Экономическая

Массовое закрытие ФЛП в Украине: приговор системе, которая не позволяет работать

В последнее время Украина стала свидетелем тревожного явления — массового закрытия физических лиц-предпринимателей (ФЛП). То, что раньше символизировало свободу ведения бизнеса и возможность для каждого реализовать свой предпринимательский потенциал, теперь превратилось в поле битвы между выживанием малого бизнеса и жесткостью регуляторной политики. Предприниматели, которые еще вчера являлись основой экономики, сегодня закрывают свой бизнес из-за налогового давления, бюрократической сложности и изменения правил игры. Такое явление имеет не только экономические, но и социальные последствия. Закрытие их деятельности означает утрату рабочих мест, сокращение налоговых поступлений в бюджет, а также рост недоверия к государственной политике. Что стоит за этим феноменом — экономическая целесообразность или безразличие к рискующим?

Катастрофический закон для ФЛПов

Украинский бизнес вот уже три года работает в условиях полномасштабной войны, заставившей предпринимателей адаптироваться к реальности, где стабильность стала роскошью. Несмотря на постоянные вызовы, от обстрелов до экономической нестабильности бизнес не только выстоял, но и демонстрирует попытки развиваться. Маленькие стартапы, малые предприятия и даже крупные корпорации быстро приспосабливаются в поисках новых рынков, внедряя инновации и адаптируя свои стратегии к беспрецедентным условиям. Они продолжают работать, даже когда их активы под угрозой ракетных обстрелов. Компании инвестируют в новые технологии, диверсифицируют свои услуги и продукты, ищут клиентов за границей. Однако эта видимость устойчивости скрывает острые проблемы, тормозящие возможности для полноценного обновления.

Среди ключевых вызовов, с которыми сталкивается сегодня бизнес, не только физические риски от войны в виде обстрелов или перебоев с электроэнергией, но и комплекс экономических и социальных проблем. Снижение потребительской активности, проблемы с логистикой, нехватка кадров и истощение работников, а также отсутствие платежеспособных клиентов — это создает условия, в которых работать становится все сложнее. Однако вместо того, чтобы поддерживать малый и средний бизнес, являющийся основой экономической стабильности, государство наоборот выбирает путь к усилению давления. Регуляторные требования становятся все более жесткими, налоговое давление растет, а бюрократия вместо упрощения только добавляет новые барьеры.

В конце ноября Президент Украины подписал закон об изменениях в налоговом законодательстве, существенно повысивших налоги для физических лиц и предпринимателей, а также военный сбор — вместо полутора процентов он теперь составляет пять процентов. Последствия этого законодательного новшества стали катастрофическими – по данным Открытая база данных по состоянию на 18 декабря свою деятельность прекратили 22 521 физлицо-предприниматель. Причем особенно заметным поразительной динамикой был день подписания закона, 29 ноября, когда сразу 2 332 ФЛП закрыли свой бизнес. Для сравнения обычно в среднем ежедневно прекращают деятельность около 700 предпринимателей. Следовательно, изменение налоговой политики повлекло за собой резкий скачок в количестве закрытий, что вызвало значительный резонанс среди бизнес-сообщества.

Закрытие ФЛП стало следствием не только повышения налогов, но и накопления других проблем, которые годами игнорировались. В частности, предприниматели указывают на усиление бюрократического давления, непрозрачность правил игры и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. законно, заставляя выбирать между закрытием бизнеса или переходом в теневую экономику.

Вообще с начала 2024 года свою деятельность прекратили 254 288 ФЛП, наибольший пик закрытий пришелся на март, когда закрылись 28 690 предпринимателей. Всплески активности наблюдались также в конце отчетных периодов, что объясняется желанием избежать дополнительных налоговых обязательств. На региональном уровне самый большой отток предпринимателей наблюдался в Киевской, Одесской и Львовской областях. Во Львовской области, например, количество закрытых ФЛП выросло на 15% по сравнению с прошлым годом. Примечательно, что значительная часть закрытых предпринимателей работала в сфере услуг и розничной торговли — в отраслях, наиболее уязвимых к изменениям в налоговой политике.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Технологические инновации в Украине - просмотр новейших технологий

Представители малого бизнеса неоднократно обращались к власти с призывом пересмотреть новую налоговую политику, но все бесполезно. Отсутствие адекватного диалога между правительством и предпринимателями лишь усугубляет ситуацию, подрывая доверие к государственной системе. В то же время представители власти отмечают, что налоговые ставки в Украине остаются одними из самых низких в Европе, и предлагают предпринимателям адаптироваться к новым условиям.

