Прозрачность под вопросом: что не так с “белым списком” украинской налоговой (продолжение)

ИА «ФАКТ» уже написал о том, что в Украине действует «клуб белого бизнеса». Это инициатива Государственной налоговой инспекции, объединяющая 8199 компаний и ФЛП, которые добросовестно платят налоги, имеют зарплату выше средней в отрасли, не находятся в стадии ликвидации и не фигурируют в списках рисковых. Им назначают комплайенс-менеджеров, обещают меньше проверок и возможность бронирования работников.
Впрочем, после скандала с фирмами, связанными с подсанкционными или коррупционными лицами, инициатива подверглась критике за непрозрачные правила, отсутствие механизма обжалования и возможность «невидимости» компаний.
Становится очевидным, что без четких процедур, внешнего аудита и публичного контроля «белый» статус рискует превратиться в элемент показательной лояльности вместо реального инструмента доверия. Бизнес-ассоциации призывают к реформам, а государство пока ограничивается реакциями на скандалы.
Белый список Налоговой: когда прозрачность становится невидимой
Когда налоговая называет кого-то «белым», хочется верить, что речь идет о прозрачности, порядочности и чистых налоговых руках. Но как только начинаешь разбираться, как работает «Клуб белого бизнеса», — начинаешь задавать вопросы. Ибо если белый — это о доверии, то кому мы должны доверять? ГПС, которая сама определяет критерии и исключает? Или компаниям, которых мы даже не можем увидеть в полном составе списка?
Ибо, как оказалось, часть компаний может отказаться от публикации просто подав соответствующее заявление через электронный кабинет. Вы попадаете в клуб, получаете преференции, но никто не видит, что вы там есть. И если вы большой бизнес с политическими связями, не удобно ли это?
Когда недавно журналисты обнаружили в белом списке компании, связанные с подсанкционными лицами и фигурантами громких дел, журналисты поинтересовались: кто и как фильтрует? Ответ оказался в стиле «все хорошо, доверяйте нам». Но бизнес не поверил — и ЕБА уже призывала к пересмотру критериев и введению внешнего аудита.
Потому что сейчас все держится на системе, в которой ни апелляционный механизм, ни обоснование исключений, ни общественный контроль не предусмотрены. Налоговая может исключить компанию, например, по связям со страной-агрессором, но публично объяснять не обязана. В результате все выглядит как «черный ящик»: заходишь – не ясно как, тебя исключают – тоже не ясно почему.
Пока «белый список» держится на доверии, любое ошибочное включение или исключение, особенно политически ангажированное, разрушает саму идею. Ибо как только туда попадает фирма «по звонку», другие участники автоматически выглядят так же запятнанными.
И тогда неважно, что они действительно платят налоги, исправно работают и поддерживают бюджет в самые темные времена. Ибо, как говорил один герой, «несправедливость к одному – это угроза всем».
«Белый бизнес» под микроскопом: что думает об инициативе ДПС сам бизнес
Власть говорит: «Мы создали список лучших». Вполне правомочный вопрос со стороны предпринимателей: «А кто определил, что именно — лучше?» Инициатива «Клуба белого бизнеса» выглядела как попытка изменить тон разговора между предпринимателями и налоговой. Но пока ДПС рапортует о тысячах добросовестных компаний в списке, бизнес-среда более склонна воспринимать это как недописанный проект с хорошей обложкой.
Еще в декабре 2023-го Европейская Бизнес Ассоциация приветствовала запуск идеи как сигнал для здоровой бизнес-среды. Но уже через несколько недель в ее публичных позициях появились осторожные, но четкие «но».
Проблема №1 – критерии включения. Бизнес хочет понятных и устоявшихся правил: какие именно данные анализируются? Почему одна компания попадает в список, а другая нет, даже при схожих налоговых показателях? «Формализм без прозрачности не работает», — говорили участники ЕБА год назад. DTKT, профессиональное онлайн-издание, посвященное бухучету, налогообложению, праву, финансам и аудитам, подтверждало, что механизм остается закрытым для постороннего анализа
Проблема №2 – отсутствие обратной связи. Как действовать исключившие из списка компании? Кто объясняет причины? Можно ли апеллировать? Пока что нет четкого регламента. Бизнес во взвешенном состоянии: либо ты удобен – и остаешься в списке, либо что-то не так – и ты за бортом. Никаких пояснений.
