Экономическая

Пенсионная реформа: анализ ключевых изменений и перспектив

Украина стоит на пороге одного из самых больших изменений в пенсионной системе за последние десятилетия. Министерство социальной политики анонсирует внедрение законопроекта, который может радикально изменить принципы начисления и выплаты пенсий. Предполагается, что основной целью реформы станет модернизация устаревшей системы, прозрачность, справедливость и ориентированность на долгосрочную стабильность. Но готово ли государство к таким изменениям? Станут ли они облегчением для пенсионеров или добавят новые вызовы? И самое главное, как это повлияет на финансовую стабильность миллионов украинцев?

Состояние пенсионной системы Украины

Состояние пенсионной системы Украины является лакмусовой бумажкой экономического и социального развития страны. На 1 января 2024 года в Украине насчитывается 10,516 миллиона пенсионеров — почти на 200 тысяч меньше, чем год назад. По отношению к 1991 году, когда в стране было 13,1 миллиона пенсионеров, и особенно в 1993-м, когда их количество возросло до 14,2 миллиона, нынешние цифры свидетельствуют о длительной тенденции сокращения. С 1994 г. количество пенсионеров стабильно уменьшается примерно на 2% ежегодно, что является результатом как демографических изменений, так и сложной социально-экономической ситуации.

Несмотря на сокращение количества пенсионеров, их уровень жизни остается болезненной проблемой. На сегодняшний день более половины пенсионеров получают менее 4 тысяч гривен в месяц. Однако, если сравнить с ситуацией предыдущих лет, есть некоторые положительные сдвиги. Доля получающих пенсии менее 3 тысяч гривен уменьшилась с 39% до 30% за 2023 год. В то же время, количество пенсионеров с пенсиями от 4 тысяч гривен и более возросло. Это связано как с постепенной индексацией пенсий, так и с повышением средней пенсии по стране, по состоянию на начало 2024 года достигшей 5 385,25 гривен, что на 16,5% больше, чем в прошлом году.

Региональные диспропорции на уровне пенсий остаются значительными. Самый высокий средний размер пенсии зафиксирован в столице – 7 248 гривен, тогда как самый низкий – в Тернопольской области, где средняя пенсия составляет всего 4 070 гривен. Эти отличия отражают разный уровень экономического развития регионов, а также отличия в средних заработках, формирующих базу для начисления пенсий.

Однако проблема финансирования пенсий остается критической — на одного пенсионера приходится меньше одного работающего. В Украине сейчас около 14 миллионов трудоспособного населения, из которых только 6,5 миллиона заняты в легальном бизнесе и платят налоги. Еще 3 миллиона — это работники бюджетной сферы, которые тоже платят налоги, но не из средств, полученных от государства. В результате вся пенсионная система держится на едином социальном взносе, уплачиваемом этими работниками, а также на взносах физических лиц-предпринимателей.

Следует отметить, что старение населения создает угрозу стабильности пенсионной системы. Если тенденция сохранится, в будущем один работающий украинец вынужден будет содержать не одного, а нескольких пенсионеров. Это значит, что нынешним 40-летним и младшим уже сейчас следует задуматься о создании собственных пенсионных накоплений.

Уже сегодня видно, что без дополнительных механизмов накопительной системы, солидарный уровень не сможет обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам. Ведь большинство средств, поступающих в Пенсионный фонд, сразу же тратятся на выплаты действующим пенсионерам, не создавая запас для будущих. Именно поэтому реформа пенсионной системы, которая должна включать введение второго уровня – накопительного – стала необходимым условием во избежание коллапса в будущем.

Что предполагает пенсионная реформа

Министерство социальной политики Украины обнародовало законопроект, который должен стать основой проведения масштабной пенсионной реформы. Он сейчас находится на этапе финального согласования и вскоре будет представлен на рассмотрение Верховной Рады.

Одной из самых больших проблем нынешней системы является отсутствие справедливости в распределении пенсионных выплат. Люди с одинаковым трудовым стажем и заработной платой, но разным годом выхода на пенсию, получают совершенно разные суммы. Различие может достигать до 50%, и это не предел. Причина этого заключается в сложной и часто непонятной системе перерасчета пенсий, которая лишь усугубляет неравенство. Целью пенсионной реформы является устранение этой несправедливости.

