Кремль в каждом приложении: как Россия вмешивается в американские выборы-2024

Россия снова вмешивается в электоральный процесс Соединенных штатов, внедряет нужные нарративы в сетевое пространство рядовых американцев, использует технологии воздействия на общественное мнение. Об этом сообщает Ассошиэйтед Пресс, апеллируя к чиновникам Офиса директора Национальной разведки, которые фиксируют попытки российских политтехнологов сформировать общественное мнение перед выборами 2024 года.
Бурные события последних недель: отказ Байдена от участия в предвыборной гонке, продвижение Камалы Гаррис на роль кандидатки от демократов, покушение на Трампа, номинирование Джея ди Венса как потенциального вице-президента от республиканцев — все это вызвало обеспокоенность стран-оппонентов США и заставило Китай, Иран и Россию пересмотреть подходы к ведению пропагандистской игры. РФ продолжает представлять наибольшую угрозу, когда речь идет о дезинформации о выборах, хотя есть признаки того, что Иран также расширяет свои информационно-технологические усилия.
Речь идет о развертывании теорий заговора вокруг попытки убийства Трампа, которая вызывает довольно много вопросов у американской общественности. Выявленные элементы сфабрикованного контента в информационных сообщениях о покушении во время митинга лишний раз свидетельствуют, что отработана технология, которая сейчас проходит этап “коллективного формирования смысла” с помощью медиа.
«Один экран – два фильма”, – так республиканец Рон Басилиан описывает онлайн-реакцию на стрельбу во время митинга в Пенсильвании. Он говорит не о сомнительном нападении, а о резонансе, который очень далек от события.
Обманчивую информацию распространяют онлайн-тролли, боты, интернет-инфлюэнсеры, пытающиеся продвинуть контент, связанный с попыткой убийства. Барьеры по фейковому контенту незначительны, поэтому такие заявления могут масштабно распространиться, повлияв на президентские выборы 2024 года, и потенциально сохранять влияние на политику США в течение следующих лет.
Группы, связанные с Кремлем, все чаще нанимают маркетинговые и коммуникационные компании, расположенные в России, чтобы вывести на аутсорсинг часть работы по созданию цифровой пропаганды, а также вместо следы, — об этом также сообщили чиновники разведывательного управления во время брифинга с журналистами. Еще в марте 2024 года на сайте правительства США была обнародована информация о введении санкций в отношении российских компаний Social Design Agency (SDA) и Company Group Structura LLC (Structura), признанных актерами вредного влияния на иностранное происхождение. Именно эти компании создавали фальшивые веб-сайты и страницы в социальных сетях, по которым продвигали дезинформацию Кремля.
«Граждане США должны знать, что контент, который они читают в Интернете — особенно в социальных сетях — может быть иностранной пропагандой, даже если он кажется происходящим от соотечественников или из институтов США,» — заявил чиновник из Национальной разведки. журналистов на условиях анонимности согласно правилам, установленным офисом директора. В США озабочены волной пропагандистских месседжей и цифровых вмешательств со стороны России. Этот опыт для Кремля не нов. Более того, он положительный для манипуляторов, ведь на выборах 2016 года удалось достичь результата именно путем коммуникационно-технологического воздействия на электорат. Вспомним хотя бы тот факт, что российские хакеры, связанные с ГРУ, совершили взлом серверов Демократической партии США и электронной почты руководителя кампании Хиллари Клинтон Джона Подесты. Полученная информация была опубликована на Wikileaks, что нанесло серьезный ущерб кампании Клинтон. Спецпрокурор Роберт Мюллер провел расследование возможных связей между кампанией Дональда Трампа и российскими официальными лицами. Хотя заговор не был доказан, расследование выявило многочисленные контакты между кампанией Трампа и российскими агентами, что вызывает серьезную обеспокоенность. В январе 2017 года американская разведка пришла к выводам, что Москва поддерживала кандидатуру Трампа, соревновавшегося за президентское кресло с Хиллари Клинтон. Известно, что Кремль использовал хакерские атаки, а также пропаганду и социальные сети, чтобы повлиять на настроения избирателей.
Российские «фабрики троллей», такие как Internet Research Agency, использовали социальные сети для распространения фейковых новостей и пропаганды. Эти кампании имели целью подорвать доверие к демократическому процессу и разделить американское общество по политическим, расовым и социальным признакам. В ответ на вмешательство Конгресс США принял ряд санкций против России, в частности, в 2017 году приняли Закон о противодействии противникам Америки из-за санкций (CAATSA), который ввел новые ограничения против российских официальных лиц и предприятий. Отчеты и расследования свидетельствуют о том, что Россия продолжала вмешиваться в американские выборы в 2018 и 2020 годах, используя подобные методы. Цель вмешательств заключалась в поддержке кандидатов, считавшихся выгодными для российских интересов, и в дальнейшем подрыве доверия к американской избирательной системе.
В последние годы Россия активно использует искусственный интеллект и автоматизированные боты для распространения дезинформации. Эти технологии позволяют быстро создавать и распространять фейковые новости, манипулируя общественным мнением. Отработанные алгоритмы позволяют таргетировать специфические группы населения в целях максимального воздействия.
Кроме России, в пропагандистских кампаниях против США активно участвуют также Китай и Иран. Китай использует свои технологические платформы для распространения нарративов, способствующих китайским интересам, тогда как Иран фокусируется на дискредитации американских политических лидеров и усилении внутренних противоречий в США.
Эксперты по вопросам кибербезопасности отмечают, что российские дезинформационные кампании становятся все сложнее и труднее оказываются. Они отмечают необходимость усиления международного сотрудничества для борьбы с этой угрозой, а также важность повышения осведомленности общественности о возможных манипуляциях.