Проблема №3 — эффект «пиара вместо реформы». «Клуб» называют коммуникационным инструментом, а не структурным изменением. Бизнес хочет настоящих налоговых гарантий, защиты от давления, упрощения процедур — а вместо этого получает статус и комплаенс-менеджер. Хорошо, но не системно.
Бизнес хочет четких и открытых правил: понятно, по каким критериям компанию включают в список, кто решает и почему. Чтобы не было впечатления, что туда попадают «по звонку». Нужна публичность: объяснение, за что включили или исключили, возможность подать апелляцию. А еще независимый надзор, например, со стороны ЕБА, СУП или Американской торговой палаты. И главное — чтобы белый статус давал реальные бонусы: государственные гарантии, кредиты, преимущество в госзакупках.
Есть ли в мире «белые списки»? Как США, Европа и Азия стимулируют добросовестный бизнес
Пока Украина только выстраивает концепцию «белого бизнеса» с комплаенс-менеджерами и мораторием на проверки, мир давно имеет свои способы поощрения налоговой порядочности. Но в большинстве стран это не отдельные клубы, а структурная часть системы стимулов, рейтингов и регуляций, которые имеют публичный контроль и прямые выгоды.
В ЕС работает система “good taxpayers rating”, где предприятия получают “зеленый свет” посредством автоматического приоритета в электронном НДС-кредитовании, сокращения частоты налоговых проверок и, главное, участия в упрощенных таможенных процедурах через систему УЭО (Уполномоченный экономический оператор).
Да, в Германии фискальные службы публикуют инструкции для «положительного налогового профиля» и прямо указывают, что такие компании получают меньше надзора и имеют преимущества в госфинансировании.
В США нет централизованного белого списка, но рейтинг ответственного бизнеса формируют сразу несколько агентств — от Налоговое управление США (налоговая) в SEC (биржевой регулятор) и частные платформы (в частности, Glassdoor и BBB). Компании, которые вовремя представляют отчетность, не имеют штрафов и проходят независимые аудиты, вполне закономерно получают более высокие рейтинги доверия, что напрямую влияет на стоимость кредитов, доступ к госзаказам и скорость получения разрешений.
Южная Корея еще 10 лет назад внедрила Taxpayer Grading System, оценивающий компании по десяткам параметров: отчетность, долги и участие в дотациях. Компании с высоким рейтингом получают налоговых кураторов, имеют упрощенный режим проверок и первыми подключаются к программам госсубсидий. Это, в сущности, аналог нашего комплаенс-менеджера, но в системе, где рейтинг официально обнародуется, и его можно обжаловать.
В украинском «Клубе белого бизнеса» компании тоже получают мораторий на проверки, персональный менеджер и возможность бронирования до 25% работников. Но отличие – в отсутствии устойчивого внешнего аудита, публичных рейтинговых баллов и права на апелляцию.
Мир давно понял: белый бизнес — это не о PR, а о честных правилах игры, равенстве доступа и доверии, которое можно проверить. И если Украина действительно хочет играть по правилам глобального рынка — белый список должен превратиться в систему, а не оставаться акционным жестом доброй воли.
Как эта система оказывает влияние на экономику?
Компании, ранее избегавшие легальной регистрации или скрывавшие обороты, теперь заинтересованы в «белом статусе», ведь он означает покой. Предприниматели считают: если это работает, следует идти «в свет».
А стало ли меньше тени? Вот здесь пауза. Потому что никакие официальные отчеты об уменьшении доли теневой экономики среди участников “белого списка” пока не обнародованы. Налоговая не дает сравнительной динамики: сколько компаний начали декларировать больше? Какой прирост НДС у «белых» против остальных?
Так что пока об изменениях в культуре можно судить только косвенно — по уменьшению жалоб, увеличению количества желающих подать заявку в клуб, по росту доли малого бизнеса среди участников (в частности, количество ФЛП увеличилось более чем на 500).
Да, инициатива работает — как сигнал, как пилот, как шаг к цивилизованному партнерству между государством и бизнесом. Но без открытой статистики, внешнего аудита и обратной связи, это остается системой ожиданий, а не подтверждений.
…»Белый бизнес» — это не о льготах, а о том, чтобы честность перестала быть опасной. И чтобы в будущем таких компаний было не 8 тысяч, а 80. Но только если доверие будет взаимным и проверенным на фактах.
Татьяна Викторова