Социальная

Кулинарное шоу под куполами Киево-Печерской лавры: рождественская традиция или оскорбление святыни

Эпизод кулинарного шоу о рождественских традиционных блюдах, который сняли в Трапезном храме Киево-Печерской лавры, преследовал цель стать способом популяризации культуры. Но он привел к очередному расколу общества, его съемки вызвали настоящий шквал эмоций. Для одних это смелый шаг к популяризации украинских традиций, а для других неуместное использование святыни. Кулинар Евгений Клопотенко и автор «Реальной истории» Аким Галимов подняли на тарелку не только аутентичные рецепты, но и острые вопросы: уместно ли превращать святые места в съемочную площадку для шоу? В то же время критика звучит не только в адрес авторов, но и относительно самой идеи — действительно ли это о культуре, или о хайпе, замаскированном под любовь к традициям? В то время, когда общество в современных условиях болезненно чувствительно к символам и традициям, такие действия вызывают больше вопросов, чем ответов.

Возрождение кулинарных традиций в Лавре от Клопотенко

Евгений Клопотенко, раскрученный кулинар, известный своим новаторским школьным меню и популяризацией украинской гастрономической культуры, вместе с автором исторического проекта Реальная история Акимом Галимовым записали эпизод кулинарного шоу, посвященный аутентичным рождественским блюдам. Для съемок они выбрали место, исполненное глубокого исторического и духовного значения — Трапезный храм Киево-Печерской лавры. Этот выпуск стал их попыткой восстановить утраченное культурное наследие через гастрономическую призму и раскрыть богатство украинских традиций.

Главная идея проекта заключалась в воспроизведении праздничного стола, который мог бы украшать трапезу украинцев на Сочельник в древности. В основу эпизода легли 12 традиционных рождественских блюд, рецепты которых Евгений Клопотенко нашел в архивах Киево-Печерской лавры. Среди этих блюд есть настоящие гастрономические сокровища, которые сейчас мало кому известны. Например, пирожки с икрой карася, луком и пшеном или гороховый кисель. Такие рецепты, по словам автора, открывают новую страницу в понимании украинской кулинарной культуры и ее связи с историческими традициями.

Клопотенко пояснил, что вдохновение к созданию этого выпуска возникло из его стремления сохранить и популяризировать украинскую культуру, особенно во времена, когда это жизненно важно для национального единства. Он отметил, что значительная часть украинских традиций была целенаправленно уничтожена советской властью, поэтому восстановление этих знаний стало для него личной миссией.

“В канун Рождества я стараюсь, чтобы как можно больше людей узнало о настоящих традициях этого светлого праздника. Возрожденные блюда не только кулинарными рецептами, но и символами украинской идентичности”, – отметил Клопотенко.

Особенностью съемок, по его словам, стало то, что они происходили в органично вписывающемся месте в контекст рождественской тематики. Именно в архивах Киево-Печерской лавры удалось обнаружить уникальные упоминания о блюдах, которые в свое время могли быть частью праздничного стола. Трапезная палата Киево-Печерской лавры, построенная как трапезная для духовенства, создала аутентичную атмосферу для воспроизведения традиционного рождественского стола. Клопотенко подчеркнул, что съемки производились с соблюдением всех правил и после консультаций со святыми отцами и работниками лаврского заповедника. Участники проекта не готовили еду на месте, а лишь воссоздали облик праздничного стола, чтобы максимально полно показать традиции украинцев.

https://youtube.com/shorts/BkSs-vF3QJU

Рождественский скандал в Лавре: одобрение и поддержка

Перформанс в Киево-Печерской лавре, организованный Евгением Клопотенко и Иваном Галимовым, вызвал бурные реакции в украинском обществе. Часть граждан одобряет такой шаг, видя в нем культурное обновление и популяризацию украинских традиций, в то время как другие считают его неуместным, даже оскорбительным. В такой ситуации ярко прослеживаются противоположные позиции современного использования сакральных мест, то есть еще один раскол еще и в этом вопросе.

В ответ на резонанс в обществе Национальный заповедник Киево-Печерская лавра обнародовал официальное заявление о съемках эпизода о традиционных рождественских блюдах. В тексте заявления уточняется, что мероприятие состоялось в Трапезной палате — историческом помещении, всегда служившем местом для трапез, культурных и образовательных событий. Представители заповедника подчеркнули, что Трапезная палата является частью архитектурного комплекса Киево-Печерской лавры, но не имеет статуса храма. С момента своего создания в конце XIX века это помещение использовалось для общих трапез духовенства, а также для проведения торжеств, культурных мероприятий и образовательных событий. В заявлении подчеркивается, что такие использования пространства полностью соответствуют действующему законодательству и правилам эксплуатации исторических памятников. Также отмечено, что никакого вреда уникальной живописи XX века в процессе съемок не нанесен.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украинские защитницы: достижения и проблемы

Генеральный директор заповедника Максим Остапенко выразил сожаление по поводу того, что событие могло вызвать противоречия или затронуть религиозные чувства отдельных верующих. По его словам, Киево-Печерская лавра является не только сакральным местом, но и важным центром культурного наследия. Поэтому ее администрация стремится достичь баланса между сохранением духовной ценности комплекса и его популяризацией среди украинцев и мира.

