Юридическая консультация

Социальные выплаты для ВПЛ: позволяет ли закон лишать помощи из-за валютных операций

Внутренне перемещенные лица в современной Украине — это люди, вынужденные начинать жизнь с нуля в чужих городах, нередко без работы, жилья, поддержки и с постоянным страхом за оставшихся дома. Среди них в основном есть обитатели разрушенных или оккупированных территорий, беженцы из прифронтовых деревень, люди, потерявшие все в буквальном смысле. Они жертвы прямого столкновения с войной, которые спасали не комфорт, а жизнь. И хотя государство с первых месяцев вторжения заявило о поддержке таких людей, с каждым годом механизмы помощи становятся все сложнее, а критерии для ее получения более строгими. То, что еще в 2022 году считалось достаточным основанием для получения помощи сейчас может оказаться «недостаточным». Людям ставят новые условия, вводят регулярные проверки, требуют актуализировать данные и контролируют расходы, иногда доходя до абсурда. Все это создает дополнительное давление на тех, кто и так живет в условиях длительной потери опоры и стабильности.

Сейчас переселенцев массово лишают выплат из-за действий, не предусмотренных законом как критерии прекращения помощи: обмен валюты, единовременный денежный перевод, взнос в кредит, неактуализированный адрес или даже «слишком низкая расходная активность». При этом люди узнают о прекращении помощи постфактум уже тогда, когда средства не поступают.

Редакция ИА «ФАКТ» обратилась к юристам адвокатского объединения «Репешко и партнеры» с вопросами: на основании чего чиновники могут остановить помощь ВПЛ? Что делать, если выплата прекращена без уведомления или на основе сомнительного толкования?

В настоящее время пособие не назначается/не выплачивается внутренне перемещенному лицу, впервые обращающемуся за его назначением, начиная с 1 августа 2023 года, если в течение трех месяцев перед обращением или во время его получения:

  1. ВПЛ или лицом из числа членов семьи приобретено транспортное средство (механизм), подлежащее регистрации в установленном законодательством порядке, с года выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда или прицепа).
  2. ВПЛ или лицом из числа членов семьи, совершена покупка на сумму, превышающую 100 000 гривен, покупку:
  • земельного участка;
  • квартиры (дома) (кроме жилья, расположенного на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, указанные в перечня территорий, относительно которых не определена дата завершения боевых действий (прекращение возможности боевых действий) или временной оккупации, или разрушенного жилья;
  • иного недвижимого имущества, ценных бумаг и других финансовых инструментов, виртуальных активов;
  • оплачены (однократно) другие товары долгосрочного потребления (кроме автомобилей, строительных материалов, если у лица повреждено/уничтожено жилье);
  • оплачены (однократно) любые работы или услуги (кроме строительных, если у лица повреждено/уничтожено жилье, медицинские, образовательные и жилищно-коммунальные услуги согласно социальной норме жилья).
  1. ВПЛ или лицо из числа членов семьи, на 1 число месяца, из которого назначается пособие, или на 1 число каждого месяца, в котором получается помощь:
  • имеет на депозитном банковском счете (счетах) денежные средства в общей сумме, превышающей 100 тыс. гривен;
  • облигации внутреннего государственного займа, срок погашения которых наступил или определен моментом предъявления требования, на общую сумму, превышающую 100 тыс. гривен.
  1. ВПЛ или лицом из числа членов семьи совершили операции по покупке:
  • безналичной и/или наличной иностранной валюты (кроме валюты, полученной от благотворительных организаций или приобретенной для оплаты медицинских (в том числе реабилитационных, протезирования) социальных и/или образовательных услуг);
  • банковских металлов на общую сумму, превышающую 100 тыс. гривен.
  1. ВПЛ или лицом из числа членов семьи, на 1 число месяца, из которого назначается помощь, или на 1 число каждого месяца, в котором получается помощь, имеет в собственности жилое помещение/часть жилого помещения, расположенное на территориях, не включенных в перечня территорий, или территориях, включенных в перечень территорий, относительно которых определена дата завершения боевых действий (прекращение возможности боевых действий) или временной оккупации (кроме жилых помещений, непригодных для проживания, документально подтверждаемого органом местного самоуправления, или информации (при технической возможности), внесенной (части жилого помещения площадью менее 13,65 кв. метра на одного члена семьи), или жилого помещения (части жилого помещения, приобретенного за средства, полученные на основании договора кредита, если первый взнос, уплаченный уполномоченным лицом или получателем, составлял менее 100 тыс. гривен).
  2. ВПЛ или лицом из числа членов семьи, которая обращается за помощью на проживание или является получателем помощи, совершила покупку квартиры (дома) за счет средств, выделенных из государственного бюджета местным бюджетам на выплату денежной компенсации за причитающиеся для получения жилые помещения
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Алименты и ответственность: как украинское законодательство наказывает должников. Часть 1

