Алименты и ответственность: как украинское законодательство наказывает должников. Часть 1

Ответственность за неуплату алиментов на ребенка – это вопрос, который имеет важное значение не только с юридической, но и с моральной точки зрения. Каждый ребенок имеет право на надлежащее материальное обеспечение от обоих родителей независимо от их личных отношений или жизненных обстоятельств. Однако, к сожалению, многие должники пренебрегают своим долгом, что может иметь серьезные последствия для благосостояния ребенка. В рамках украинского законодательства существует четкий механизм ответственности за неуплату алиментов, включая как административные, так и уголовные меры.
Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» комментируют, какие последствия ждут тех, кто игнорирует свои обязанности и как государство контролирует этот процесс.
Семейная жизнь обычно начинается прекрасно – бабочки в животе, цветы, поцелуи, прогулки до поздней ночи, затем свадьба, рождение ребенка…. А вот в дальнейшем у всех своя история, которая происходит совсем по разному.
В нашей практике произошел любопытный случай. К нам в 8 часов утра позвонил по телефону клиент, которого интересовал только один вопрос – а что, мне уже сейчас нужно платить алименты?! Я думал когда жена подаст в суд…. Ну мало того, что, наверное, такой глобальный и срочный вопрос никак не мог подождать до десяти часов рынка или до обеда, еще хочется спросить у такого мужчины – а что, ребенок не хочет есть пока иметь не обратится за алиментами в суд? Подождет ли болезнь, пока папа алименты пересчитает…
Как известно, согласно статье 180 Семейного Кодекса Украины (СК Украины) родители обязаны содержать ребенка до достижения им совершеннолетия. Единственный случай, когда родители освобождаются от обязанности содержать ребенка, предусмотренного статьей 188 СК Украины, и отмечает: «Родители могут быть освобождены от обязанности содержать ребенка, если доход ребенка намного превышает доход каждого из них и обеспечивает полностью его потребности». Следовательно, обязанность содержать несовершеннолетнего ребенка лежит на его родителях автоматически. В случае, если один из родителей уклоняется от такой обязанности, включается принудительный механизм – через суд получается приказ на взыскание алиментов или исполнительный лист по результату рассмотрения искового заявления о взыскании алиментов.
Но некоторые граждане даже после этого продолжают уклоняться от уплаты алиментов по разным причинам. В большей степени это касается мужчин, но сейчас есть множество судебных решений об определении места жительства ребенка с отцом или лишении матери родительских прав, а следовательно должником может быть не только отец, но и иметь ребенка.
За неуплату алиментов лицо может быть привлечено к трем видам ответственности:
- гражданской;
- административной;
- криминальной.
Отметим, что получателю алиментов не нужно выбирать, к какому же виду ответственности привлечь нерадивого плательщика. Привлекать возможно и необходимо ко всем видам одновременно!
Гражданская ответственность
Согласно СК Украины, в случае возникновения задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда или по договоренности между родителями, получатель алиментов имеет право на взыскание неустойки (пени) в размере одного процента суммы неуплаченных алиментов за каждый день просрочки от дня просрочки уплаты алиментов до дня полного погашения или до дня принятия судом решения о взыскании пени, но не более 100 процентов задолженности. Размер неустойки может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения плательщика алиментов.
В случае применения к лицу, обязанному уплачивать алименты по решению суда, мер, предусмотренных частью четырнадцатой статьи 71 Закона Украины «Об исполнительном производстве», максимальный размер пени должен равняться разнице между суммой задолженности и размером примененных мер принудительного исполнения, предусмотренных настоящей статьей .
В случае просрочки оплаты дополнительных расходов на ребенка по вине плательщика, он обязан по требованию получателя дополнительных расходов уплатить сумму задолженности по дополнительным расходам с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых из просроченной суммы. Причем плательщик дополнительных расходов считается просрочившим оплату, если он не исполнил свою обязанность по оплате дополнительных расходов в срок, установленный решением суда или по договоренности между родителями, а в случае их отсутствия или в случае неустановки такого срока — после истечения 7 дней после предъявления соответствующего требования получателем дополнительных расходов, который фактически их оплатил.
К сожалению, данный вид ответственности не наступает автоматически. Чтобы получить выплату в связи с задолженностью, следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Отметим, что от уплаты судебного сбора при рассмотрении дела во всех судебных инстанциях освобождаются истцы по делам о взыскании неустойки (пени) за просрочку уплаты алиментов или их индексацию. В то же время, обязательно на руках нужно иметь справку из соответствующей исполнительной службы о размере задолженности и желательно копию приказа или решения суда о взыскании алиментов. Справка о наличии задолженности по уплате алиментов выдается органом государственной исполнительной службы, частным исполнителем по требованию взыскателя в течение трех рабочих дней. Это, как говорится, наказание гривной. Другие виды ответственности уже более жесткие.
