Куда плывет бюджетная баржа: о чем свидетельствует аудит Счетной палаты по выполнению Госбюджета-2025

Не задумывались ли вы, что может произойти, если мотор под названием «экономика» начнет дымить, а бак с горючим, каков государственный бюджет, будет едва держать курс под пулями? Эта бюджетная баржа давно плывет не по курсу, а по течению. Потрепанная бурями, она обросла долговыми ракушками, без компаса и капитана, держащего штурвал. Экипаж занят ссорами за груз, вместо того чтобы латать пробоины. И если не сменить маршрут, она не доплывет даже до осени. Именно это сейчас происходит с государственной экономикой Украины. За ширмой громких политических заявлений и оптимистических брифингов скрывается мрачная бухгалтерия государства. Цифры, обнародованные Счетной палатой по итогам первого квартала 2025 года, режут по живому: падает экспорт, сокращаются доходы местных бюджетов, бюджетные программы буксуют, а оборонные расходы съедают все, не оставляя простора для развития.
Экономическая динамика: тревожная стагнация вместо восстановления
Пока украинский госбюджет тянет на себе груз войны, экономика буксует. Анализ выполнения Государственного бюджета Украины на 2025 год в первом квартале обнародован Счетной палатой заставляют не только задуматься, но и насторожиться. В заключении, представленном 10 июня главой Счетной палаты Ольгой Песчанской, нет ни розовых перспектив, ни попыток украсить реальность, есть только тревожные факты.
Когда страна теряет предпринимателей, она теряет не только рабочие места, но и налоговые поступления. В первом квартале этого года количество зарегистрированных ФЛП уменьшилось, что сразу ударило по местным бюджетам и фондам соцстраха. Это настоящая дыра в кармане регионов, пытающихся выжить в условиях постоянного недофинансирования.
Следует отметить, что прогноз на 2025 год обещал рост ВВП на 2,7%. В реальности же мы имеем жалкие 0,5% в первом квартале. При этом основным сдерживающим фактором стало уменьшение экспорта на 8,7%, в частности, продовольствия и сырья, что снижает валютные поступления и ослабляет национальную экономику. Со зерном все понятно: война, поля под обстрелами, малые урожаи. В то же время проблемы с железной рудой повлекло за собой падение мировых цен. Украинский экспорт просел там, где раньше держался уверенно. Но есть и новые попытки подняться через химию, машиностроение и древесину. Доля продукции с высокой добавленной стоимостью возросла до 15,2%, и это, пожалуй, единственная хорошая новость в разделе экономической динамики. Очевидно, что государство должно срочно стимулировать развитие внутреннего производства, экспортной логистики и поддержку малого бизнеса, который несет потери из-за сокращения количества ФЛПов.
Бюджетные доходы: зависимость от внешних поступлений
Цифры в заключении аудиторов Счетной палаты выглядят оптимистично: доходы бюджета выросли на 44,3% по сравнению с первым кварталом 2024 года и составили 926,2 млрд грн. Однако это не потому, что в стране заработала экономика, это произошло благодаря международным партнерам и существенному росту собственных поступлений от учреждений оборонной сферы. Говоря простыми словами, армия продает, армия зарабатывает. А еще нам помогают западные доноры, их помощь уже составляет 27% всех внешних поступлений. В то же время не поступило почти 20 млрд грн помощи от ЕС, и это уже не ошибка в калькуляции, а реальная угроза. Усиление зависимости от международной помощи должно стать тревожным индикатором фискальной уязвимости, поэтому задержка поступления помощи ЕС лишь подчеркивает рискованную зависимость. Вероятно, следует изменить акцент на устойчивое, внутреннее наполнение бюджета путем налогового реформирования, уменьшения тенизации экономики и стимулирования бизнес-активности.
Еще один «трюк» проявляется в уменьшении налогового долга на 12%. Однако проблема в том, что большинство из этого не уплата, а списание через суды. Проще говоря, государство «отказалось» от денег, потому что налоговое не смогло доказать свою правоту в судах.
