Экспертное мнение

Оборонные контракты без уголовной ответственности Данило Гетманцев оправдывает риски непрозрачности

В июле 2025 года Верховная Рада Украины приняла к рассмотрению законопроект №13423, предусматривающий введение специального правового режима для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Законодательная инициатива предусматривает освобождение должностных лиц таких предприятий от уголовной ответственности за действия, формально содержащие признаки преступления, если они были совершены в процессе выполнения оборонного контракта и преследовали общественно полезную цель. Документ уже зарегистрирован 126 народными депутатами, из которых 123 представляют фракцию «Слуга народа».

Проект закона предлагает создать отдельный механизм правовой защиты для предприятий, включенных в закрытый Перечень оборонно-промышленных предприятий, утверждаемый Министерством обороны. Специальный режим распространяется только на субъекты, выполняющие оборонные государственные контракты в условиях военного времени.

Согласно тексту законопроекта, даже в случае, когда действия сотрудников предприятий формально подпадают под статьи Уголовного кодекса, они не будут нести уголовную ответственность, если будет доказано, что эти действия были непосредственно направлены на выполнение оборонного заказа, не преследовали личную выгоду и преследовали общественную цель. Применение такого иммунитета от уголовного преследования будет возможно при согласовании со стороны Генеральной прокуратуры.

Инициатива вызвала дискуссии в обществе и среди экспертов, поскольку речь идет не только об ошибках в документации или нарушении сроков, но и о потенциальном освобождении от ответственности за коррупционные преступления, если они будут признаны частью производственной или снабженческой деятельности в рамках оборонного заказа.

Свою позицию по законопроекту выразил председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев, который прокомментировал логику и обоснование инициативы. По его словам, в условиях войны оборонная промышленность Украины чрезмерно зарегулирована, что создает риски не только для ее развития, но и для физического существования предприятий. Он отметил, что среди типичных нарушений, возникающих на практике, говорится о несоблюдении экологических норм или норм охраны труда, которые сложно реализовать в условиях срочного выполнения государственного заказа.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Как «слуги народа» украинское село к военной зиме готовят: Николай Томенко поделился своим мнением

Гетманцев подчеркнул, что количество необходимых разрешений и согласований настолько велико, что в мирное время процесс получения всех документов мог бы продолжаться до 2030 или 2031 года. По его словам, предприятия оборонного сектора не могут позволить себе такие задержки, поэтому выполняют задачи в условиях нормативной неопределенности или нарушения.

«Мы выводим бизнес из-под рисков быть закрытым и сесть в тюрьму из-за того, что они работают и не могут сделать иначе. Количество всяких разрешений настолько велико, что если бы они шли по пути мирного получения документов, они бы где-то в 2030–2031 году открылись бы. Спасибо им, что они этого не делают», — заявив Гетманцев.

В то же время, он отметил, что освобождение от уголовной ответственности не означает отсутствия расследования. Каждый случай будет рассматриваться отдельно, а увольнение возможно только по согласованию с Генеральной прокуратурой. Таким образом, механизм не автоматический и требует юридического подтверждения правомерности действий.

В ответ на беспокойство относительно закрытости перечня предприятий, которые могут получить такой статус, Гетманцев признал, что определенная потеря прозрачности допустима в условиях войны. Он заявил: «Я сам занимаюсь борьбой с коррупцией с 2019 года, но в определенных вопросах мы должны идти на риски непрозрачности для того, чтобы сохранить страну».

На вопрос, почему законопроект не ограничивает иммунитет отдельными видами преступлений, Гетманцев ответил, что окончательное решение в каждом конкретном случае будет приниматься судом. По его мнению, это нивелирует риск злоупотреблений.

Подытоживая, Гетманцев подчеркнул, что предложенный законопроект создает баланс между необходимостью оперативного развития оборонного сектора и общегосударственной целью обеспечения эффективного выполнения заказов для Вооруженных сил.

Обсуждение инициативы продолжается. Часть экспертов выражает обеспокоенность тем, что формулировки о «общественно полезной цели» могут быть использованы для снятия ответственности за коррупционные практики. Другие считают, что в условиях полномасштабной войны государство обязано защищать оборонную промышленность даже путем уменьшения стандартов прозрачности.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Что будет после отмены прожиточного минимума: комментарий эксперта по соцполитике Андрея Павловского

Судьба законопроекта будет зависеть от окончательной формулировки его норм до второго чтения и позиции депутатских фракций. Очевидно, что у документа уже есть мощная поддержка фракции «Слуга народа», однако окончательное решение еще не принято.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button