Между качеством и безопасностью: дискуссии о формах обучения продолжаются

Чем ближе учебный год, тем больше разговоров о форме обучения. МОН уже предоставил свои рекомендации по организации учебного процесса, однако они не столько дают дорожную карту для руководства школ, сколько указывают на коридор возможностей, а точнее вариантов выбора в условиях ограничений, наложенных на образование войной. С одной стороны, Министерство призывает школы к внедрению обычного офлайнового режима. С другой стороны, отмечает, что при отсутствии достаточно вместительных хранилищ, учебный процесс следует организовать в смешанной форме. Более того, в условиях сложной ситуации безопасности областные военные администрации могут принимать решения о дистанционном обучении.
В любом случае безопасность всех участников учебного процесса – в приоритете педагогов. И это значит, что в разных условиях, которые варьируются в зависимости от региона, школы будут давать образование по-разному.
Формы обучения в региональном разрезе
Об этом свидетельствует региональная карта, где четко прослеживается выбор школ в зависимости от близости к зоне боевых действий.

Формы обучения де-юре
В целом на 2024-2025 учебный год в украинских школах МОН предоставляет несколько возможных сценариев организации учебного процесса:
- Очный формат. Понятно, что речь идет о привычном способе обучения за партами, но в условиях войны к нему прилагается одно «но». Обучение в обычном формате проводится, если в школе достаточно укрытий для всех участников образовательного процесса.
- Дистанционная форма получения образования – индивидуализированный процесс получения знаний, умений и навыков, который происходит в основном за счет использования дистанционных технологий и компьютерных средств, с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий
В случаях, когда укрытий недостаточно, школы могут организовывать обучение посменно или в смешанном формате, объединяющем очное и дистанционное обучение.
- Смешанный режим обучения не закреплен в законодательстве как отдельная форма получения образования, ведь он предусматривает сочетание очной и дистанционной форм, которым предоставлены дефиниции в законе «Об образовании». В то же время, срок определяется в приказе № 850 от 13.06.2024, где он декларирует определенную очередность (неделя/неделя; день/день) дневной и дистанционной форм, которой и определяется смешанное обучение.
- Индивидуальная форма обучения. Речь идет о том, что школы могут предлагать индивидуальные формы обучения, такие как экстернат, семейное образование и педагогический патронаж. Родители могут переводить детей на эти формы обучения до начала учебного года или в течение учебного года, но не позднее чем за три месяца до годового оценивания или государственной итоговой аттестации.
- Сетевое образование. Предполагается и возможность сетевого обучения, позволяющего учащимся учиться одновременно в нескольких заведениях по индивидуальной программе, включающей профильные курсы, кружки, культурные или спортивные институты.
А де-факто?
Это формы, о которых идет речь де-юре, а что же де-факто?

По данным Института образовательной аналитики, дистанционно посещали школу в ушедшем учебном году около 628 тысяч учеников. В смешанной форме обучалось около 298 тысяч школьников.
Из 5,7 миллиона детей школьного возраста регулярно школу посещали только 2,7 миллиона. Остальные учились фрагментарно и несистемно.
Что говорят родители о результативности обучения и перспективах следующего учебного года?
Галина Ц. Пол класса училось смешано, пол класса онлайн. Результаты по онлайн-обучению ужасающие. Мы смешано занимались. За ребенка было спокойнее, когда он в школе, а не дома. Там укрытие есть, и проконтролируют, что ученики туда пойдут, а дома ребенок даже в коридор не уходил, а у нас других укрытий и нет. В нашей школе также предупредили на будущее, что все будут смешно учиться, а онлайн-классов больше не будет. Однако те школы, где нет укрытий, будут продолжать обучение онлайн полностью, никто им не позволит детей выводить оффлайн. В нашей школе уже несколько классов таких собралось, перешедших из школ без укрытия, потому что им сказали, что только онлайн будет.
Анна Н. Мы учились в прошлом году дистанционно. Но был класс на смешанном обучении. Так вот, классный руководитель, проводя итоговое родительское собрание, сказал, что за весь учебный год он полноценно провел 6 (!!!!!) уроков по физике в классе со смешанным обучением. Еще раз прочтите – 6 уроков в год!
И зачем туда тогда ходить (а многим ездить) на оффлайн?
Александра С. Я категорически против выхода в школу. Нам учительница сказала, что это будут решать в августе и вынудить выходить не могут. Ждем, что будет. Надеюсь на адекватные решения гумдепа.
Елена Г. Все умные люди хотят онлайн. Онлайн в своей школе, с преподавателями именно нашей школы. Это, как я понимаю, и есть запрос общества.
Ольга Ч. Ну как при наличии такого количества тревог и отсутствия света будет проходить обучение, совершенно непонятно. А если принять в расчет, что я должна перевезти ребенка из села, где есть постоянный свет благодаря солнечным батареям, в город, где в квартире все на электричестве и без света не будет ни воды, ни тепла, ни еды, то это полный абсурд. А дистанционка у нас в школе организована на очень высоком уровне. И, по моему мнению, кто не учится на дистанции и в школе учиться не будет.
Марина К. Лично я против офлайна в нашем городе. С количеством тревог, отключение света… о каком обучении может идти речь? Но я работаю почти постоянно дома, и мне, конечно, проще контролировать учебный процесс. Да, большинство материала приходится прорабатывать самостоятельно. Но, на мой взгляд, лучше дома, чем по сомнительным укрытиям, да еще во вторую смену. Начиная от вентиляции, скопления людей, завершая питанием и качеством тех «укрытий», которые в большинстве случаев являются скорее братской могилой, чем спасательным хранилищем.
Не только 1 сентября?
В целом формат и даты начала учебного года могут варьироваться в зависимости от региона и ситуации безопасности. Местные органы власти и областные военные администрации имеют право принимать решение о начале обучения и его формате, учитывая текущую ситуацию и наличие необходимой инфраструктуры для безопасности участников образовательного процесса.
Уже известно несколько городов, где мэрия приняла решение о начале обучения в августе, а не традиционно — с началом осени.
Учебный год для школьников начнется 19 августа. Это решение принято для обеспечения полноценного учебного процесса, учитывая возможные перебои с электроснабжением зимой. В случае блекаута школы Львова будут функционировать как пункты несокрушимости.
В Черновцах учебный год начнется 19 августа. Первый семестр продлится до 29 ноября, а второй семестр — с 3 февраля по 6 июня. Осенних и весенних каникул не будет, вместо этого предусмотрены длинные зимние каникулы.
В Ивано-Франковске рассматривается возможность начала учебного года 1 или 15 августа в зависимости от текущей ситуации в стране.