Рекордные расходы на оборону, но с задержками и долгами
Следует отметить, что 1,2 трлн грн составляют сумму государственных расходов в первом квартале, из которых 73,5% ушло на оборону. Трудно спорить с приоритетом, когда страна воюет, но за этой цифрой скрывается куча проблем. Во-первых, более 174 млрд грн, которые должны были пойти на зарплаты осенью, уже потратили на закупку оружия. Во-вторых, просроченная дебиторская задолженность выросла на 23,6% и почти 90% сосредоточена в Минобороны. Главной причиной этого являются срывы со стороны подрядчиков. Предприятия-поставщики систематически не соблюдают согласованные сроки выполнения контрактов, нарушая графики поставки продукции оборонного назначения, задерживая выполнение работ и оказание услуг.
Кроме того, финансовая структура расходов государственного бюджета отражает доминирование военных расходов. Наибольшую статью в них составляют расходы по закупке товаров и услуг — 366 миллиардов гривен, из которых 287,4 миллиарда пошли непосредственно на приобретение средств военного назначения. Второе по объему — выплаты военным: на оплату труда с начислениями государство потратило 353,5 миллиарда, причем 269,1 миллиарда из них — это денежное довольствие самих военнослужащих.
Социальный блок расходов составил 159,9 миллиарда гривен — это разные виды пособий и социальных выплат населению. Еще 131,9 миллиарда гривен государство направило в виде субсидий и текущих трансфертов предприятиям. Из этой суммы 111,8 млрд ушли на закупку, модернизацию, ремонт вооружения, техники, оборудования и военных средств. Таким образом, фактически нынешняя структура бюджетных расходов демонстрирует полную концентрацию ресурсов на поддержке армии и обеспечении фронта, при этом часть ресурсов регулярно застревает из-за невыполнения договорных обязательств подрядчиками, что срывает сроки выполнения оборонных заказов.
Проблема невыполнения контрактов не ограничивается только оборонным сектором. Срывы, затяжки и банальная неспособность эффективно тратить уже выделенные бюджетные средства проступают почти во всех крупных программах. Особенно заметно это явилось в ситуации с фондом ликвидации последствий вооруженной агрессии. На бумаге правительство направило из остатков фонда 5,2 миллиарда гривен, то есть 68,4% выделенного ресурса в завершение проектов, которые должны уже двигаться в финал. Однако реальность выглядит совсем иначе: на конец первого квартала использовано всего 100 миллионов, остальные средства фактически лежат без движения.
Практически такая же картина наблюдается с публичными инвестиционными проектами, финансируемыми за счет кредитов, привлеченных государством. Выполнение по этому направлению провалено практически полностью: профинансировано лишь 3,6% от запланированных расходов, а 96,4% средств остались на бумаге. Другими словами, деньги есть, кредиты оформлены, но механизмы реализации заблокированы еще на старте.
Собственно, Счетная палата ясно указала, что в большой степени проблема лежит в самой работе исполнительной власти. Министерства, ведомства и правительственные структуры массово не выполняют базовые процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом Украины. Не утверждено 73,8% порядков использования средств, без которых финансирование юридически невозможно. Еще хуже паспортов бюджетных программ: не утверждено 28% всех необходимых документов. Это формальные бумаги, которые чиновники должны были утвердить заранее, еще до начала финансового года. В результате только в первом квартале не проведены запланированные расходы и не предоставлены кредиты на сумму 3,3 миллиарда гривен. Эти средства должны были идти на больницы, дорожное строительство, государственные инвестпроекты Минздрава, программы декарбонизации и т.д. По сути часть этих проектов даже не успела перейти к стадии реального финансирования — их задушили на бюрократическом старте.
Параллельно с этим государственный долг продолжает расти. За первый квартал 2025 года совокупный объем государственного и гарантированного государством долга поднялся еще на 2% и достиг 7,1 триллиона гривен. На обслуживание и погашение долга пришлось тратить каждую шестую гривну всех бюджетных поступлений. Но даже здесь правительство не успело выполнить план в полном объеме — расходы на обслуживание долга оказались на 15% меньше запланированных, то есть в очередной раз технические проблемы в выполнении бюджетных процедур сопровождают даже долговые платежи.
