Миротворчество в действии: как медиация помогает Украине найти путь к устойчивому миру

Сегодня, говоря о войне в Украине, мир все чаще прибегает к поиску соответствующих дипломатических подходов, которые обеспечили бы устойчивый мир в нашей стране. В современной дипломатии возник даже отдельный термин «медиация в миротворчестве» — общее понятие, охватывающее разнообразные инструменты для разрешения внутри- и межгосударственных конфликтов. К ним относятся медиация как таковая, подходы по поддержке медиации и диалоговые процессы, связанные с медиацией. Медиационные усилия обычно предпринимаются внешними актерами, имеющими соответствующие мандаты и инструменты медиации. Ключевую роль в этом играют государства, которые могут внести значительный вклад в достижение мира как в формальных, так и в неформальных, непубличных условиях. В то же время в успешных медиационных кейсах, кроме государств, диалог со сторонами конфликта ведут также не институализированные актеры, обладающие достаточной авторитетностью, экспертными знаниями и высоким уровнем доверия обеих сторон.
Поддержка мирных процессов третьими сторонами
Мирные процессы могут происходить на разных общественных уровнях и быть поддержанными внешними актерами – третьими сторонами. Выделяют четыре уровня:
Первый уровень (Track 1) охватывает политическое и/или военное руководство страны. Уровень предполагает проведение переговоров на самом высоком уровне. Процессы и персоны медиаторов прозрачны для широких масс.
Второй уровень (Track 2) включает лидеров общества, таких как религиозные деятели, интеллектуалы или региональные властные фигуры – власть имущие, имеющие высокий статус в определенной референтной группе или локальном сообществе. На этом уровне применяются различные мероприятия (семинары, комиссии мира), которые будут способствовать взаимопониманию между участниками конфликта.
Третий уровень (Track 3) касается представителей гражданского общества.
Как тут не упомянуть двухступенчатую модель коммуникации Поля Лазарсфельда, согласно которой основная масса людей получает информацию не непосредственно от источника, а из-за лидеров мнений. Они отбирают контент, интерпретируют его, оценивают и передают дальше широкой публике. Здесь срабатывает теория критической массы, заимствованной из ядерной физики, где она указывает на количество вещества, необходимое для поддержания цепной реакции. Таким образом в обществе эта концепция отражает минимальное количество людей или поддержки, необходимой для того, чтобы определенная идея, движение или изменения начали активно развиваться и иметь реальное влияние. Это ориентировочно 10–20% населения. Когда достигается эта критическая масса, изменения могут распространяться быстрее и приобретать характер самостоятельных решений, привлекая все больше людей и стимулируя новые инициативы. Даже миротворческую инициативу необходимо продвигать в обществе, должным образом прояснять ее, чтобы определенные общественные слои не сопротивлялись. Общество разнообразно, поэтому на третьем уровне нужно работать с отрицательными стереотипами, предрассудками, предосторожностями, обусловленными разными идентификационными ориентирами людей.
Примечательно, что доля пострадавшего населения влияет на охват актеров, вовлеченных в медиацию. Когда конфликт затрагивает все население, участие обычных граждан в процессах медиации может стать решающим фактором для достижения устойчивого мира. Граждане могут выразить опасения, надежды и требования, что поможет формировать более полную картину конфликта и найти пути к взаимопониманию. Для успешной медиации важно учитывать не только политические и военные аспекты, но и социокультурные, экономические и экологические. Следует также не только вовлекать людей в медиационные процессы, но и обеспечить их соответствующими знаниями и навыками. Проведение тренингов и воркшопов для граждан, желающих приобщиться к медиации, может существенно повысить эффективность их участия.

