Экономические

От образцовой к средней: как Франция потеряла экономическое лидерство в Европе

Франция снова стоит на перекрестке штормовых ветров, балансируя между волнами экономической нестабильности и хрупкими мостами политического единства. Премьер-министр Мишель Барнье, пытающийся удержать правительство на плаву, получил временную отсрочку после того, как рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило рейтинг страны на уровне AA-. Это решение стало глотком воздуха для страны вин и сыров, но ситуация остается на грани.

В шкале S&P рейтинг AA- относится к одной из самых высоких категорий, немного уступая рейтингам AA+ и AA, отражающим незначительные отличия в финансовой стабильности. Для поддержания этого уровня страна должна поддерживать экономическую стабильность и прозрачность финансовой политики. Для сравнения: в декабре 2024 года, по данным агентства S&P, аналогичный кредитный рейтинг на уровне AA имеют также Чехия и Китай.

Как Франция из экономической «отличницы» превратилась в «хорошистку»

Подобно тому, как отличнице унизительно стать просто хорошисткой, тогда как для троечницы это было бы вершиной счастья, для Франции – второй экономики Европы – досадно было спуститься за последние годы в кредитном рейтинге Standard & Poor’s на 4 строчки. Так, в январе 2012-го Франция потеряла свой самый высокий из возможных рейтинг AAA, опустившись на одну строчку до AA+. Это решение стало следствием экономической нестабильности и растущей долговой нагрузки. В ноябре 2013 года S&P снова ухудшило рейтинг Франции, AA+ к просто AA.

В декабре 2014 года Франция потеряла еще одну позицию, когда рейтинг был окончательно снижен до AA-. Наконец, в мае этого года рейтинг Франции снизили до AA-, что указывает на длительные экономические проблемы, прежде всего, высокий госдолг и медленный рост. Это понижение отражает глубочайшие структурные трудности экономики.

S&P отметило, что, несмотря на политическую нестабильность, Франция все еще «на плаву» благодаря реформам рынка труда, введенным президентом Макроном, сбережениям граждан, значительному экспорту и преимуществам членства в Евросоюзе.

Как политическая фрагментация и экономические вызовы испытывают Францию ​​на прочность

Агентство отметило сложности, вызванные политической фрагментацией, что усложняет бюджетное управление. Кризис усилился после снижения кредитного рейтинга Франции в мае. В ответ Макрон назначил внеочередные выборы, что лишь усугубило ситуацию: Национальная ассамблея раскололась между левыми, пропрезидентскими центристами и усиленным Национальным объединением Ле Пен. Такая сепарация делает невозможным быстрое принятие важных решений, в частности бюджетных.

На Францию ​​давят и рынки облигаций. Разрыв между доходностью французских и немецких 10-летних облигаций достиг критической отметки, что свидетельствует о росте рисков для инвесторов. государственного долга и дефицита бюджета в долгосрочной перспективе Его уступки вызвали новые требования Ле Пен, поставившей ультиматум: либо ее условия будут учтены в ближайшее время, либо правительство потеряет поддержку.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Кризис бездомности в Великобритании: чья боль в первую очередь

Прогнозы экспертов по государственным финансам выглядят пессимистично. Налоговые поступления ниже ожидаемых, а дефицит бюджета превышает 6% ВВП вместо запланированных 4,4%. Это усложняет планы правительства сократить расходы на 60 миллиардов евро и вернуть дефицит до 5% в следующем году. Барнье пытается протолкнуть бюджетные реформы, но сталкивается с угрозами вотума недоверия, в частности со стороны союзников Ле Пен.

Министр финансов Арман предупредил, что отсутствие бюджета и политическая нестабильность могут привести к внезапному росту расходов по финансированию государственного долга. Он отметил, что, хотя базовые услуги останутся доступными, отсутствие ясности может нанести вред доверию домохозяйств, инвестициям бизнеса и общему экономическому росту.

Франция находится на грани. Политическая фрагментация и экономические вызовы испытывают ее на прочность, и если решения не будут найдены в ближайшее время, последствия будут ощущаться не только страной, но и всей еврозоной.

Драматическая борьба Франции за бюджет: уроки для Европы и Украины

Сложно переоценить роль кредитных рейтингов в современной экономике. Недавнее подтверждение рейтинга Франции агентством S&P стало для страны передышкой, но в то же время сигналом к ​​действию. Высокая зависимость экономической политики от внешних оценок показывает уязвимость текущей ситуации.

Согласно прогнозам, если Франция не развяжет гордиев узел дефицита бюджета, рейтинг может быть снижен, а это усложнит доступ к финансированию и чревато экономической стагнацией. Снижение кредитного рейтинга второй экономики Европы может усложнить ей доступ к финансированию из-за удорожания заимствований на международных рынках. Простыми словами, государство будет вынуждено платить более высокие проценты за свои облигации (Франция, как и большинство стран, финансирует дефицит бюджета из-за выпуска облигаций, покупаемых банками, пенсионными фондами и международными учреждениями). Это увеличит расходы по обслуживанию долга и снизит доверие институциональных инвесторов. Далее следует ожидать цепную реакцию: правительство столкнется с трудностями в финансировании бюджетных программ, рост ставок повлияет на бизнес, ограничивая инвестиции и замедляя экономическое развитие, что может привести к стагнации.