Новый подход предполагает введение трехуровневой системы, включающей базовую, страховую и накопительную пенсии. Базовая пенсия будет одинаковой для всех граждан и составит 30% от минимальной зарплаты. Она будет гарантировать минимальный уровень дохода независимо от стажа или зарплаты. Страховая пенсия будет зависеть от взносов, которые человек накапливал в течение трудовой жизни, и будет рассчитываться по балльной системе. Каждый год официальной работы будет приносить работнику баллы, которые будут ежегодно пересматриваться денежный эквивалент. Это заменит традиционную индексацию, которая часто не учитывает реальные экономические условия.

Больше ожиданий связано с внедрением второго уровня – накопительной пенсии. Законодательные предпосылки для этого были созданы еще 20 лет назад, но до сих пор все попытки терпели неудачу. В этот раз правительство планирует сделать накопление обязательным для работающих граждан в возрасте до 55 лет. Часть заработка будет ежемесячно направляться на личные счета, которые в будущем обеспечат дополнительный доход. Накопительные средства могут инвестироваться в национальную экономику, что приведет к ее росту.

Однако это только часть картины. Правительство также планирует ликвидировать специальные пенсии, давно ставшие символом социального неравенства. Судьи, прокуроры и другие категории смогут получать дополнительные выплаты только по собственным накоплениям, а не по солидарной системе. Это не только упростит управление системой, но и уменьшит финансовую нагрузку на бюджет.

Критически важен вопрос финансирования реформы. На первых этапах, чтобы компенсировать дефицит Пенсионного фонда правительство планирует привлекать международную помощь и инвестировать средства из государственного бюджета. Кроме того, рассматриваются возможности сотрудничества с частными инвесторами по развитию накопительной составляющей.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Обзор самых важных новостей и аналитика событий в Тернопольской области

Реформа также учитывает демографические вызовы. Сегодня количество работающих граждан в отношении пенсионеров продолжает сокращаться. Если не изменить систему, через несколько лет государство просто не сможет обеспечивать даже минимальные выплаты. стабильности

Правительство обещает, что новая система заработает с 2025 года. Однако для этого нужно не только принять законопроект, но и обеспечить его реализацию. Это потребует значительных изменений в работе Пенсионного фонда, обучения граждан и внедрения новых технологий для учета взносов и выплат.

Внедрение бальной системы

После внедрения пенсионной реформы главным элементом расчета выплат станет балльная система, призванная изменить традиционный подход к определению пенсионных сумм. Она позволит четко соотносить трудовую деятельность с предстоящими выплатами, делая их более понятными и прозрачными. Баллы будут начисляться ежемесячно каждому работнику, получающему официальную зарплату. Их количество будет зависеть от уровня дохода. Так, работник, чья зарплата равна средней официальной зарплате в стране, будет зарабатывать в месяц 10 баллов. Если зарплата выше средней, количество баллов вырастет пропорционально; если ниже – уменьшится.

Например, представим работника, получающего 22 тысячи гривен, тогда как средняя зарплата в стране составляет 15 тысяч гривен. Его доход превышает средний в 1,47 раза, поэтому за месяц работы он получит 14,7 балла. Другой работник с зарплатой в 10 тысяч гривен (66,7% от средней) заработает 6,67 балла. А вот человек с минимальной зарплатой 6700 гривен получит всего 4,47 балла (44,7% среднего уровня).

Для выхода на пенсию необходимо иметь минимум 1440 баллов, что соответствует 12 годам работы со средней зарплатой. Если человек работал официально 35 лет со средним доходом, он накопит около 4200 баллов. Это количество станет базовым ориентиром для определения стоимости одного балла. К примеру, если в 2024 году стоимость одного балла составит 1,05 гривны, то человек с 4200 баллами получит страховую пенсию в размере 4410 гривен.

Рассмотрим более подробные случаи. Работник с доходом 20 тысяч гривен, который будет пропорционально получать 13,33 балла ежемесячно, за 35 лет накопит 5600 баллов. При цене одного балла 1,05 грн его страховая пенсия составит 5880 гривен. Другой работник, получавший минимальную зарплату в течение 35 лет, накопит около 1865 баллов, что соответствует 1958 гривнам страховой пенсии.

Базовая пенсия, которая также станет частью выплат, составит 30% минимальной зарплаты. Например, при минимальной зарплате 8000 гривен базовая пенсия будет равна 2400 гривен. В итоге общий размер пенсии формируется как сумма страховой и базовой. Таким образом работник со средней зарплатой сможет рассчитывать на общую пенсию в 6810 гривен (4410 гривен страховой + 2400 гривен базовой). Сотрудник с минимальной зарплатой получит 4358 гривен (1958 гривен страховой + 2400 гривен базовой).