«Мы понимаем важность Лавры как сакрального символа для каждого украинца, поэтому все проводимые здесь мероприятия тщательно планируются с учетом исторической и духовной значимости места», – отметил Остапенко.

Часть общества, поддерживающая съемки кулинарного шоу в Лавре, видит в этом попытку осовременить представление о святыне и сделать их более открытыми. Для этой группы украинцев использование сакральных пространств для культурных или образовательных проектов является прогрессивным шагом, помогающим популяризировать наше национальное наследие в мире. Для них это выглядит положительным сигналом: искусство и кухня могут гармонично переплетаться с историей и духовностью.

С другой стороны, критика православных верующих, особенно представителей УПЦ МП, достаточно острая. Например, отец Александр Клименко, известный как победитель шоу «Голос країни», осудил съемки в трапезной, назвав это «кощунством». По его мнению, святыни должны сохранять исключительно религиозную функцию – молитву и духовное сосредоточение. Он подчеркнул, что традиционно трапезная является местом молитвенного потребления пищи, во время которого монахи слушают чтение Священного Писания или духовную литературу. Освещение кулинарной тематики в этом месте он считает попранием святыни. Однако, по мнению определенной части украинцев, критика со стороны УПЦ МП этого события имеет политический подтекст, поскольку эта церковь исторически ассоциируется с Россией, поэтому ее мнения часто вызывают недоверие и бурную реакцию.

В то же время перфоманс Клопотенко гневно критикует большинство украинских верующих, отмечающих неуместность подобных действий. Фразы типа “Что вы делаете? Это святыня!” или «Какой стыд!» явились типичными реакциями в социальных сетях. Эти комментарии указывают на сильное неприятие каких-либо попыток «модернизации» церковного пространства, которое воспринимается как вторжение в праздник. Для православных христиан это выглядит как оскорбление и поругание, они убеждены, что святые места должны оставаться пространством для молитвы, а не площадкой для любых светских мероприятий. Верующие считают это осквернением святыни, которое подрывает ее духовную сущность.

Эта полемика демонстрирует глубокий раскол подходов к использованию сакральных объектов в Украине. Для одних Киево-Печерская лавра – это исключительно религиозное пространство, неприкосновенное и святое. Для других – это историческая памятка, которая имеет потенциал стать площадкой для культурного развития. В центре этого конфликта стоит вопрос: можно ли и нужно адаптировать традиции к современным реалиям, и если да, то какими должны быть пределы такой адаптации?

Следует отметить, что подобные дискуссии не уникальны для Украины. Во многих странах мира дебатируют о балансе между сохранением сакральности исторических мест и их интеграцией в культурный или туристический контекст. Например, в Европе многие соборы и церкви выполняют не только религиозную, но и культурную функцию, принимая концерты, выставки или даже киносъемки. При этом в этих случаях, как правило, обсуждается контекст и соблюдают определенные правила, чтобы избежать образа чувств верующих.

Однако во многих культурах и религиях святыни всегда остаются неприкосновенными. Например, даже невозможно представить, чтобы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме могли бы проходить подобные мероприятия, поскольку это место безусловно сакральное и глубоко почитаемое всеми христианами мира. Сикстинская капелла в Ватикане — еще один пример того, как святыни хранят свою духовную ценность. В этом пространстве даже громкий голос считается нарушением. Посетителям постоянно напоминают о соблюдении тишины через объявление «silenzio» (на итальянском — тишина). Никаких посторонних активностей, кроме молитвы или церемониальных мероприятий там не разрешается. Также сложно представить концерт или светское мероприятие в таких местах как Собор Парижской Богоматери или мечеть Аль-Акса.

Эти примеры показывают, как уважительное отношение к духовным просторам усиливает их значимость даже в секуляризованном мире. В то же время в Украине наблюдается постепенная трансформация святынь в часть светского культурного контекста. Это может создать риск потери не только религиозной идентичности, но и глубокой духовности, которую символизируют эти места.