Экономическое давление становится все более ощутимым. Дефицит бюджета в 6,2% от ВВП превышает запланированные показатели. Для сравнения: на 2024 год бюджетный дефицит Германии — первой экономики еврозоны – составляет примерно 1,75% от ВВП. В целом в еврозоне в этом году дефицит бюджета прогнозируется на уровне 3,0% ВВП с постепенным понижением до 2,8% в 2026 году.

Налоговые поступления падают, а расходы растут. Правительство Барнье пытается снизить дефицит, но этот процесс сталкивается с политическим сопротивлением. Тем временем радикальные силы, олицетворяемые сторонниками Ле Пен, становятся более влиятельными и создают риск дополнительных политических потрясений.

Затяжной экономический шторм во Франции отражает происходящее и в других европейских государствах. Правительства сталкиваются с фрагментацией – ростом популистских и радикальных движений, затрудняющих формирование стабильных коалиций. В ЕС происходят изменения в политике и структурах из-за экономических кризисов, инфляции и геополитических проблем.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Соглашение между ADNOC и Covestro: как энергетический переход влияет на рынок пластмасс

Украина со своей стороны сталкивается с похожими проблемами, хотя и в другом геополитическом контексте. Длительная война оказала беспрецедентное давление на экономику и политическую систему. Внутриполитические риски, фрагментация парламента и борьба за контроль над властью напоминают вызовы Франции, но они осложнены угрозами безопасности.

Что объединяет Францию, Украину и Европу в целом, так это рост социальной напряженности. Неравенство, экономические трудности и чувство незащищенности катализируют общественные протесты, еще более дестабилизирующие правительства. В этих условиях от правительств требуется не только экономическая мудрость, но и политическая воля.

Экономический термометр: как изменялся кредитный рейтинг Украины

За последние годы рейтинг Украины сильно «штормило» из-за экономических реформ, политических событий и военных конфликтов. Эти изменения напоминают колебания электрокардиограммы: то стремительные взлеты и падения, свидетельствующие о потрясении, то более ровные линии, символизирующие короткие периоды стабильности и восстановления.

С 2010 по 2013 год Украина восстанавливалась после мирового финансового кризиса. Ее экономика стабилизировалась, а международные рейтинговые агентства улучшали оценки финансовой состоятельности страны. В 2010-м S&P повысило рейтинг Украины до уровней B- для валютных обязательств и B для гривневых.

Однако в 2014 году из-за смены власти, аннексии Крыма и начала войны на Востоке ситуация резко ухудшилась. Рейтинги начали падать: в 2014 году S&P снизило их до CCC, а в 2015-м – к SD (это так называемый выборочный дефолт — эту же критическую оценку у Украины и сегодня) из-за экономического кризиса и риска неплатежеспособности.

Очередное восстановление началось с 2016 года благодаря реформам и сотрудничеству с международными финансовыми организациями. К 2021 году ситуация улучшилась, и рейтинги Украины начали расти.

Но в 2022 году российская агрессия нанесла сокрушительный удар по отечественной экономике. Вполне закономерно, что рейтинги государства резко снизились: в августе 2022 года Fitch оценило Украину как RD (ограниченный дефолт), хотя после реструктуризации долгов рейтинг повысили до CC.

Теперь кредитный рейтинг Украины по версии агентства S&P составляет SD (выборочный дефолт). снижение произошло в августе после того, как Украина пропустила выплату купонного дохода по еврооблигациям 2026 года.

Рейтинг SD означает, что страна не выполнила свои обязательства по определенным долговым инструментам, но продолжает обслуживать другие. В этом случае пропуск выплаты был связан с решением правительства приостановить выплаты по внешним долговым обязательствам до завершения процесса реструктуризации долга.

Следует отметить, что после завершения реструктуризации долга S&P может просмотреть рейтинг Украины. Обычно после успешного завершения таких процессов рейтинги повышаются до уровней в категориях CCC или B, в зависимости от новых условий долговых обязательств и общей финансовой ситуации в стране.

…Франция, как и многие другие страны, оказалась на развилке, столкнувшись с вызовами, испытывающими ее способность выстоять перед волнами глобальных экономических изменений. Если не извлечь уроки из этого кризиса, последствия могут стать настоящим землетрясением для всей Европы. Украина должна воспринять этот сигнал как предупреждение, чтобы избежать подобных потрясений и сосредоточиться на укреплении собственной стабильности, прежде чем будет поздно.

Татьяна Викторова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button