Абсурд состоит в том, что Министерство финансов по состоянию на начало 2025 г. даже не утвердило Программу управления долгом на этот год. То есть страна обслуживает рекордный государственный долг в ручном режиме без четко закрепленной стратегии и приоритетов на фоне затягивания реализации уже профинансированных внутренних программ.
Как видим, ситуация, фиксируемая Счетной палатой, является системной административной неспособностью оперативно запускать проекты даже тогда, когда государство формально уже выделило под них ресурсы. Но не забываем о самом болезненном явлении нашей страны, а именно бюрократии. Множество программ не работает, потому что не утверждены их бюджеты. 74% порядков использования средств и 28% паспортов программ по-прежнему находятся в ожидании подписей. В результате есть миллиарды, которые так и не пошли на больницы, дороги, инвестиционные проекты и другие важные направления.
Украина на фоне других: как бюджетная политика военного времени работает там, где учились на ошибках
Невозможно проанализировать нынешнее состояние украинских публичных финансов, не взглянув за горизонт и обратившись к примерам других стран, уже прошедших из-за войны или масштабных кризисов.
В 1990-х годах после провозглашения независимости и начала войны Хорватия оказалась в условиях оккупации части территории, массовых разрушений и гиперинфляции. Но уже в 1994 году правительство ввело среднесрочное бюджетное планирование и ввело автоматический контроль за дебиторской задолженностью, чтобы избежать размывания расходов из-за недисциплинированного казначейства. Да, даже на пике боевых действий в бюджетной системе уже действовали стандартизированные процедуры контроля, прогнозирования долга и верификации расходов, которые Украина до сих пор не может утвердить в условиях третьего года полномасштабной войны.
Во время войн и конфликтов в Израиле правительство всегда действует по принципу «финансовая мобилизация», когда парламент принимает сокращенный бюджет, направленный на критические нужды, со встроенными механизмами быстрой корректировки. Сразу после завершения боевых действий запускается программа «бюджетного возвращения в мир» с приоритетом на восстановление экономики, поддержку малого бизнеса и цифровую модернизацию госуслуг. В Украине же даже на третий год войны у нас нет утвержденной Программы управления госдолгом, а 74 % порядков использования средств остаются без подписи. В Израиле это привело бы к немедленному правительственному скандалу. У нас это лишь повод для очередного брифинга.
В 1950-х годах, во время Корейской войны, Южная Корея ввела систему «бюджетного выживания», в которой ежеквартальные отчеты о расходах не просто подавались, а тщательно анализировались независимыми аудиторами. Уже в 1953 г. появилась первая национальная программа послевоенного восстановления с четкими индикаторами эффективности, которых требовали и международные партнеры, и собственная администрация. На фоне этого Украина с миллиардами на восстановление, из которых освоено менее 2%, выглядит как страна, умеющая просить деньги, но не умеющая их использовать.
Эти примеры есть реальный опыт, который Украина может и должна учесть. Все эти страны оказались в тяжелых условиях без институций и денег, с потерянными территориями, но они сделали выбор в пользу жесткой бюджетной дисциплины, цифрового контроля и прозрачности и не после боевых действий, а в процессе борьбы. Наверное, именно в этом и заключается ключевой контраст: пока в других странах война становилась катализатором реформ, в Украине пока часто служит оправданием для управленческого хаоса.
Следует понимать, что этот отчет Счетной палаты не просто представил нам набор цифр, а стал своеобразным зеркалом того, как государство справляется с вызовами. Как видим, к большому сожалению, картина не очень привлекательна. Есть бюджет, который держится на внешних кредитах и армии, есть правительство, которое не успевает, не утверждает, не контролирует и риски, которые уже не просто «на горизонте», а поселились прямо в центре финансовой политики. Анализ Счетной палаты по выполнению Государственного бюджета Украины в первом квартале 2025 года выявил ряд системных проблем, которые нуждаются не только в срочных решениях, но и стратегическом переосмыслении подходов к формированию, реализации и контролю бюджетной политики в условиях военной экономики.
Сегодня Украина стоит перед выбором: либо навести порядок в финансово-бюджетном управлении, сделав его реальным инструментом устойчивости и развития, либо латать дыры внешними займами, наблюдая, как падают экономические индикаторы, а вместе с ними и доверие к государственной эффективности.