Следует отметить, что с начала войны многие украинские предприниматели были вынуждены переехать за границу. Там они открывают новые компании, платят налоги и развивают экономики Польши, Чехии, Германии и других стран, которые создают для них благоприятные условия. не только инвестиции, но и опыт, рабочие места и инновационные идеи, которые могли бы работать на восстановление Украины. обстрелы, экономическую нестабильность и риски продолжают работать, пополняя госбюджет. Но вместо поддержки они сталкиваются с постоянным давлением со стороны государства: увеличение налоговой нагрузки, штрафы, хаотические регуляции и отсутствие четкой стратегии стимулирования предпринимательства.

ФЛПы всегда были фундаментом украинской экономики, основой местных общин и источником самозанятости. Но сегодня их давят вместо того, чтобы поддерживать. Предпринимателям дают понять, что работать честно в Украине становится все труднее, а иногда почти невозможно. Итак, массовые закрытия ФЛПов и малого бизнеса — это не случайность и не естественный отбор, а следствие системного подрыва предпринимательской среды. Сегодня в Украине работать честно означает не только конкурировать на рынке, но и постоянно бороться с государственными органами, вместо стимулирования создающими препятствия. Государство, которое должно стать союзником, стало врагом, методически вытесняющим из бизнеса последние ресурсы.

Опендатабот, платформа, исследующая предпринимательскую среду, запустила масштабный опрос, чтобы выяснить, как новые налоговые правила повлияли на бизнес. Участие в опросе приняли тысячи предпринимателей, результаты которого ожидаются до конца декабря. Эти данные могут стать важным инструментом оценки реального влияния изменений на экономику и выработки рекомендаций для власти.

Штрафы за использование фискальных чеков старого образца

Кроме налогового давления, с 1 января 2025 г. предпринимателям в Украине грозят значительные штрафы за использование регистраторов расчетных операций (РРО/ПРРО) со старыми фискальными чеками. Об этом заявила, член комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Нина Южанина. Это новшество, закрепленное приказом Министерства финансов №601, может стать очередным ударом по бизнесу, особенно малому и среднему.

Приказ Минфина, вступивший в силу 17 декабря 2024, предусматривает обязательное обновление формы и содержания фискальных чеков. Предпринимателям дали всего 14 дней адаптацию программного обеспечения и перепрограммирования РРО/ПРРО. Пока формировать чеки по старой форме разрешено только до 1 января 2025 года, а для магазинов беспошлинной торговли — до 16 марта 2025 года. После этого старые чеки будут считаться недействительными, а выдача таких документов станет причиной жестких санкций. Следует отметить, что разработка и согласование приказа длилось более года. Однако предпринимателям было предоставлено всего две недели для реализации обновлений. Это ставит бизнес в очень сложную ситуацию, поскольку большинство предпринимателей физически не успевают выполнить технические требования в установленные сроки.

Новые штрафы могут стать разрушительными для бизнеса наряду с высокими налогами. В случае нарушения предпринимателей будут штрафовать на 100% стоимости проданных с нарушениями товаров за первое нарушение и 150% — за следующие. Для некоторых категорий ФЛП-упрощенцев предусмотрены уменьшенные штрафы: 25% за первое нарушение и 50% за повторное. Такие санкции вызвали возмущение предпринимательского сообщества, которое считает, что подобные меры непропорциональны и чрезмерны.