Административная ответственность
Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит статью 183-1, в которой указано:
“Неуплата алиментов на содержание ребенка,…. что привело к возникновению задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, — влечет за собой выполнение общественно полезных работ на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов.
Неуплата алиментов на содержание ребенка с инвалидностью, больного тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития, редким орфанным заболеванием, онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличом, тяжелыми психическими расстройствами, сахарным диабетом I типа (инсулиноза) или хронические заболевания почек IV степени, или содержание ребенка, получившего тяжелые травмы, требует трансплантации органа, требует паллиативной помощи, что привело к возникновению задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за три месяца со дня предъявления исполнительного документа к принудительному выполнение, — влечет за собой выполнение общественно полезных работ на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов.
Повторное за год совершение правонарушения, предусмотренного частями первой или второй этой статьи, — влечет за собой выполнение общественно полезных работ сроком от двухсот сорока до трехсот шестидесяти часов”.
Под повторным совершением правонарушения в этой статье следует понимать непринятие лицом мер по уплате алиментов в течение двух месяцев со дня отбытия административного взыскания в виде общественно полезных работ, назначенного по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
При наличии в действиях должника признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 183-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, государственный исполнитель составляет протокол об административном правонарушении и направляет его для рассмотрения в суд по местонахождению органа государственной исполнительной службы.
Общественно полезные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, оплачиваемых работ, вид которых и перечень объектов, на которых нарушители должны выполнять эти работы, определяет соответствующий орган местного самоуправления. Данные работы назначаются районным, районным в городе, городским или горрайонным судом (судьей).
С учетом военных действий на территории Украины, существует ориентировочный перечень общественно полезных работ, выполняемых в условиях военного положения, содержащийся в приложении к Порядку привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.2011 г. .
- Ремонтно-восстановительные работы, в первую очередь работы, выполняемые на объектах обеспечения жизнедеятельности.
- Разбор завалов, расчистка железнодорожных путей и автомобильных дорог.
- Строительство защитных сооружений гражданской защиты, быстровозводимых защитных сооружений гражданской защиты и создания простейших укрытий, противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения.
- Ремонт и строительство жилых помещений.
- Работы по поддержанию готовности защитных сооружений гражданской защиты к использованию по назначению и их эксплуатации, приспособление существующих наземных или подземных помещений под простейшие укрытия.
- Погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на железных дорогах, портах и т.д.
- Сельскохозяйственные работы (весенне-полевые работы, уборка урожая, сенокошение).
- Оказание помощи населению, прежде всего лицам с инвалидностью, детям, пожилым гражданам, больным и другим лицам, которые не имеют возможности самостоятельно противодействовать неблагоприятным факторам техногенного, природного и военного характера.
- Организация обеспечения жизнедеятельности граждан, пострадавших в результате боевых действий.
- Работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов повышенной безопасности на случай чрезвычайных ситуаций.
- Работы, связанные с поддержанием общественного порядка.
- Составление, восстановление и благоустройство прибрежных полос, природных источников и водохранилищ, русел рек, укрепление дамб, мостовых сооружений.
- Заготовка дров для отопительного сезона.
- Ликвидация стихийных свалок и обустройство полигонов твердых бытовых отходов.
Данный перечень ориентировочный, а конкретные виды общественно полезных работ зависят от потребностей отдельно взятого региона. Случаются редкие случаи, когда чаще всего людей привлекают к разгрузке гуманитарной помощи; заготовки дров для населения; обустройство подвальных помещений в многоэтажных домах, школах под укрытие; ремонтно-восстановительных работ в помещениях социальной сферы и т.д. При этом в настоящее время указанный вид работ актуален для страны как никогда и на работников всегда есть спрос.
Еще одна неприятная для уклоняющихся от уплаты алиментов санкция содержится в Постановлении Кабинета Министров Украины от 21 октября 1995 г. № 848 “Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива” со следующими дополнениями и изменениями:
“Жилищная субсидия не назначается (в том числе на следующий период), если в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства есть лица, которые, по данным Единого реестра должников, имеют задолженность по исполнительным производствам о взыскании алиментов более трех месяцев (кроме лиц, задолженность по исполнительным производствам о взыскании алиментов которых погашается частями по решению суда, лиц, которые считаются безвестно отсутствующими по решению суда или имеют правовой статус лиц, пропавших без вести, лиц, алко- или наркозависимых, что подтверждается справкой от врача, лиц , к которым применяются меры обеспечения уголовного производства посредством отстранения от работы (должности), лиц, к которым применяются меры пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей)”.
Следовательно, в таком случае под санкции подпадают уже члены семьи должника алиментов.
Проверить есть ли лицо в Реестре должников возможно за ссылкой.
Мы рассказали только о половине санкций, которые могут быть наложены на лицо, которое не платит алименты. Кроме уголовной ответственности в дальнейшем мы прокомментируем другие административные рычаги, содержащиеся в Законе Украины «Об исполнительном производстве». Там есть как ограничения, так и меры финансового воздействия.