Украденное детство: как живут дети Украины в условиях войны

Пожалуй, нет такого украинца, который не делил бы сегодня свою жизнь на «до» и «после». Полномасштабное вмешательство страны — агрессора внесло болезненные и непоправимые коррективы в жизнь украинского общества. Но труднее всего осознавать тот факт, что среди пострадавших есть дети.
По данным исследования ЮНИСЕФ, в Украине 36% детей приобрели травматический опыт войны. Эмоциональное и психическое состояние детей одинаково тяжелое, как у тех, кто сменил место жительства, так и у тех, кто остался в стране. Разрушение домов и вынужденная смена места жительства, постоянные отключения электроэнергии и отсутствие связи, разрушение родных школ и детских садов, частое пребывание в большом скоплении людей в бомбоубежищах, смерть родных на глазах детей, отсутствие простого общения со сверстниками и возможность просто весело проводить время – все это оставило тяжелые рубцы в детских душах и погрузило в атмосферу постоянного стресса.
Вернемся в такой далекий и мирный 2021 год. Тогда в украинских образовательных учреждениях насчитывалось около 5,4 млн детей (в детских садах – 1 млн детей; в школах – 4,4 млн детей). Начиная с 2019 года государство выделяло субвенции на усовершенствование условий образовательного процесса. Следует отметить, что остатки субвенций хранились в местном бюджете и использовались в последующих годах. Так, за счет остатков были приобретены автобусы, что позволило осуществлять подвоз детей в учебные заведения из отдаленных уголков страны. Эта возможность, в свою очередь, дала зеленый свет на сокращение школ в сельской местности, путем укрупнения и создания образовательных центров. Система работала, но никто не вспоминает того печального факта, что в учебные заведения привозили сельских деток рано утром, а затем младшие школьники вынуждены были сидеть в группах продленного дня и ждать, когда уволятся старшеклассники.
С запуском Новой украинской школы происходили не только процессы развития образования, но и создание инклюзивного пространства. В 2021-2022 учебном году было отмечено увеличение на 2,83% от количества детей с инвалидностью, обучающихся в одинаковых условиях с другими школьниками.
Сегодня 43% маленьких украинцев наполняют учебные заведения зарубежных стран и преодолевают трудности перевода и социализации в другом обществе в результате вынужденного отъезда за границу.
Какая ситуация сложилась с обучением детей на территории Украины во время войны?
Обратимся к данным исследования ЮНИСЕФ. 40% школ и детских садов закрыты из-за значительных разрушений и невозможности осуществления в них учебного процесса. А это значит, что дети от 3 до 17 лет не имеют возможности реализовать обещанное им Конституцией право на образование. Сейчас в Украине введена гибридная форма обучения, где чередуются онлайн и офлайн режимы обучения.
- 17% детей учатся только в онлайн-режиме;
- 53% детей, проживающих на территориях активных боевых действий, обучаются только онлайн;
- 60% обучаются по гибридной форме обучения.
По словам родителей, гибридная форма обучения не позволяет полноценно общаться и развиваться эмоционально их детям. Да и вообще сейчас ряд серьезных препятствий, что затрудняет доступность обучения в целом. Так, 34% детей не имеют возможности посещать учебные заведения из-за отсутствия бомбоубежищ. 50% соискателей образования не имеют доступа к учебным заведениям из-за отсутствия помещений.

В результате значительного оттока учителей за границу, школы вынуждены уплотнять возможности обеспечения персоналом. Так, наблюдается тенденция на замещение должностей нехватающих учителей теми кадрами, которые есть. А это значит, что специалист по одному предмету начинает преподавать те предметы, которые не являются его специальностью. А, следовательно, уровень предоставления образовательных услуг значительно ухудшается и, соответственно, дает отражение на зыбких и без того в таких условиях, знаниях школьников.
Результаты исследования PISA показали, что COVID-19 и полномасштабное вторжение оказали значительное влияние на результативность украинских детей по сравнению с результатами 2018 года в негативном содержании. Результативность по чтению упала на 38 баллов по сравнению с 2018 годом.
Украинские дети находятся в постоянном стрессе, а их родители не имеют возможности полноценно работать, потому что опасаются оставлять своих детей в одиночестве. 80% семей отметили, что находятся на грани бедности. Согласно аналитическому анализу ЮНИСЕФ, 82% детей страдают от обнищания.
До начала полномасштабного вторжения дети могли посещать прекрасные парки отдыха, кататься на аттракционах и контактировать с животными. Например, в Фельдман Екопарку вход абсолютно бесплатный. Для отдыха в Аквапарке достаточно было 500–800 грн. Несколько дороже оказывался Центральный парк, где билет для детей стоил 620 грн. Среди парков наблюдалась тенденция предоставлять бесплатный доступ к развлекательным услугам детям, чей рост меньше 130 см. Хотя и не каждую неделю, но среднестатистическая украинская семья при наличии ежемесячного дохода, могла позволить себе повеселиться вместе с детьми.