Проблема не только в размере штрафов, но и в технических и организационных аспектах. Перепрограммирование РРО/ПРРО требует времени, средств и профессиональной помощи, которая недоступна для многих предпринимателей в сельской местности или работающих с минимальным бюджетом. Кроме того, рынок программного обеспечения в Украине еще не готов к такому массовому переходу, а многие поставщики услуг просто не успевают обслуживать клиентов в столь сжатые сроки.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Пенсионная реформа: анализ ключевых изменений и перспектив

Новые правила могут спровоцировать еще большую волну закрытия бизнеса. Особенно это касается микропредпринимателей, не имеющих ресурсов для быстрой адаптации к новым требованиям. Вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет государство может столкнуться с дальнейшим ростом теневого сектора экономики и сокращением налоговой базы.

Итак, правительство фактически ставит бизнес перед выбором: либо закрыться, либо работать в тени. Это создает дополнительную нагрузку на тех, кто пытается оставаться легальным и ставит под угрозу развитие малого предпринимательства в Украине. Сейчас ситуация выглядит еще одним примером того, как формальные инициативы без учета реальных возможностей предпринимателей могут иметь обратный эффект.

Последствия давления на ФЛП для Украины

Закон о повышении налогов для ФЛП и введении штрафов за использование фискальных чеков старого образца станет серьезным испытанием для экономики Украины. В то время, когда страна находится в состоянии войны, а экономика едва выживает, такие нововведения могут привести к непредсказуемым и разрушительным последствиям. Они смотрятся как еще один пример того, когда фискальные амбиции страны вступают в прямой конфликт с настоящими потребностями общества.

Предпринимательство, которое всегда являлось одним из ключевых факторов экономической стабильности, сейчас оказалось под угрозой исчезновения. Для многих ФЛП, особенно в сферах розничной торговли, услуг и транспорта, новые налоговые правила превратились в прямой вызов выживанию. Штрафы в размере 100% или даже 150% стоимости проданных товаров — это не только финансовое давление, но и сигнал, что государство готово уничтожать малый бизнес ради мизерных бюджетных поступлений.

В условиях войны малый бизнес не просто обеспечивает товары и услуги, он является опорой местных общин, источником доходов для миллионов семей и важным инструментом социальной стабильности. Закрытие тысяч ФЛП вследствие налогового давления будет означать не только рост безработицы, но и потерю ключевого источника налоговых поступлений, на которое государство так рассчитывает. Ирония ситуации состоит в том, что попытка получить больше налогов может привести к значительному сокращению их базы.

Особенно опасным это будет в послевоенное время, когда страна потребует экономического рывка. Малый бизнес является тем фундаментом, на котором могло бы базироваться восстановление страны. Но если сегодня ФЛПы уничтожаются административными методами, завтра просто некому будет создавать рабочие места и обеспечивать уплату налогов. Восстановление потребует значительных ресурсов, а их будет сложно получить, если малый бизнес останется в руинах.

Кроме того, штрафы за фискальные чеки старого образца смотрятся как проявление абсолютной оторванности власти от реалий. Дать предпринимателям всего 14 дней для адаптации – это не просто глупо, а цинично. В условиях войны, когда многие работают на грани возможностей, обеспечение технического обновления РРО является сложной, если не невозможной задачей. Такая политика толкает предпринимателей к теневой экономике или полному закрытию бизнеса.

Закрытие ФЛП в Украине является сигналом, который звучит громче любых заявлений чиновников. Сигнал о том, что экономическая политика сводится к близорукому желанию наполнить бюджет за счет самых уязвимых. Это не борьба с теневой экономикой, как нас пытаются убедить, а создание условий, в которых предпринимателю дешевле закрыть дело, чем продолжать работу.

Если Украина хочет выжить в условиях войны и обеспечить восстановление после ее завершения, власти должны пересмотреть свой подход к малому бизнесу – заменить репрессивную политику стимулирующей, предоставить налоговые каникулы, разработать программы поддержки, создать реальные условия для развития, а не дополнительные барьеры. В противном случае вместо восстановления мы рискуем оказаться в стране без предпринимательства, инвестиций и будущего. Кроме того, завтра в Украине останутся только те, кто не может уехать, и те, кому все равно. Без малого бизнеса страна продолжит путь превращения в застойную экономику, зависимую от монополий и внешних кредиторов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Check Also
Close
Back to top button