Экспертное мнение

Налогообложение во время военных действий в Украине: комментарий эксперта

Во время войны, несмотря на трудности, очень важно добросовестно уплачивать налоги, формирующие государственный бюджет.

Современное положение дел в Украине с налогообложением ИА «ФАКТ» попросило прокомментировать одного из руководителей Главного управления Государственной налоговой службы в Харьковской области.

Сколько средств в виде контролируемых платежей поступило в государственный бюджет Украины в 2024 году?

Анализируя оперативные данные по контролируемым платежам ГНС, в государственный бюджет Украины за январь-апрель 2024 поступило 372,8 млрд гривен. Согласно показателям Министерства финансов Украины, доходы общего фонда бюджета перевыполнены на 112,6%.

В апреле 2024 года поступления в государственный бюджет от контролируемых платежей ГНС составили 69,1 млрд гривен, а в общий фонд бюджета поступило 60,5 млрд гривен. Перевыполнение показателей доходов общего фонда составляет 9,5% с дополнительными поступлениями в размере 5,2 млрд гривен.

Всего в государственный бюджет за период январь-апрель 2024 поступило 372,8 миллиарда гривен.

В 2023 году в сводный бюджет (центральный и местный вместе) от Государственной налоговой администрации было перечислено 1 трлн 214 млрд гривен налоговых поступлений, за исключением таможенных платежей, это включает:

  • НДС (включая бюджетное возмещение) по произведенным в Украине товарам (работам, услугам), которое составляет 18% от общих поступлений;
  • налог на доходы физических лиц и таможенные пошлины — 41%;
  • налог на товары – 9%.

В общем, именно на домохозяйства как конечных потребителей и получателей доходов приходится 68% всех государственных налогов, в то время как предприятия были основными налоговыми посредниками. При этом они платили:

  • налог на прибыль предприятий – 12%, преимущественно для государственных предприятий и банков;
  • плата за землю – 5%;
  • Единый налог – 5%.

Следовательно, общая сумма налогов, уплаченная предприятиями, составляет 22% от общих налоговых поступлений, в то время когда налог на имущество составляет 4% как для предприятий, так и для физических лиц, а экологический налог — лишь 0,3%.

Следует отметить, что распределение налоговых поступлений между домохозяйствами и предприятиями составляет 68% по сравнению с 22%.

В настоящее время общая ситуация с налогами в 2024 году такова:

  1. Ситуация с акцизными сборами значительно улучшилась.
  2. Прирост сальдового поступления НДС в бюджет произошел из-за сокращения объемов возмещения при экспорте сырья.
  3. Тезис о постепенной отмене возмещения НДС по сырьевому экспорту имеет основания, поскольку это может увеличить налоговые поступления и уменьшить перераспределение государственных средств в пользу нескольких ФПГ.
  4. Стимулирование доходов населения через сектор обороны способствует рециркуляционной финансовой бюджетной модели, увеличивая внутренний платежеспособный спрос и доходы бюджета.
  5. Бизнес почти не платит налог на прибыль, особенно с учетом государственных компаний и банков.
  6. Разговоры об уменьшении ставки налога на прибыль считаются неэффективными.
  7. Применение механизма уменьшения налоговых обязательств за счет инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и инновации считается более целесообразным.

Налог на «завышенные прибыли», как в случае с банками, был бы хорошим шагом вперед, и этот опыт следовало бы распространить на другие типы предприятий, получающих сверхприбыли в военное время.

Налоги на ренту и экологические сборы незначительны, несмотря на то, что промышленность в основном ориентирована на перераспределение в пользу уязвимых слоев и добычу природных ресурсов.

Ситуация с налогом на недвижимость аномальна. С одной стороны, люди платят за свои квартиры, а с другой – не существует эффективного налога на предметы роскоши и значительные активы, более того, налоги, которые должны уплачиваться с рыночной стоимости, уплачиваются на основе площади. То есть старая трехкомнатная квартира в пригороде платит гораздо больше налогов, чем однокомнатная квартира в элитном комплексе в центре столицы, хотя ее стоимость в разы выше. По общему правилу, налог на недвижимость отличается от земельного налога, рассчитываемого таким образом.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Кто-то хайпонул, все подхватили, и понеслось": эксперт о якобы отравленных украинских реках

Размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года, умножен на процент ставки налога, определяемый в зависимости от типа объекта недвижимости. По состоянию на 1 января 2023 ставка налога составляла 6700 гривен, а после 1 января 2024 — 7100 гривен, при этом максимальная ставка налога за 1 кв. метр не может превосходить 1,5%.

Какие изменения в налогообложении в период военного положения?

Как известно, Верховная Рада приняла существенные изменения в законодательство, предусматривающие значительное ослабление налогообложения для бизнеса на период военного положения. В частности, возможность перехода на упрощенную систему налогообложения для компаний с оборотом до 10 млрд грн с уплатой налога с оборота по ставке 2% (позднее ограничение в 10 млрд грн было снято, что предоставило право почти всем предприятиям, за некоторыми исключениями, воспользоваться этой налоговой новацией ). Это выглядит как крайне либеральная модель налогообложения для многих компаний, вынужденная антикризисная мера государства для стабилизации экономики в военное время. Также снижен ряд ставок других налогов, например, акциза, НДС на определенные товары, отменены налоги на землю и арендная плата для определенных земель.

Согласно последним изменениям в НКУ, сельским, городским советам и военным/военно-гражданским администрациям предоставлены дополнительные полномочия, которые важны для налогоплательщиков. Согласно подразделу 10 раздела XX, пункта 69.22 статьи 69 НКУ, относительно объектов недвижимого имущества (в том числе недвижимости), отличных от земельных участков, которые получили незначительные повреждения вследствие военных действий, пригодны для проживания/использования и восстановлены путем проведения текущего ремонта , сельский, городской совет, военная или военно-гражданская администрация имеет следующие права:

  1. устанавливать по решению соответствующего органа местного самоуправления льготные ставки налога на отдельные виды недвижимого имущества, отличного от земельного участка, на соответствующей территории;
  2. освобождение от налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельного участка.

