Льготы на коммунальные услуги: что изменилось, кто имеет право как оформить

С начала полномасштабной войны тема оплаты коммунальных услуг для миллионов украинцев приобрела не только финансовое, но и острое социальное измерение. После потери жилья, работы или устойчивого дохода многие граждане оказались в ситуации, когда даже базовые бытовые расходы стали чрезмерной нагрузкой. В этом контексте существующая и ранее система льгот и субсидий получила новое значение. Однако она одновременно усложнилась: изменились основания для предоставления льгот, были пересмотрены механизмы назначения, появились дополнительные условия для некоторых категорий, а именно финансирование претерпело изменения на фоне секвестра бюджета. Сейчас многие граждане сталкиваются с вопросами: кто и на что имеет право? Изменилась ли правовая база, по которой назначаются льготы на оплату коммунальных услуг?
Редакция ИА «ФАКТ» обратилась к профильным юристам адвокатского объединения «Репешко и партнеры», чтобы выяснить, какие правила сейчас действуют, кто имеет право на льготы при оплате коммунальных услуг, как происходит расчет скидок и что важно знать при обращении в органы социальной защиты.
Гарантированная поддержка уязвимых слоев населения является базовым принципом правового демократического государства. Такие программы десятилетиями работали на территории Украины. Но война внесла свои коррективы, разоряя государственный бюджет. Именно в связи с данным фактом официальным органам пришлось пересмотреть принципы поддержки граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальных услуг.
С 1 января 2025 года Кабинет Министров Украины изменил подход к предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Дело в том, что своим постановлением от 31 декабря 2024 № 1553 правительство ввело единый подход для предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги – главным критерием стал среднемесячный совокупный доход семьи. Таким образом, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу. То есть не превышает 4240 грн.
Указанные изменения применяются:
- с 1 января 2025 г. – для лиц, обратившихся за предоставлением льгот в 2025 году;
- после окончания отопительного сезона 2024/2025 года – для лиц, получавших льготы в период до 31.12.2024 включительно.
Следовательно, те граждане, кому льготы были назначены ранее, будут получать их до конца отопительного сезона 2024-2025 годов, то есть до 30 апреля 2025 года включительно и изменения коснутся их уже с нового отопительного сезона.
Отметим, что льготой по оплате коммунальных услуг покрываются следующие платежи:
- за пользование жильем (квартирная плата, плата за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий),
- управление многоквартирным домом,
- коммунальных услуг (централизованные поставки холодной воды, централизованные поставки горячей воды, водоотвод, тепло- и электроснабжение, природный газ (в том числе услуги по транспортировке, распределению и поставке, централизованное отопление, вывоз бытовых отходов), топливо, сжиженный газ,
- телефон, услуги по установке квартирных телефонов.
Что касается льготных категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальных услуг при условии дохода не более 4240 грн, то это:
- Соответственно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»:
- лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, отнесены к категории 3;
- супруги (мужчины) и опекуны (на время попечительства) детей умерших граждан из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к категории 3, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой;
- семьи, имеющие ребенка с инвалидностью, инвалидность которой связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
- дети, потерпевшие от Чернобыльской катастрофы;
- лица, работавшие с момента аварии до 1 июля 1986 г. не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев в течение 1986-1987 годов за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда (по радиационному фактору), связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, выполнявшихся по правительственным задачам,
- лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, отнесенным к категории 1;
- лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, отнесенным к категории 2;
- женам (мужчинам) умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой или опекунам (на время попечительства) детей умерших;
- женам (мужчинам), если та (тот) не женились вторично, умерших граждан, смерть которых связана с участием в ликвидации других ядерных аварий, в ядерных испытаниях, в военных учениях с применением ядерного оружия, в составлении ядерных зарядов и осуществлении на них регламентных работ.
- Соответственно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»:
- участники войны; лица, имеющие особые заслуги перед Родиной;
- вдовы (вдовцы) и родители умерших, имеющих особые заслуги перед Родиной.
- ветераны труда;
- лица, имеющие особые трудовые награды перед Родиной;
- вдовы (вдовцы) и родители умерших, имеющих особые трудовые заслуги перед Родиной.
- Согласно Закону Украины «Об образовании» — пенсионеры, ранее работавшие педагогическими работниками в сельской местности и поселках городского типа и проживающие в них.
