Почему тысячи украинских абитуриентов отказались от бюджетных мест: неожиданные причины и реальные мотивы
Около семи тысяч украинских абитуриентов, добывших в борьбе за бюджетные места, отказались от них в пользу других предложений. В МОН предполагают, что это произошло из-за того, что поступающие находятся за границей или предпочли частные вузы, где бюджетная форма обучения отсутствует. Обе версии вызывают сомнения, поскольку у них прослеживается желание Министерства избежать ответственности за недостатки нынешней вступительной кампании, в том числе за слабую информационную поддержку. Отдельную проблему составляет и бюджетное финансирование специальностей и образовательных программ, не привлекательных для абитуриентов. И самое главное, оба предположения оставляют открытым вопрос: «Зачем абитуриенты подавались на бюджет, если из-за пребывания за границей или интереса к частным заведениям не планировали им воспользоваться?»
Как отвечают на этот вопрос сами поступающие и их родители?
В Телеграмм-канале Вступ.освіта.UA под новостью развернулась оживленная дискуссия, доказывающая, что представители МОН неверно оценили причины отказа поступающих от возможности учиться на бюджете.
Как объясняют свой выбор сами абитуриенты?
Выбор в пользу контракта часто связан со значительным сокращением бюджетных мест на желанные специальности. Например, в паспорте образовательной программы на официальных ресурсах указывалось максимальное количество мест — 45, а фактически их было всего 17. Абитуриенты подавали заявления, сначала выбирая те вузы, куда хотели поступить больше всего, по 1-му и 2-му приоритетам. Приоритеты 3, 4 и 5 проставляли часто без особой мотивации, просто «чтобы было». Из-за сокращения мест по первому приоритету поступали в бюджет по 5-му приоритету, который не отвечал их интересам. День-другой, а то и неделю поразмыслили: зачем мне «Железнодорожный транспорт» или «Прикладная механика», если я мечтал стать маркетологом или дипломатом? И, наконец, избрали контрактную форму обучения.
По данным ресурса Вступ.освіта.ua, средняя стоимость обучения по второму (бакалаврскому) уровню составляет 26 700 грн в год. Многие учебные заведения позволяют платить за обучение помесячно. Какая сумма выходит? Чуть больше двух тысяч в месяц. Трудно назвать ее неподъемной, особенно с учетом стоимости услуг репетиторов, учебных центров по подготовке к НМТ, различных творческих и спортивных секций, к которым привыкли школьники и их родители.
Как видим, для семи тысяч поступающих, отдавших предпочтение мечте, а не экономии, стоимость обучения не стала слишком обременительной для семейного бюджета.
“Много отказов из-за очного обучения. Дети вступали, думая, что будет онлайн”, — это еще одно объяснение от родителей, надеявшихся на дистанционное обучение. Не секрет, что многие школьники учились в украинских учебных заведениях, находясь за границей. Оттуда они поступали и в ЗВО, рассчитывая на дистанционное обучение. Однако многочисленные университеты, под давлением уставших от онлайна и мечтающих снова сесть за парту, объявили об офлайн-формате. Так что действительно абитуриентам за рубежом пришлось корректировать свой выбор и отказываться даже от бюджетного предложения.
Но есть и кардинально иная трактовка: “Если честно, то большинство университетов на дистанционной форме обучения и получают бюджет именно там. У меня два друга получили бюджет, но дистанционный, поэтому они выбрали контракт, чтобы ходить очно”.
Действительно, абитуриентам трудно угодить: кто-то из них во что бы то ни стало хочет учиться оффлайн, кому-то наоборот удобное дистанционное обучение. Поэтому отказ от бюджета здесь мотивируется обеими причинами, в зависимости от ситуации.
Многие комментарии касаются непрозрачности системы приема в вузы:
“Я уверена, что проблема в том, что у школьников вообще нет понятия, как работает вся система поступления в универы. Это не объясняют в школах, хотя по моему мнению должны. И потому люди ставят приоритеты как попало и в результате получают бюджет не там, где хотят учиться. Ну и конечно какая-то доля поступающих может просто передумать, но не думаю, что такое большое количество”.
«Я лично считаю, что в школах должна существовать нормальная система профориентации и реальной подготовки к будущему поступлению. И это должен быть не один тест (в лучшем случае) по Климову, который скажет тебе, что ты «человек-природа», а системная работа со школьниками на протяжении всего обучения. Чтобы дети и подростки вообще знали, какие существуют варианты дальнейшего образования и что для этого нужно”.
“Я думала, что будет несколько рекомендаций на бюджет, из которых можно выбрать одну. Хотелось бы больше разъяснений от МОН к будущему”.
“Мы сделали это не бездумно, мы с испуга, вдруг никуда в другое место не вступим. И чуть-чуть не в курсе были, что место сгорит, а не следующему перейдет. Честно говоря, туда и желающих немного было, так что думаю, никому планов сильно не испортили”.
Как видим, информационная поддержка поступающих в этом году была недостаточной. Это привело ко многим ошибочным представлениям о работе системы вступления. Нельзя также игнорировать определенное безразличие самих поступающих, которые не определились с выбором профессии до начала вступительной кампании, и до последнего решали, какую образовательную программу и в каком вузе выбрать.
В этом году абитуриентам была предоставлена возможность поступить на 80 268 бюджетных мест. Процент отказавшихся от бюджетных мест составляет примерно 8,72%. Это тревожная цифра, которая, надеемся, заставит МОН пересмотреть политику поддержки образовательных программ. Некоторые из них, по-видимому, поддерживаются недостаточно. Например, очень популярное ныне «Международное право» получило всего 70 бюджетных мест на всю страну. В свою очередь «Экология», которая пользуется значительно меньшим спросом, получила 750 бюджетных мест. Еще больше — 840 мест — было выделено на образовательную программу «Финансы, банковское дело», которая также не очень востребована. И таких примеров много.
Среди поступающих распространяются и сугубо конспирологические версии по поводу причин отказов от бюджетных мест: мол, университетам более выгодны контрактники, поэтому они делали все, чтобы не принять документы от прошедших на бюджет. Это абсолютная чушь, ведь государство выделяет гораздо больше средств на подготовку бюджетника, чем приносит контрактник. В целом, простой мониторинг тематических каналов, посвященных вступлению-2024, показывает чрезвычайно низкий уровень осведомленности как поступающих, так и их родителей о процедуре вступления. МОН следует вводить информационную кампанию на вступление-2025, начиная с сентября текущего года, опровергать ложные представления о системе вступления, вводить профориентационные инициативы, позволяющие выпускникам делать взвешенный, а не импульсивный выбор, который может привести к ненужному изменению специальности или даже к отказу от учебы. Важно обеспечить доступ к достоверной информации о возможностях на рынке труда, реальных перспективах различных профессий и условиях обучения, что будет способствовать осознанному выбору будущей профессии и поможет избежать ситуаций, когда вчерашние школьники, не имея полной картины, поступают на специальности, не отвечающие их интересам и способностям.