Те, кто уже вышел на пенсию, не останутся без внимания. Для них выплаты перечислят по новым правилам: заработанные баллы умножат на их текущую стоимость, а в страховую часть прибавят базовую пенсию. Остальные надбавки, такие как компенсация за особые условия труда или статус, будут переведены на финансирование из государственного бюджета. В случае если новая система окажется менее выгодной, размер пенсий останется на прежнем уровне.

Обновленная система должна стимулировать официальное трудоустройство и уровень зарплат. Она предлагает четкий и справедливый подход, где каждый работник самостоятельно формирует будущую пенсию, зная, что его вклады в систему работают на него. Это реформа, которая имеет целью не просто модернизировать систему выплат, но и изменить отношение к труду, страховым взносам и планирование своего финансового будущего.

Солидарная пенсия после пенсионной реформы

Расчет размера солидарной пенсии после пенсионной реформы будет базироваться в сумме двух составляющих: базовой и страховой частей. Базовая пенсия будет одинаковой для всех граждан и будет определяться как 30% от минимальной зарплаты. Например, если минимальная зарплата в 2024 году составит 8000 гривен, базовая пенсия будет равна 2400 гривен.

Что касается страховой пенсии, то она будет зависеть от количества накопленных пенсионных баллов, которые будут рассчитываться на основе официального дохода гражданина. При этом у одного балла будет денежная стоимость, которая будет пересматриваться ежегодно. К примеру, в 2024 году стоимость одного балла может составлять 1,05 гривны.

Рассмотрим конкретные примеры. Человек, работавший 35 лет со средней зарплатой по стране (15 тысяч гривен), накопит 4200 баллов. При стоимости одного балла 1,05 грн размер ее страховой части пенсии составит 4410 гривен. Добавив базовую пенсию (2400 гривен), общая сумма составит 6810 гривен.

Если работник получал зарплату в 30 тысяч гривен, которая вдвое превышает среднюю, то за каждый год работы он получал бы 20 баллов (вместо 10). За 35 лет стажа такой человек накопит 8400 баллов. Их денежная стоимость в 2024 году будет равна 8820 гривнам. В сочетании с базовой пенсией ее общий размер составит 11220 гривен.

Для работника, всю жизнь получавшего минимальную зарплату в 6700 гривен, ситуация будет выглядеть иначе. Поскольку его доход составлял 44,7% средней зарплаты, он будет зарабатывать 4,47 балла ежемесячно. За 35 лет это составит 1865 баллов, стоимость которых в 2024 году будет равна 1958 гривнам. Вместе с базовой пенсией такое лицо будет получать 4358 гривен.

Следует отметить, что существует верхний предел начисления пенсионных баллов. Максимальная сумма, с которой будут начисляться баллы, соответствует 15 минимальным зарплатам. Даже если работник получает больше, баллы будут рассчитываться только с этого предела. Это означает, что человек с зарплатой, скажем, 200 тысяч гривен и 120 тысяч гривен, накопит одинаковое количество баллов, если оба дохода превышают установленный предел.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Триггер финансового кризиса: грозит ли Украине дефолт

Тем, кто уже находится на пенсии, реформа тоже принесет изменения. Все ранее начисленные пенсии будут перечислены по новым правилам. Заработанный стаж и взносы будут переведены в баллы, которые умножат актуальную стоимость одного балла. К этой сумме прибавят базовую пенсию. Например, если человек сейчас получает 4000 гривен, а после пересчета его новый расчет покажет 4200 гривен, он будет получать большую сумму. Однако если новый расчет окажется менее выгодным, государство гарантирует, что пенсия останется на старом уровне.

Кроме того, надбавки за статус или условия труда больше не будут учитываться в рамках солидарной системы. Эти выплаты перейдут на финансирование из общего государственного бюджета, чтобы снизить нагрузку на Пенсионный фонд.

Ожидается, что после внедрения реформы большинство украинских пенсионеров увидят повышение своих выплат. По прогнозам, до 80% пенсионеров извлекут выгоду от новых правил, поскольку система будет более справедливой и будет учитывать реальные трудовые достижения каждого человека.

Как изменятся пенсии для действующих пенсионеров

После внедрения реформы размер пенсии для уже получающих ее будет определяться на основе перерасчета ранее заработанных выплат. Это означает, что весь трудовой стаж и взносы, сделанные в Пенсионный фонд, будут переведены в пенсионные баллы по новой методике. На базе этих баллов будет рассчитана страховая часть пенсии. К ней обязательно прибавят базовую пенсию, которая станет единственной и фиксированной для всех граждан, независимо от стажа или заработной платы.