Но пришла война, и ситуация для отдыха стала напряженной. Достаточно вспомнить какие разрушительные последствия нанесла война Фельдман Экопарку в свои первые дни. В мае 2024 года в результате обстрела получили повреждения футбольное поле, кафе и детская железная дорога в Центральном парке г. Харькова. Такая ситуация постоянного террора со стороны агрессора делает невозможным пребывание детей в местах отдыха. И все равно в условиях войны парки развлечений пытаются работать. Стоимость билетов была поднята на 20%, также подорожали блюда в кафе на 30-50%. Из-за напряженной ситуации в энергетике большинство парков (60%) могут предоставлять свои услуги в очень ограниченном состоянии (использование аттракционов независимых от электроэнергии). Часть владельцев развлекательной сферы вообще покинули страну, а свои парки просто закрыли (30%). По подсчетам рабочих парков, частота посещения снизилась с 2-3 раз в месяц в мирное время до 1 посещения в месяц во время войны. К 2022 году во время каникул значительно рос уровень посещения (50%) парков развлечений. Сейчас родители ограничены финансово, не могут себе позволить развлекать детей, опасаются уезжать из дома, а также пытаются отправить детей подальше от крупных городов.
По оценкам экспертов, 1,5 млн детей, не имея возможности высвобождать негативную энергию, просто страдают депрессиями и глубоким стрессом. Возникает острая потребность в медицинской помощи, и календарные прививки тоже никто не отменял. Но по статистическим данным 17% детей не получают необходимых лекарств. Находящиеся за рубежом дети не получают календарных плановых вакцин от таких болезней как дифтерия, корь, полиомиелит. 11% ВПЛ вследствие сложностей по доступу врачей вообще не вакцинировали своих детей уже несколько лет. На сегодня 898 детей нуждаются в лечении в результате обострения вооруженной агрессии против Украины. Лидером в этом печальном критерии выступает Харьковская область (269 детей). 94% детей нуждаются в лечении от минно-взрывных и огнестрельных травм. 3% детей подверглись ампутации и нуждаются в протезировании. Из-за значительного уровня безработицы и сложных условий военного времени не все родители способны удовлетворить такие потребности.
РФ сейчас не просто разрушает Украину, но еще коварно ворует детство маленьких украинцев. Дети, которые должны беззаботно проводить время в кругу своих сверстников, приобретать знания, познавать мир, посещая разнообразные мероприятия, сейчас превратились в печальных «старичков», которые, так же как и взрослые, со страхом смотрят в будущее. Низкий уровень обеспеченности семей из-за безработицы и нестабильной экономической ситуации в стране делают невозможным доступ украинских детей к полноценной жизни. И кто ответит за украденное детство? Кто компенсирует детям утраченные годы беззаботной детской жизни? Наши дети уже научились жить в мире боли, потерь и страданий.
Война – это испытание, оставляющее глубокий след в сердцах и душах переживших ее ужасы. Для украинских детей, растущих в условиях войны, эти последствия могут быть особенно тяжелыми. Их детские годы, которые должны быть наполнены радостью и беззаботностью, превращаются в постоянную борьбу за выживание, страх и утрату.
В будущем украинские дети будут нести на себе груз пережитого, их воспоминания будут пронизаны болью и тревогой. Они видели разрушение своих домов, потерю близких и эти травматические события навсегда останутся в их сердцах. Однако, несмотря на все трудности, именно эти дети могут стать символом несокрушимости украинского народа. Их боль и потери могут стать источником силы, чтобы строить новое будущее, свободное от войны.
Многие из этих детей, к сожалению, могут столкнуться с психологическими проблемами, требующими долговременной поддержки и реабилитации. Им будет сложно восстановить чувство безопасности и доверия к миру. Но с помощью любящих родителей, педагогов, психологов и общества в целом эти дети могут найти свой путь к исцелению. Важно, чтобы мы не забывали о них и делали все возможное, чтобы поддержать его в этой нелегкой борьбе.
Эти дети – будущее Украины. Они станут новыми лидерами, учеными, художниками, которые будут строить мирное и преуспевающее общество. Их опыт войны может превратиться в мощный стимул для создания лучшего мира, где война никогда больше не повторится. Мы должны дать им возможность увеличиться сильными, уверенными и способными противостоять любым вызовам.
Несмотря на то, что война оставляет глубокие шрамы, именно эти дети могут стать теми, кто залечит раны своего народа и поведет Украину к светлому и мирному будущему.