Ситуация с использованием святынь для светских целей вызывает глубокие размышления о границах между духовным и светским в современном обществе. Киево-Печерская лавра, как символ тысячелетнего духовного наследия, превращается в площадку для событий, далеко не всегда соответствующих ее сакральному характеру. Это подвергает сомнению способность церковных институций сохранять и поддерживать духовное наполнение таких мест.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Построение разумного общества: критическое мышление является ключом к прогрессу

Возрождение святынь не может сводиться только к их физическому возвращению или популяризации через светские форматы. Лаврские пещеры закрыты, монастырская жизнь приходит в упадок, а духовная тишина, которая всегда была сердцем таких мест, заменяется шумом мероприятий и съемок. Это указывает на более глубокое кризисное состояние, где святость уступает место стремлению к адаптации и современности.

Фото: glavcom.ua

Исторические уроки

Следует помнить, что кощунство и надругательство над святынями всегда были кратчайшим путем к конфликтам и даже войнам. Когда святыни становятся объектом насмешек, унижения или коммерческих манипуляций, это не только оскорбляет чувство верующих, но и подрывает основы общественного мира. Особенно опасно, когда религия превращается в часть государственной идеологии, тем более сейчас, во время войны в Украине, ведь это чревато превращением духовных ценностей в инструмент политического влияния и источник манипуляций. Однако это рискованный шаг, который может обернуться катастрофой, если к религии станут относиться как к политическому инструменту, а не к источнику духовного вдохновения.

История знает немало примеров, когда подобные действия становились триггером к трагическим событиям. Одним из более показательных примеров является Французская революция конца XVIII века. Стремясь создать новый порядок, революционеры провозгласили борьбу с религиозными учреждениями. Церкви закрывали, их богатства конфисковывали, а храмы превращали в «храмы разума». Такое пренебрежение к вере привело к массовым беспорядкам, сопротивлению верующих и серьезной социальной дестабилизации.

Другим примером является советский период, когда религия объявлялась опиумом для народа. Храмы разрушали, иконы уничтожали, монастыри закрывали, а священников преследовали. Это повлекло за собой глубокий раскол в обществе, который до сих пор дает о себе знать в виде конфликтов между светскими и религиозными группами.

Еще один пример касается Османской империи, где превращение Собора Святой Софии в мечеть, а затем – в музей, вызвало волну возмущения и протестов среди христианского мира. Это подчеркивает, насколько опасно вмешиваться в святыни, имеющие огромное значение для разных общин.

В XX веке нацистская Германия пыталась интегрировать христианство в идеологию «арийского расизма», что повлекло за собой раскол в церковной среде и углубило напряжение между государством и религиозными общинами. Подобная политика часто имела непредсказуемые последствия, когда духовные лидеры становятся заложниками политических интересов.

Организаторы съемок в Лавре подчеркнули, что целью мероприятия является возрождение украинской культуры. В данном случае следует упомянуть нашу казацкую культуру – важно помнить, что казаки всегда глубоко верующими людьми, они выступали пылкими защитниками веры и святынь. Представим, что во времена казачества в одном из украинских монастырей организовали бы такую ​​развлекательную программу. Реакция казаков была бы немедленной и безжалостной: они рассматривали это как образ веры и культуры. Подобные действия могли бы закончиться суровым наказанием (казнью) для нарушителей, ведь святыни всегда считались неприкосновенными. Кроме того, казаки были не только военными защитниками, но и нравственными авторитетами. Они видели свою миссию в охране духовных и культурных ценностей. Поэтому любая попытка использовать святыни способом, унижающим их сакральное значение, встречала жесткое сопротивление.

В таком случае заявления организаторов шоу о возрождении украинской культуры уходят в разрез с нашим историческим прошлым. Святыни – это не только исторические памятники или объекты культурного наследия. Они являются местом встречи человека с вечным, поэтому требуют особой почтительности и внимания. Неумение церкви или общества обрести баланс между традицией и современностью может привести к духовной пустоте, которая никогда не заменится светскими инновациями. Несмотря на то, что Трапезная палата не является храмом, а частью исторического комплекса Лавры, использование этого пространства для съемок кулинарного шоу вызвало у верующих справедливое возмущение.

Итак, возникает вопрос: можно ли найти компромисс между популяризацией украинской культуры и сохранением религиозных традиций, не нарушая границ допустимого? Конечно, можно, если к этому подходить с умом. Святыни и духовные символы должны использоваться для консолидации общества, а не его раскола, тем более в современных сложных для страны условиях. Уважение к святыням является не только религиозным требованием, оно должно быть основой общественного согласия. История свидетельствует, что пренебрежение святынями всегда имеет разрушительные последствия для государства. Если современное общество стремится сохранить мир и культуру, необходимо относиться к духовному наследию с должным уважением. Использование религиозных объектов в развлекательных целях или как часть политической пропаганды является путем еще больших общественных конфликтов, которых можно и нужно избежать.

Оксана Ищенко

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button