Сокращение или уничтожение: что стоит за «оптимизацией» высших учебных заведений

Украинское высшее образование оказалось перед фактической зачисткой: десятки университетов закрывают, а еще сотни оказались под угрозой ликвидации. Министерство образования и науки объясняет это оптимизацией – мол, страна не может позволить себе удерживать такое количество вузов, тем более что качество обучения у многих из них вызывает сомнения. Однако за этими аргументами скрывается другая реальность: преподаватели теряют работу, регионы остаются без доступа к высшему образованию, а будущие студенты – без выбора.
Очередная «оптимизация» от МОН: ломать – не строить
1 марта во время «Часа вопросов к правительству» в Верховной Раде министр образования и науки Оксен Лесной подчеркнул, что оптимизация высших учебных заведений является необходимым шагом с учетом демографической ситуации в регионах. В то же время в министерстве подчеркивают, что не навязывают решение об объединении университетов, а предоставляют возможность регионам самостоятельно определять лучшие варианты развития высшего образования.
Заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий указал на демографические данные, свидетельствующие, что 15 лет назад в стране насчитывалось 630 тыс. выпускников школ. В этом году их количество составит чуть более 300 тысяч. По прогнозам МОН будет происходить дальнейшее снижение до 250 тыс потенциальных студентов. Поскольку сеть высших учебных заведений была рассчитана на 600 тыс. абитуриентов, то ее необходимо оптимизировать. В среднем европейские университеты имеют по 10 тысяч студентов, тогда как у украинских этот показатель составляет 5700, что указывает на значительную разницу.
Такие решения поддерживаются специальными программами Всемирного банка, которые предусматривают выделение 1,5 млн длр на каждое присоединение для закупки научно учебного оборудования, что должно способствовать повышению исследовательского потенциала этих университетов.
Первым городом, где завершился процесс реорганизации вузов, стал Львов. Украинскую академию книгопечатания присоединили к Львовской политехнике, а Институт физической оптики им. О. Влоха – во Львовский национальный университет им. И. Франко. Кроме того, Университет ветеринарной медицины и биотехнологий вскоре будет переименован в Университет ветеринарной медицины и природопользования. В мае 2024 года МОН объявил о планах оптимизировать университеты в Каменце-Подольском и Умани.
Реформа имеет свои аргументы, ведь в Украине действительно насчитывался ряд университетов, функционировавших только на бумаге, искусственно удерживая студентов и бюджетные места. Но вместе с балластом под нож попадают и учреждения, которые давали образование в регионах, где альтернатив почти нет. В итоге получается, что шанс получить диплом станет привилегией жителей крупных городов, в то время как молодежь в маленьких городках и селах вынуждена будет либо искать деньги на обучение в мегаполисах, либо вообще отказываться от высшего образования.
Высшее образование в Украине: от 90-х до вызовов войны
На момент распада СССР в Украине действовали 143 высших учебных заведения и 742 техникума и училища, где в общей сложности обучалось 1,6 млн студентов.
В советское время украинские вузы готовили специалистов не только для нужд страны, но и для других союзных республик. В Украине работали уникальные для СССР учреждения, такие как Институт нефти и газа или Институт кораблестроения. Увеличение количества вузов началось после 1991 г., однако это происходило преимущественно за счет реорганизации региональных филиалов университетов в самостоятельные учебные заведения, а не путем создания новых государственных учреждений.
С начала 1990-х в Украине сформировались две основные тенденции: резкое сокращение количества профессионально-технических училищ и техникумов, которые готовили специалистов технических направлений, и рост числа частных высших учебных заведений. В результате этого количество университетов и институтов увеличилось со 149 в 1990 году до 349 в 2010 году, а число студентов возросло с 881 тыс до 2,139 млн. Эксперты отмечают, что массовое открытие частных вузов оказало негативное влияние на качество высшего образования. За последние 20 лет она значительно ухудшилась, и всего несколько университетов в стране все еще обеспечивают высокий уровень обучения. Из-за низких зарплат многие квалифицированные преподаватели, в частности профессоры, покинули сферу образования, перейдя в бизнес или выехав за границу.
Количество вузов росло неконтролируемо – казалось, что университетом могло стать любое учебное заведение с помещением и штампом. Дипломы стали покупать, причем не только студенты, но и чиновники. Знания отходили на второй план, но все решали связи и деньги. Но даже в этих условиях работали преподаватели-энтузиасты, которые за скудную зарплату пытались не дать образованию окончательно скатиться в бездну.