Базовая пенсия будет составлять 30% минимальной заработной платы. Например, если на момент реформы минимальная зарплата составит 8000 гривен, то базовая пенсия будет равна 2400 гривен. Это новшество гарантирует, что даже граждане с минимальным трудовым стажем получат определенный уровень финансовой поддержки.

Другие надбавки, ранее начислявшиеся за статус или особые условия труда, будут выведены за пределы пенсионной системы. Теперь эти выплаты будут финансироваться напрямую из государственного бюджета, что позволит снизить нагрузку на Пенсионный фонд. К примеру, доплаты за заслуги перед государством, военный или чернобыльский статус больше не будут учитываться при расчете пенсионных баллов. Однако государство обязуется продолжать их выплату в отдельном порядке.

Ключевая социальная гарантия состоит в том, что если после пересчета размер пенсии окажется меньше того, который получал пенсионер до реформы, выплаты останутся на старом уровне. Таким образом, никто из граждан не понесет финансовых потерь в результате внедрения новой системы.

Накопительный уровень пенсионной системы

Одним из наиболее ожидаемых и масштабных новшеств станет внедрение второго уровня пенсионной системы – накопительного. Хотя законодательная база для него существует еще с 2003 года, реальное внедрение было отложено из-за отсутствия политической воли и финансовых ресурсов. Теперь правительство намерено запустить его с 1 января 2026 года.

Особенность накопительного уровня состоит в индивидуальном характере вкладов. В отличие от солидарной системы, где денежные средства поступают в общий фонд для выплат нынешним пенсионерам, накопительный уровень предполагает создание персональных счетов. Денежные средства, которые будут поступать на эти счета, будут оставаться собственностью гражданина. Человек сможет не только распоряжаться ими в будущем, но передать по наследству. На первых этапах реформы взносы в накопительный фонд составят 2-3% от зарплаты. Часть из них будет компенсирована за счет уменьшения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального взноса (ЕСВ). Например, в первый год работодатель и работник будут платить по 1%, а еще 1% будет составлять добровольный взнос работника. Во второй год реформы этот показатель возрастет до 6% (по 2% от работодателя, работника и государства), а на третий год – до 9%.

Средства из накопительного фонда будут инвестироваться в безопасные активы, такие как государственные облигации, банковские депозиты или недвижимость. Это позволит не только защитить взносы от инфляции, но и приумножить их. которые предложат разные инвестиционные стратегии.

Следует отметить, что доступ к накопленным средствам откроется только по достижении пенсионного возраста (60 лет). Человек сможет получить эти деньги двумя способами: как пожизненные выплаты или пенсию на определенный период. В случае пожизненной пенсии средства могут быть переданы по наследству только в течение первых 10 лет после начала выплат.

Следует отметить, что правительство осознает, что реализация реформы потребует значительных финансовых ресурсов. В частности, на первых этапах увеличатся расходы Пенсионного фонда из-за увеличения размеров выплат для большинства граждан. Для этого планируется ввести верификацию получателей социальных выплат, ограничение чрезмерно высоких пенсий и перенаправление бюджетных средств. Кроме того, с 2025 года будут ограничивать выплаты специальных пенсий, в том числе превышающих 10 прожиточных минимумов. А накопленные средства на счетах пенсионеров-переселенцев, которые не использовались больше года, будут возвращены в бюджет.

Реформа имеет поддержку международных партнеров, включая Всемирный банк, который помогал в разработке модели. Это свидетельствует о высоком уровне доверия к предлагаемым изменениям и их соответствии лучшим мировым практикам. Правительство уверено, что изменения станут новым этапом в развитии социальной политики Украины, обеспечивая стабильность и справедливость для всех граждан.

Пенсионная реформа является лакмусовой бумажкой профессионализма и дальновидности власти. Она должна стать ответом на главный вызов современности: как обеспечить достойную старость гражданам в государстве, где демографический кризис и теневая экономика подрывают основы социальной системы. Реформа должна не просто перезагрузить систему, а создать новую, прозрачную и стабильную модель, гарантирующую, что каждый внесенный в систему гривен работает на будущее. Она станет либо доказательством способности государства принимать тяжелые, но необходимые решения, либо очередным провалом, расшатающим и так шаткое доверие общества. В этом деле нет места ошибкам и политическим играм — это вопрос не только экономики, но и будущего Украины как социального государства.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button