Министерство образования и науки предлагает сделать акцент на формировании базовой грамотности и национального самосознания старшеклассников, исключив из учебной программы важные предметы
Министерство образования и науки Украины (МОН) анонсировало очередную противоречивую реформу, обещающую коренным образом изменить систему обучения в старших классах. С 2027 г. из списка обязательных предметов для школьников планируют исключить такие дисциплины, как физика, химия и биология. Это решение вызвало широкий общественный резонанс, ведь оно кардинально изменяет привычную систему образования.
В чем суть реформы
МОН предлагает сосредоточиться на формировании базовой грамотности и национальной идентичности, оставив несколько ключевых обязательных предметов:
- Украинский язык и литература
- История Украины
- Английский язык
- Математика
- Физическая культура
- «Защита Украины»
Ученикам также представится возможность выбрать один дополнительный предмет из списка: искусство, технологии, информатика или финансовая грамотность. Это, по словам разработчиков реформы, позволит старшеклассникам специализироваться в направлениях, отвечающих их интересам и профессиональным планам.
Из списка обязательных предметов будут исключены:
- Зарубежная литература
- Всемирная история
- Гражданское образование
- Биология и экология
- География
- Физика и химия
Вместо этого предлагается индивидуальный подход к выбору предметов, предполагающий больше свободы для учащихся в формировании собственного учебного плана.
Тестирование нововведений
Пилотный проект такого новшества стартует уже в 2025 году в избранных лицеях. Это позволит оценить сильные и слабые стороны системы для ее внедрения на национальном уровне. Министерство отмечает, что этот подход направлен на повышение эффективности учебного процесса и улучшение качества образования.
Что думают родители
Реформа уже вызвала оживленное обсуждение среди родителей, педагогов и экспертов. Предлагаем взглянуть на разные точки зрения, собранные из комментариев в соцсетях, показывающих общую картину общественных настроений.
Елена, мама одиннадцатиклассника: “Я считаю, что это верный шаг. Не все дети желают быть физиками либо биологами. Дать им возможность сосредоточиться на действительно интересных предметах — это современный подход”.
Игорь, отец десятиклассницы:“Ребенок хочет стать художницей. Ей интересно направление искусства, и этот выбор ей поможет в дальнейшей жизни. Изучать химию на углубленном уровне ей просто нет смысла.
Светлана, мама девятиклассника: “Как можно оставлять детей без базовых знаний по естественным наукам? Это ограничивает их кругозор и возможности в будущем. Не все определяются по специальности в старшей школе”.
Александр, отец одиннадцатиклассника: “Сокращение предметов приведет к деградации образования. Универсальный уровень знаний должен оставаться обязательным для каждого гражданина.
Взгляды педагогов
Екатерина, учительница биологии: “Я боюсь, что такая реформа лишит детей понимания важных вопросов о здоровье, экологии и науке в целом. К деградации нации??? допускать!”.
Виталий, преподаватель математики: «Индивидуальный подход – это позитив. Но важно обеспечить доступность ресурсов и профессиональность преподавания для избранных дисциплин”.