В 2000-х начался другой перекос – массовость. Высшее образование сделали максимально доступным, а вузы начали соревноваться за абитуриентов, открывая десятки новых специальностей.
Введение ВНО в 2008 году дало надежду на честное вступление, а Болонская система принесла европейские стандарты. Но на практике большинство университетов превратились в конвейеры по выдаче дипломов.
Технические специальности оставались непопулярными, но появились тысячи юристов, экономистов и менеджеров, которых рынок не мог поглотить. Высшее образование потеряло смысл как способ получить профессию – это стало обязательным этапом для тех, кто просто не хотел идти работать сразу после школы.
По сравнению с 1990-м годом в 2021 году количество заведений высшего образования выросло в 2,59 раза и составляла 386 вузов.
Полномасштабное вторжение в 2022 году поставило систему образования перед новыми вызовами. Часть университетов оказалась под обстрелами или в оккупации, тысячи студентов и преподавателей уехали за границу, а остальные вынуждены были адаптироваться к учебе в условиях войны.
Онлайн-образование стало нормой, но вместе с этим упало качество обучения. Практические занятия сводятся к минимуму, лабораторные работы становятся теоретическими, а студенты часто просто не имеют возможности нормально учиться из-за отключения света, сирены и постоянного стресса.
Университеты выживают за счет международной помощи, но сокращение финансирования от государства сказывается. Преподаватели, и так получавшие невысокие зарплаты, массово идут в бизнес или уезжают за границу. Образование становится менее доступным, а его качество зависит от случайных факторов – будет ли связь, будет ли работать генератор, не прилетит ли ракета в студенческое общежитие.
По состоянию на 2024 год в Украине функционирует около 170 государственных университетов, а также 100 частных и 40 коммунальных учреждений высшего образования, большинство из которых относительно невелики. Эта статистика не учитывает филиал. В результате реформы планируется сокращение количества университетов до примерно 100.
Оглядываясь назад, на тот путь, который прошло украинское высшее образование, от хаоса 90-х до псевдостабильности 2000-х, видим, что сейчас оно вынуждено бороться за выживание. Война стала тестом на крепость, который далеко не все университеты смогут пройти. Дипломы могут стать еще более формальными, а реальные знания доступны только тем, кто имеет возможность учиться за границей или самостоятельно искать альтернативные источники образования.
Образование для избранных
Чиновники МОН, как всегда, называют это «оптимизацией» и смело берутся за сокращение маломощных, по их мнению, вузов, с легкой руки объединяя факультеты, урезая финансирование. На первый взгляд, все логично: концентрация ресурсов, повышение стандартов, борьба с дипломами-пустышками. Но за этим тезисом стоит реальность, в которой тысячи студентов упускают возможность получить образование, а сотни преподавателей – работу.
Очевидно, что крупные университеты, которые выживут после реформы, рискуют столкнуться с другой проблемой – переполненностью. Конкуренция за бюджетные места вырастет, группы станут больше, а индивидуальный подход к студентам превратится в роскошь. Оптимизация рискует превратиться в банальную экономию средств за счет качества. В то же время, молодежь из маленьких городов и сел вынуждена будет либо ехать в мегаполисы, где обучение дороже, либо вообще отказываться от высшего образования. В результате дипломы станут еще менее доступными для тех, у кого нет финансовой подушки или возможности переехать.
Еще одна сторона реформы – сокращение преподавательского состава. Если университет закрывается, сотни ученых остаются без работы. В лучшем случае их переводят в большие заведения, в худшем – заставляют менять профессию или уезжать за границу. В условиях войны, когда страна и без того теряет интеллектуальный потенциал, эта тенденция может иметь долгосрочные последствия.
Власти уверяют, что сокращение вузов – это не только об экономии, но и о повышении качества образования. школа превратится в привилегию для тех, у кого есть деньги и возможность учиться в больших городах. Для других останутся курсы, самообразование или вариант сразу искать работу без диплома.
Это создает риски не только для студентов, но и всей страны. Украина, которая и так страдает оттоком молодежи и профессионалов, рискует еще больше сократить количество квалифицированных кадров. Ведь если система образования становится менее доступной, это неизбежно ударяет по всей экономике.
Специалисты МОН снова забыли, что сокращение университетов повлияет на то, какой будет страна через десять лет: с собственными специалистами или с очередной волной трудовой миграции.