На практике оказалось, что целесообразно дополнить эту трехуровневую схему еще одним компонентом – уровнем Track 1.5. На нем влиятельные представители политических и публичных инстанций встречаются в неформальной обстановке. Как правило, это взаимодействие, направленное на подготовку и оценку возможностей для переговоров уровня Track 1. Вместе с тем свой полный потенциал медиация в миротворчестве раскрывает только при условии скоординированного взаимодействия между всеми уровнями. Для устойчивого мирного процесса необходим многоуровневый подход.
В целом работа третьих сторон в конфликтных ситуациях может принимать различные формы на разных уровнях, начиная с Good Offices (предоставления места для переговоров), Shuttle-Diplomacy (челночной дипломатии), сопровождения диалога и медиации, вплоть до арбитража.

Примером Good Offices может служить роль ООН в Кипрском конфликте.
Здесь ООН выступала в качестве посредника, предоставляя место для переговоров между греческими и турецкими киприотами. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Стороны конфликта были поделены так называемой «зеленой линией» — буферной зоной ООН. Страна была пронизана границей, создавшей физический и социальный барьер между греческим и турецким общинами.
Пример классической челночной дипломатии дает президент Турции Эрдоган, стремящийся выступить медиатором между Украиной и Россией с целью склонить нас к возобновлению мирного процесса. Политэксперты считают, что глобальная цель Турции – показать, что они являются единственным незаменимым посредником, а соответственно ключевым государством в регионе и замкнуть на себе важные темы, которые станут автоматически частью любых послевоенных мирных договоренностей между Украиной и Россией.
Сопровождение диалога – здесь можно упомянуть роль Швейцарии в процессе по Сирии. В швейцарском городе Женева не раз проводились переговоры между правительством Сирии и оппозиционными группами при участии международных посредников. Швейцария предоставляла площадку для диалога, обеспечивала фасилитацию процесса, поддерживая нейтральное пространство для обмена мнениями.
Согласно принципам ООН, медиация — это добровольный процесс, в котором третья сторона помогает конфликтующим сторонам предотвратить, разрешить или справиться с конфликтом, способствуя достижению взаимоприемлемых соглашений. Миротворческая медиация включает все этапы переговоров, начиная от первых контактов между медиаторами и сторонами конфликта и достижения соглашений о прекращении огня, вплоть до реализации этих договоренностей. Медиация является важным инструментом как для предотвращения конфликтов, так и для укрепления мира, особенно при исполнении мирных соглашений.
Чтобы ясно понять, что такое медиация, ее следует сравнить с другими процессами, такими как переговоры и арбитраж. Медиация, как и переговоры, направлена на достижение соглашения между сторонами. Однако в медиации привлекается третья сторона, отвечающая за управление и поддержку коммуникационного процесса. В отличие от арбитража третья сторона не предлагает собственное решение, а поддерживает стороны в поиске автономного решения, таким образом, особенно признавая суверенитет и экспертность сторон конфликта.
В качестве примера следует упомянуть арбитражный суд по пограничному спору между Словенией и Хорватией. Эти страны Балканского региона имели территориальные споры после распада Югославии. В 2009 году они согласились передать свои притязания на рассмотрение международного арбитражного суда. В 2017 году было вынесено решение, частично урегулировавшее этот конфликт.
Медиация похожа на дипломатию тем, что оба подхода направлены на мирное разрешение конфликтов. Важной общей чертой ненасильственный характер обоих процессов. Однако ключевая разница состоит в том, что дипломатия служит для достижения внешнеполитических целей страны, тогда как медиация нацелена на нахождение общего решения, удовлетворяющего все стороны конфликта. Поэтому роли дипломатов и медиаторов отличаются, как и их методы работы.
Также дипломаты часто имеют ограничения в работе с определенными сторонами конфликта, в частности, с негосударственными актерами. Медиаторы в соответствующих условиях могут привлекать такие стороны к переговорам. Взаимодействие дипломатии и медиации может значительно повысить эффективность миротворческих процессов и помочь быстрее разрешить конфликты.
