«Песочница конфиденциальности» разрушена: 3 миллиарда пользователей Google Chrome потеряли шанс на конфиденциальность в интернете
Как известно, сторонние файлы cookie являются одной из наиболее распространенных отслеживающих технологий, позволяющей рекламным компаниям и брокерам данных собирать и продавать информацию о действиях пользователей в Интернете.

В июле компания Google подтвердила, что ее долгожданное уничтожение ужасающих файлов cookie для отслеживания в браузере Chrome снова не произошло. Компания пыталась прийти к регуляторам консенсуса, который бы сбалансировал ее собственные интересы с интересами маркетинговой индустрии – но бесполезно. «Мы предлагаем обновленный подход, расширяющий выбор пользователей», — дразнила компания 22 июля, прежде чем фрапировать свою аудиторию. «Вместо того чтобы обесценивать посторонние файлы cookie, мы внедрим в Chrome новый опыт, который позволит людям делать осознанный выбор, применяемый ко всему их веб-серфингу».
Добро пожаловать в Матрицу
Скорее всего, это означает, что за свое право серфить во всемирной сети пользователи могут отплатить поисковой системе, выбрав одну из нескольких зол: отслеживание файлов cookie, полуанонимное API Google Topics и получастный просмотр. Также, вероятно, гугл-серферы смогут в любое время изменить свой выбор. Но это еще не согласовано.
Это плохая новость для 3 миллиардов пользователей Chrome, большинство из которых никогда не изменят свои настройки, и которые предпочли бы пользоваться более частным браузером.
Эта ситуация подарила Apple маркетинговый креатив: в своем рекламном ролике телекоммуникационный гигант использовал сцены из фильма Хичкока «Птицы», чтобы максимально наглядно продемонстрировать, как за пользователями следят при просмотре ими веб-страниц, пока Safari не приходит на помощь.
Примечательно, что всего за несколько часов до этой шокирующей новости EFF (международная некоммерческая группа по защите цифровых прав, базирующаяся в Сан-Франциско, Калифорния) сочла уместным сообщить, что «Песочница конфиденциальности» — это способ Google позволить рекламодателям продолжать таргетировать рекламу на основе вашего поведения в Интернете, даже после того, как Chrome завершит долгожданный отказ от посторонних файлов cookie.
Очередной фальстарт «Песочницы конфиденциальности»
Благими намерениями устлана дорога в ад. Да, программа Google «Песочница конфиденциальности» стремилась найти альтернативу файлам cookie для отслеживания, но все время страдала от фальстартов. Обещание Google уничтожить отслеживающие файлы cookie остается обещанием уже четыре года. Даже объединение пользователей в группы единомышленников не предотвратит снятие цифровых отпечатков пальцев, как было обещано.
«Мы с нетерпением ждем продолжения сотрудничества с экосистемой на следующем этапе пути в более частный Интернет», — прокомментировала компания Google. Но действия говорят сами за себя: ее решение сохранить отслеживание файлов cookie, признав при этом, что альтернативный план создания более частного Интернета провалился, рискует показаться пустым звуком.
В семье браузеров не без уродца
Основной проблемой «песочницы конфиденциальности» Google была двойная роль этого технологического гиганта: с одной стороны, он выступает главным охранником конфиденциальности своих пользователей, а с другой – главным бенефициаром от монетизации всех этих данных.
EFF уверен, что стратегия Google «подчеркивает их постоянную приверженность прибыли, а не конфиденциальности пользователей». Safari и Firefox нашли способы по умолчанию блокировать посторонние файлы cookie с 2020 года, Google пообещал сделать то же самое, но обещания не сдержал.
Уход Google от своей «песочницы конфиденциальности» к модели конфиденциальности, основанной на согласии, может оказаться не всем, на что надеется индустрия цифровой рекламы. Как отмечает Digiday, «Google не совсем убивает посторонние файлы cookie; он просто передает эту работу пользователям». И это снова наталкивает на еще один интересный поворот – Apple.
«Прозрачность отслеживания приложений» от Apple vs «новый опыт» в Chrome
По мнению анонимного руководителя рекламного отдела, конфиденциальность – это козел отпущения, который Google и Apple используют для создания преимуществ для своего бизнеса. Google все еще имеет доступ ко всем данным на уровне транзакций, оба конкурента используют системы идентификации, предпочитающие большие платформы и обладающие огромными базами данных для входа в систему.
Как один из лидеров мировой IT индустрии Apple давно задает эталоны надежности и контролируемой конфиденциальности и отмежевывается своими маркетинговыми приемами от конкурента Google. Очевидно, что сложные отношения между Google и Apple наблюдаются и в этой истории, когда Apple запустила кампанию по защите конфиденциальности в Safari и рекламу атак на Chrome за несколько дней до новостей о файлах cookie.
«Три года назад, — объясняет Digiday, — [Apple] ввела то, что можно назвать вежливым швейцаром для каждого приложения на телефоне пользователя. Прежде чем разрешить программе следовать за пользователем других программ или сайтов, швейцар спрашивает: «Можно ли, чтобы эта программа следила за тем, что вы делаете где-нибудь?». Пользователь может ответить «да» или «нет».
Речь идет о «Прозрачности отслеживания приложений» от Apple, изменившей правила игры в сфере конфиденциальности смартфонов. Чтобы не попасть в аутсайдеры, Google намекнул, что сделает нечто подобное, предложив рынку новый опыт в Chrome, который позволит пользователям делать осознанный выбор во время просмотра веб-страниц, который они смогут изменить в любое время.
Возможно, Google видит риск того, что таким образом получит дисбаланс в доступе к данным. Как будет работать такой запрос пользователя, еще предстоит выяснить, но очевидно, что Chrome движется к модели конфиденциальности, основанной на согласии. Это означает, что веб-реклама начинает отражать рекламу в мобильных приложениях, где и Google и Apple уже используют подсказки на основе согласия для управления настройками конфиденциальности.
Татьяна Морараш