Ставки необходимо сверять с соответствующими решениями сельского или городского совета, на территории которого находится объект недвижимости. Эти решения можно найти на их официальных сайтах.

Следует отметить, что ставка налога на недвижимое имущество отлична от земельного участка, она определяется соответствующим органом местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимости. В то же время, в условиях военного положения ставка налога может быть уменьшена по решению местной администрации, а также военной или военно-гражданской администрации, для объектов недвижимости, которые получили незначительные повреждения вследствие военных действий и пригодны для использования в жилищных/хозяйственных целях.

Кто может не платить налоги в 2024 году за налоговый 2023 год?

  1. Граждане проживающие на территориях, где ведутся боевые действия.
  2. Владельцы жилья на временно оккупированных территориях.
  3. Украинцы, чье жилье стало непригодным для проживания из-за войны.
  4. Многодетные семьи.
  5. Одинокие матери, воспитывающие детей-сирот или детей с инвалидностью.
  6. Участники АТО.

Какая недвижимость не подлежит налогообложению в 2024 году?

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, не начисляется и не уплачивается:

  1. Для физических и юридических лиц объекты жилой и/или нежилой недвижимости (в том числе их части), расположенные в зоне проведения антитеррористической операции или на временно оккупированной Российской Федерацией территории Украины.
  2. Объекты жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности юридических и/или физических лиц, в том числе их доли, разрушены в результате военных действий и внесены сведения об их уничтожении в реестр прав собственности.
  3. Объекты жилой и/или нежилой недвижимости, нуждающиеся в капитальном ремонте, реконструкции или реставрации, повреждены в результате конфликта, находящихся в собственности физических и/или юридических лиц и данные о повреждениях которых внесены в имущественный реестр.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Экологические вопросы в украинских медиа и угроза исчезновения воробьев: что говорят эксперты

Следует добавить, что обязательным условием освобождения от налогообложения поврежденной или разрушенной недвижимости как для физических, так и для юридических лиц является внесение информации о поврежденной или разрушенной недвижимости в реестр прав собственности.

Что делать, если налоговая начислила налог, не подлежащий уплате?

Плательщики имущественных налогов вправе обратиться в контролирующий орган налоговой инспекции для проверки следующей информации, а именно:

  1. объектов жилой и/или нежилой недвижимости (в том числе акций, находящихся в собственности налогоплательщика);
  2. общей площади объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности налогоплательщика;
  3. наличие права на льготу по налогу;
  4. размер ставки налога;
  5. сумма неуплаченного налога.

Налогоплательщики, задекларировавшие налоговое обязательство за 2022-2023 годы за объекты жилой и/или нежилой недвижимости, расположены в зонах конфликта, временно оккупированных Российской Федерацией или на территории Украины, путем представления уточняющей декларации за соответствующий период в порядке, установленном Налоговым кодексом имеют право откорректировать сумму налога, подлежащую уплате по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка за 2022 и 2023 годы.

На практике применение этой налоговой льготы в период действия военного положения для юридических лиц при исчислении налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, из объектов недвижимости, расположенных в зонах проведения антитеррористической операции, выглядит следующим образом:

Налогоплательщики применяют налоговую льготу для объектов, расположенных на территориях, где ведутся (или велись) боевые действия, утвержденную в соответствии с Приказом Министерства реинтеграции № 309 от 22 декабря 2022 года, и представляют декларацию о разъяснениях по вопросам налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельного участка.

После представления декларации налоговая администрация проведет внутреннюю налоговую проверку и по ее результатам подготовит акт об «арифметических ошибках» в поданной налогоплательщиком декларации. Это не учитывает изменения в Налоговый кодекс по временному освобождению от уплаты этого налога.

Как следствие, если налогоплательщик пытался применить налоговые льготы к недвижимому имуществу, отличному от земельного участка, налоговые органы взимали сам налог и дополнительный штраф. Поэтому налогоплательщики были вынуждены оспаривать налоговые уведомления-решения по результатам налоговых проверок в административном или судебном порядке.

Как показывает практика, выиграют те налогоплательщики, которые рискнули и воспользовались своим правом на освобождение от уплаты налога на недвижимость во время конфликта в регионе.

С принятием изменений в Налоговый кодекс Украины и в соответствии с Налоговым кодексом Украины происходит отмена (отзыв) налоговых уведомлений-решений, вынесенных в 2022 и 2023 годах в части уплаты налогов, исчисленных в соответствии со статьей 266 Налогового кодекса об объектах недвижимости на основании освобождения от уплаты налога. Налоги и штрафы, начисленные административными органами в связи с принятием изменений в Налоговый кодекс Украины и решение коллизии между компетенцией Кабинета Министров Украины относительно определения перечня территорий, на которых велись (ведутся) боевые действия или временно оккупированы Федерацией, и компетенцией Министерства реинтеграции, определившее этот перечень приказом № 309 от 22 декабря 2022 года, подлежат отмене. Денежные обязательства по штрафам подлежат аннулированию. Перечень таких регионов составлен в соответствии с Постановлением № 1364 от 12 декабря 2022 года, принятым Кабинетом Министров Украины 6 декабря 2022 года.

Любая переплата по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, возникшего вследствие отмены налогового уведомления-решения, засчитывается только в счет будущих платежей по этому налогу, а при наличии у налогоплательщика налогового долга по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка и переплата засчитывается в счет погашения этого долга.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button