, она только приспособилась к новым условиям. Прозрачность? Есть только ее имитация. Общественный контроль? Это формальность. Все это вызывает возмущение не только военных, но и тех, кто надеялся на настоящие изменения.

Технические сбои или продолжение коррупционных традиций

26 декабря Украина в очередной раз получила доказательство того, как государство не может обеспечить элементарную прозрачность и организованность даже в вопросах, символизирующих борьбу с коррупцией. Рейтинговое интернет-голосование для избрания членов Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны Украины должно было стать еще одним важным шагом в укреплении общественного контроля над оборонным ведомством, но вместо этого превратилось в фарс. Фарс, иллюстрирующий, насколько глубоко погружена в хаос система, обеспечивающая обороноспособность страны.

С самого начала все пошло кувырком. Голосование, которое должно было начаться в 9:00, началось раньше. заявил, проголосовавший еще в 8:40 и являвшийся уже 340-м участником.

«Голосование началось в 9 часов утра, но по московскому времени… Но я проголосовал в 8:40 и я уже был 340 человек, который проголосовал. То есть сначала что-то пошло не так. И пошло ли это не так случайно или намеренно? Потому что еще 10 дней, как я понимаю, плюс-минус, Министерство обороны будет без общественного контроля. Это смех он не от юмора, а от отчаяния. Потому что когда это проводит Министерство обороны, и снова, еще раз, все через одно очень известное место проходит, то я просто не представляю себе, как там вообще все у них устроено», – подчеркнул Петров.

Это рождает очевидный вопрос: были ли бюллетени «в ящике» еще до официального старта голосования? По словам блогера Юрия Гудыменко, доказательства нарушений можно найти в публичном пространстве. Скриншоты, обнародованные в Telegram-каналах, демонстрируют, что голосование проходило еще в 8:36. Это что, совпадение? Или очередная манипуляция?

Официальной причиной провала голосования есть технические сбои. Министерство обороны приносит извинения за «нестабильную работу вебсайта» и «проблемы с аутентификацией пользователей». Но могут ли эти слова быть убедительными, когда речь идет об учреждении, которое занимается национальной безопасностью? Технические ошибки в процессе, который должен быть максимально защищенным, ставят под сомнение не только профессионализм, но и честность организаторов.

«Это смех от отчаяния», – говорит Петров, комментируя ситуацию. Он прямо заявляет: если Министерство обороны не может организовать обычные выборы в общественный совет, то как можно говорить о серьезности по более важным вопросам? Он высмеивает идею «выборов через смартфон», которую так активно продвигают власти. Как можно думать об электронных выборах, если даже эти голосования завершились провалом? – спрашивает он.

Петров напоминает о скандале с «яйцами за 17 гривен», ставшим символом коррупции в Министерстве обороны. Он говорит о дронах, закупленных у фирм, которые удивительным образом получают многомиллионные контракты без соответствующего опыта. «Это только верхушка айсберга», – отмечает он.

Если такие случаи всплывают в публичное пространство, то что происходит за закрытыми дверями? Общественный антикоррупционный совет мог стать инструментом борьбы с этими схемами, но вместо этого его создание превращается в еще один скандал, который еще больше подрывает доверие к власти.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Полиция между фронтом и тылом: пока их критикуют, они борются и борются с преступностью

Отложение голосования на 7 января 2025 выглядит как очередная попытка выиграть время. Но поможет ли это восстановить доверие? Военные и общественные деятели все громче заявляют, что страна упускает шанс на реальные изменения. Люди, ежедневно находящиеся на передовой, больше не верят в то, что государство способно преодолеть внутреннего врага — коррупцию.

Действительно ли эти выборы состоятся честно? Сможет ли Рада стать инструментом изменений или останется очередной декларацией о намерениях? Пока все ответы выглядят слишком пессимистично. И это самое плохое, что может произойти для страны, которая воюет не только на фронте, но и за собственное достоинство.

Контроль над Министерством обороны: стыд или неизбежность

Ни в одной цивилизованной стране общественность не вынуждена брать на себя роль надзирателя над военным ведомством в разгар войны. Министерство обороны – это структура, которая по определению должна быть символом надежности, контроля и патриотизма. Но в Украине реальность вопиющая иная. Общественный антикоррупционный совет, созданный для надзора за МОУ, стал символом борьбы с коррупцией и болезненным напоминанием о том, насколько глубоко эта проблема укоренена.

Как могло случиться, что в условиях полномасштабной войны, когда каждая гривна, каждый ресурс должны направляться на поддержку армии, возникает необходимость контролировать тех, кто должен контролировать других? Ответ очевиден, но в то же время ужасен: система не работает. Война стала испытанием, которое МОУ не выдержало.

В условиях войны ожидания общества относительно Министерства обороны были понятны: максимальная прозрачность, эффективность и нулевая толерантность к коррупции. Но вместо этого страна получила серию скандалов, разоблачивших настоящее положение вещей. непрозрачными закупками дронов и формы — эти случаи стали не только поводом для возмущение, но и показателем того, насколько сейчас безнаказанно чиновники пользуются ситуацией и наживаются в крови наших защитников.

Высокие военные чины, вместо того чтобы работать для обеспечения армии, часто участвуют в схемах, откровенно подрывающих обороноспособность страны. Это не просто коррупция — это предательство государства, своих подчиненных и всего удерживающего их общества.

Следует отметить, что коррупция в МОУ не случайна. Она создавалась десятилетиями, в течение которых система формировалась безнаказанно. Военные контракты, непрозрачные тендеры, схема по схеме — все это было возможно благодаря тому, что даже самые вопиющие нарушения оставались без последствий. В дополнение к этому война создала новые возможности для злоупотреблений. Потребность в срочных закупках, огромные потоки финансирования, отсутствие времени на проверки — все это стало благоприятной средой для тех, кто привык обогащаться государственными средствами.

Наиболее циничным в этой ситуации является то, что за ошибки и злоупотребления руководителей платят обычные солдаты. Они идут в бой без должной амуниции, питаются по завышенным ценам, остаются без необходимого оборудования, деморализующего армию. Когда на передовой солдаты знают, что их усилия подрываются коррупцией в собственном ведомстве, мотивация воевать за такую ​​страну снижается.

Следовательно, общественный контроль над Министерством обороны является вынужденной мерой. Вместо того, чтобы быть примером, его чиновники стали объектом подозрений, скандалов и недоверия. Но пока ответственность и прозрачность остаются пустыми словами, общественный контроль является хоть и слабым, но единственным средством давления на них. Однако это не норма, а стыд. И если такая позорная ситуация не изменится, последствия будут катастрофическими. Потому что государство, в которое граждане теряют веру, а военные мотивацию, стоит на грани как морального, так и стратегического поражения. Украинская армия заслуживает полной поддержки, а граждане — уверенности в том, что их налоги работают на военных, а не оседают в карманах дельцов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button