В частности, Норвегия выступала медиатором в ходе тайных переговоров между представителями Израиля и Организации освобождения Палестины, завершившейся подписанием соглашений в Осло. Этот процесс стал примером успешной медиации, в результате которой были достигнуты важные договоренности относительно дальнейших переговоров.
Успешным примером использования экспертной команды считается медиация команды во главе с Кофи Аннаном в Кении весной 2008 года. Бывший Генеральный секретарь ООН был приглашен посредником в конфликте между двумя основными политическими лагерями, вспыхнувшим после президентских выборов 2007 года. В ходе беспорядков произошло массовое выдворение людей, и по меньшей мере 1,500 человек погибли.
Чтобы смягчить конфликт, Команда национального диалога и примирения Кении, в состав которой входила Группа видных деятелей Африки, пыталась достичь правительственного сотрудничества и разделения властей между двумя сторонами конфликта. В поисках экспертизы в области правительственного сотрудничества между разными политическими фракциями Германию было приглашено поделиться опытом создания большой коалиции. Единственным представителем неафриканской страны на переговорах был тогдашний государственный министр в Министерстве иностранных дел доктор Гернот Эрлер.
После нескольких месяцев переговоров 14 апреля 2008 была приведена к присяге первая Великая коалиция в Африке. Это способствовало как краткосрочной, так и среднесрочной стабилизации ситуации. Реформированная конституция, принятая в 2010 году, стала основой мирных выборов 2013 года.
Случай Кении показывает, что медиационные команды как профессиональные медиаторы, так и выдающиеся личности могут существенно влиять на успех мирных инициатив. Кроме того, нахождению решений и разрешению конфликта значительно поспособствовала специализированная экспертиза Германии.
Подходы к медиации
Как в теории, так и на практике существуют разные взгляды на то, какие цели должен преследовать процесс медиации, какие техники наиболее приемлемы и какую роль играет медиатор. Можно выделить четыре основных подхода: трансформационную медиацию, фасилитирующую медиацию, формирующую медиацию и медиацию, основанную на власти.
Трансформационный подход рассматривает медиацию как долгосрочный процесс, контролируемый и управляемый самими сторонами конфликта. Основное внимание уделяется изменению отношений между сторонами, признанию их разных интересов и потребностей, а также изменению восприятия себя и оппонентов.
Фасилитирующая медиация фокусируется на построении доверия между сторонами и выявлении основных интересов без предоставления конкретных рекомендаций или решений.
Формирующая медиация предполагает, что медиатор структурирует процесс, собирает предложения по решениям и предлагает разные варианты. Основной целью здесь является нахождение творческих способов разрешения конфликта.
Медиация, основанная на власти, направленная на достижение соглашения с помощью сильного медиатора, использующего свою власть и стратегические, иногда даже манипулятивные методы. Например, применяется метод «кнута и пряника», когда сторонам обещают вознаграждения или угрожают санкциями, чтобы стимулировать их достичь соглашения.
На практике эти подходы часто переплетаются, и медиаторы могут использовать разные подходы на разных этапах процесса медиации. Несмотря на концептуальные отличия, все четыре подхода рассматривают медиацию как добровольный процесс, в котором все стороны участвуют на равных условиях, а медиатор выступает нейтральным посредником. Основными принципами медиации есть добровольность, равноправное участие и беспристрастность.
В контексте полномасштабной войны России против Украины медиация имеет значительный потенциал не только как инструмент прекращения боевых действий, но и как средство подготовки общества к мирному сосуществованию после войны. Критически важно то, что медиация не только способствует достижению соглашений на политическом уровне, но и помогает преодолеть общественные травмы и уменьшить поляризацию в социуме.
В Украине, где война затрагивает все население, роль гражданского общества и неформальных медиаторов (Track 3) становится решающей. Это создает новое понимание медиации как процесса, который действует не только в узком кругу политических элит, но и оказывает массовое влияние, способствующее стабильности и восстановлению страны после войны.