Это основной перечень ограничений, который государство выдвигает к лицам, претендующим на получение помощи как ВПЛ, но совсем не окончательный. Однако среди других довольно интересным пунктом является осуществление сделки по покупке безналичной и/или наличной иностранной валюты. Согласно подпункту 4 пункта 7-1 Порядка предоставления помощи на проживание внутренне перемещенным лицам, семьи могут потерять право на выплаты, если кто-либо из ее членов в течение трех месяцев до обращения за помощью или при ее получении приобрел иностранную валюту (наличную или безналичную) или банковские металлы на общую сумму свыше. При этом исключение составляют средства, полученные от благотворительных организаций или валюта, купленная для оплаты лечения (включая реабилитацию и протезирование), социальных или образовательных услуг.

Помощь на проживание назначают на 6 месяцев с возможностью продления еще на 6 месяцев. Для тех, кто уже получает выплаты, учитывается весь полугодовой период пособия. Если за это время сумма валютных операций превышает 100 тысяч гривен, право на пособие автоматически отменяется. Приведем пример: если переселенец начал получать пособие в сентябре 2024 года, приобрел валюту на 45 тысяч в октябре и еще на 58 тысяч в декабре, то в декабре общая сумма превышает 100 тысяч, и право на пособие теряется именно с этого момента.

Отметим, что согласно действующему законодательству, ВПЛ обязана в течение 14 календарных дней после возникновения изменений, влияющих на определение права на получение помощи (в нашем случае приобретение валюты), проинформировать об этом средствами почтовой/электронной связи (при технической возможности с наложением электронной подписи или использованием средств электронной идентификации Закон Украины «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах») орган социальной защиты населения, уполномоченное лицо исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета или центр предоставления административных услуг.

Как видим, ответственность возлагается на ВПЛ с учетом ее добродетели. Впрочем, как отмечает старая адвокатская пословица: «Честное признание смягчает наказание, но увеличивает срок». Итак, в отношении нашей ситуации возникает вопрос: как государство может узнать о такой покупке ВПЛ иностранной валюты, если лицо само об этом напишет в государственный орган? В таком случае существует Закон Украины «О верификации и мониторинге государственных выплат», согласно которому предусмотрена текущая верификация, представляющая собой систематическую деятельность по анализу данных относительно реципиентов (получателей помощи), установление соответствия сообщенной реципиентами информации данным, обрабатываемым по отношению к ним в информационно-аналитической социальной платформе, могут влиять на назначение, начисление и/или осуществление государственных выплат и их размер.

При текущей верификации:

  • проводятся систематические проверки информации о реципиентах, получающих государственные выплаты;
  • осуществляется выявление несоответствий в источниках информации, предоставляемой субъектами предоставления информации, фактическим данным о реципиенте и/или требованиям законодательства, влияющих на определение права на получение и размер государственных выплат;
  • производится анализ данных, полученных с помощью информационно-аналитической платформы.

Итак, если вы являетесь получателем государственной помощи, то внимание к вам со стороны государства будет максимальным. Минсоцполитики ежемесячно обеспечивает передачу Минфина посредством электронного информационного взаимодействия информации получателей для проведения текущей верификации. Орган социальной защиты населения прорабатывает рекомендации, предоставленные по результатам верификации средствами электронных систем Минсоцполитики, и в случае выявления нарушения ВПЛ, приведенных в начале статьи пунктов, прекращает выплату с месяца, следующего за месяцем возникновения обстоятельств, влияющих на право получения помощи.