- Согласно Основам законодательства Украины о здравоохранении — пенсионеры, ранее работавшие медицинскими и фармацевтическими работниками в сельской местности и поселках городского типа и проживающие в таких населенных пунктах,
- Согласно Закону Украины «О библиотеках и библиотечном деле» — пенсионеры, ранее работавшие в библиотеках в сельской местности и поселках городского типа и проживающие в них).
- Согласно Закону Украины «О защите растений» — пенсионеры, работавшие в сфере защиты растений в сельской местности и проживающие там.
- Согласно Закону Украины «О жертвах нацистских преследований»:
- бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны;
- лица, насильственно вывезенные на принудительные работы на территорию Германии или ее союзников, находившихся в состоянии войны с бывшим Союзом ССР, или на территории оккупированных Германией других государств;
- дети партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистским режимом в тылу врага, которых в связи с патриотической деятельностью их родителей подверглись репрессиям, физическим расправам, гонениям;
- супруги (супруги) умерших жертв нацистских преследований, признанных при жизни лицами с инвалидностью от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам, которые не женились во второй раз.
- Согласно Закону Украины «Об охране детства» — многодетные семьи, детские дома семейного типа и приемные семьи, в которых не менее года проживают трое или более детей, семьи, в которых не менее года проживают трое и более детей, учитывая тех, над которыми установлена опека или попечительство.
- Согласно Закону Украины «О социальной защите детей войны», дети-войнят право на 25% льготу. Напомним, «ребенок войны считается лицо, которое является гражданином Украины и которому на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было меньше 18 лет».
- Согласно Закону Украины «О культуре» — пенсионеры, ранее работавшие в государственных и коммунальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры в сельской местности и поселках городского типа и проживающие в них.
- Соответственно Кодекса гражданской защиты Украины:
- родители и члены семей лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей;
- лица, уволенные со службы гражданской защиты по возрасту, по болезни или по выслуге лет и ставшие лицами с инвалидностью при исполнении служебных обязанностей.
- Соответственно Закону Украины «О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов» — реабилитированным лицам, которые стали лицами с инвалидностью в результате репрессий или являются пенсионерами.
- Соответственно Закону Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»:
- уволенным с военной службы лицам, ставшим лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы;
- родителям и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести во время прохождения военной службы.
- Соответственно Закону Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальной защите»:
- ветеранам военной службы, органов внутренних дел, Национальной полиции, налоговой милиции, Бюро экономической безопасности, государственной пожарной охраны, Государственной уголовно-исполнительной службе, службы гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации;
- вдовам (вдовцам) умерших (погибших) ветеранов военной службы, органов внутренних дел, Национальной полиции, налоговой милиции, Бюро экономической безопасности, государственной пожарной охраны, Государственной уголовно-исполнительной службы, службы гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации.
- Соответственно Закону Украины «О жертвах нацистских преследований»:
- бывшим несовершеннолетним (которым к моменту заключения не исполнилось 18 лет) заключенным концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны, а также детям, родившимся в указанных местах принудительного содержания их родителей;
- бывшим малолетним (которым на момент заключения не исполнилось 14 лет) заключенным концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным лицами с инвалидностью от общего заболевания, трудового увечья и других причин.
- Соответственно Закону Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» — депортированным лицам, которые достигли пенсионного возраста или являются лицами с инвалидностью.
Следует при этом знать, что норма о едином подходе не касается участников боевых действий и лиц с инвалидностью в результате войны. Для них подходы к предоставлению льгот не меняется.
Также следует знать, что членам семьи льготника при предоставлении льгот относятся лица, на которых согласно законодательным актам распространяются льготы:
- жена (супруг);
- их несовершеннолетние дети (до 18 лет);
- холостые совершеннолетние дети, признанные лицами с инвалидностью с детства I и II группы или лицами с инвалидностью I группы;
- нетрудоспособные родители;
- лицо, которое находится под опекой или попечительством льготника и проживает вместе с ним.
При предоставлении льгот в совокупный доход семьи льготника включаются начисленные:
1) пенсия;
2) заработная плата;
3) денежное довольствие;
4) стипендия;
5) социальная помощь (кроме части пособия при рождении ребенка, выплата которого осуществляется единовременно, части пособия при усыновлении ребенка, выплата которой осуществляется единовременно, пособия на погребение, единовременной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством или по решениям органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций независимо от формы собственности; одноразовой государственной денежной помощи «; Заговор под;
6) доходы от предпринимательской деятельности;
7) пособие по безработице и другие выплаты, осуществляемые фондами социального страхования.
Напомним, что в случае отказа в предоставлении данной льготы ее можно обжаловать в судебном порядке в окружной административный суд.