Пособие на проживание ВПЛ назначается сроком на 6 месяцев с возможностью продления на следующие 6 месяцев. Таким образом, для ВПЛ, которая уже получает выплаты, будет учитываться полугодовой период получения пособия. Если в этом периоде гражданин совершил покупку валюты, право на получение пособия теряется тогда, когда общая сумма превысила 100 000 грн.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Правовые тонкости установления родственных связей для получения наследства

Кроме того, отметим, что при покупке иностранной валюты в пунктах обмена законодательством не предусмотрена идентификация покупателя. Когда-то, в 2012 году была практика покупки валюты исключительно при предъявлении паспорта, но сейчас это требование отсутствует и лицо может свободно, анонимно приобрести столько валюты, сколько ей нужно и на сколько хватает средств. В то же время, по-другому решаются дела при покупке валюты в кассе банка. Иногда данный вариант рассматривается в связи с более низким курсом по сравнению с «обменками», иногда средства требуются для депозита, расчетов за рубежом и других операций, предусматривающих официальное использование валюты.

В настоящее время действуют следующие требования, которые должны соблюдаться банками при совершении валютообменных операций:

  • продажа иностранной валюты в наличных деньгах физическим лицам разрешена, однако курс валют не может отличаться от официального курса Нацбанка более чем на 10% и не может быть меньше его;
  • запрещено продавать российские и белорусские рубли, но на продажу другой валюты ограничений нет;
  • запрещено переводить за границу с собственных карт физических лиц суммы, превышающие 100 тыс. грн в месяц в эквиваленте валюте, в которой планируется перевод;
  • без ограничения возможно переводить средства на расходы по захоронению родственников за границей, на обучение, лечение и транспортировку больного человека.

Следует знать, что при совершении обменных операций в банках могут запрашивать не только паспорт и идентификационный код, но и документы, подтверждающие происхождение сбережений и справки о доходах.

По общему правилу для обмена валюты на сумму до 399 999 гривен документы не нужны, но для сумм, превышающих эту цифру, однозначно необходимо предоставить документ, подтверждающий личность, и РНОКПП. Нюанс в том, что НБУ установил новый лимит на покупку наличной иностранной валюты за безналичные гривневые средства на уровне 100 000 гривен в день, что соответствует действующему лимиту на снятие наличных. Вот в этот момент и существует очень большая вероятность передачи информации в порядке верификации лиц, получающих государственные выплаты. Ведь покупая в кассе банка 100 евро за наличные денежные средства никто обычно не спросит у вас, ни паспорт, ни РНОКПП. Вообще, чем меньше будут разовые суммы покупки валюты, тем лучше.

Что делать, когда все же состоялась официальная покупка иностранной валюты ВПЛ, о которой узнали соответствующие органы? По действующему законодательству в случае неправомерной или повторной выплаты получателю пособия за определенный период суммы такой выплаченной помощи возвращаются получателем добровольно или по требованию органа социальной защиты населения.

При этом орган социальной защиты населения с момента выявления факта излишне перечисленной (выплаченной) помощи определяет объем неправомерно или повторно полученных средств и в течение 30 рабочих дней сообщает об этом уполномоченному лицу или получателю путем отправки сообщения с использованием средств почтовой/электронной связи/средствами мобильной связи, обеспечивающими фиксацию сообщения или вызова. В случае невозврата излишне выплаченных средств добровольно в установленные сроки орган социальной защиты населения решает вопрос об их взыскании в судебном порядке.

О назначении и возобновлении выплат ВПЛ. Согласно разъяснению Минсоцполитики от 01.10.2024 года № 22665/0/2-24/56, помощь назначается на основе действующих на момент обращения норм законодательства. Если лицо отвечает критериям на дату обращения, помощь может быть назначена с момента обращения, даже если в прошлом она не отвечала этим критериям. Следовательно, назначение пособия правомерно, если лицо на дату обращения соответствует критериям, даже если раньше оно не имело права на помощь в связи с предусмотренными законодательством ограничениями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button