Возможно ли уменьшить коммунальные счета из-за войны: юридический взгляд на ситуацию

Война в Украине внесла масштабные изменения во все аспекты жизни граждан и одной из таких сфер являются коммунальные услуги. Платежки за электроэнергию, воду и тепло для многих украинцев стали не только финансовым бременем, но и отражением того, как боевые действия оказывают непосредственное влияние на экономику и благосостояние населения. Поврежденная инфраструктура, перебои в снабжении ресурсов, массовые эвакуации населения и разрушение жилищного фонда привели к резким изменениям в системе предоставления и оплаты коммунальных услуг.
Во время войны граждане часто сталкиваются с невозможностью своевременно оплатить счета из-за финансовых трудностей или потери жилья, тогда как некоторые компании, оказывающие услуги, находятся на грани выживания. Как законодательство реагирует на эти вызовы? Есть ли возможность уменьшить счета за коммунальные услуги в связи с военными действиями и фактом, что фактически в квартире или доме никто не проживает? Эти вопросы комментируют юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры».
Эти вопросы крайне болезненны для всех украинцев! На прошлой неделе наше внимание привлекло объявление, расположенное на доске для объявлений у дверей одного из подъездов. Исходя из информации, написанной черным по белому, дом в общей сложности задолжал более 1,6 миллиона гривен тепловым сетям за отопление и горячую воду. Поскольку речь идет о доме в Харькове, первое мнение было о том, а кто же будет платить коммунальные услуги, когда значительное количество жильцов дома разъехалось еще в начале военных действий? Впрочем, общение с жителями дома дало очень нелестную картину – даже в тех домах, где большинство жителей продолжают жить, последние принципиально не платят за коммунальные услуги, ожидая, что государство амнистирует долги по военным действиям.
Отметим, что согласно статье 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право: на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (другом объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг.
Указанная норма статьи не новация, она действовала еще в мирные времена и как мы видим для ее применения требуется несколько условий:
- отсутствие устройств учета на коммунальную услугу;
- отсутствие потребителя свыше 30 календарных дней в жилом помещении;
- наличие подтверждающих документов об отсутствии потребителя в жилом помещении в указанное время.
К сожалению данная норма не распространяется на наиболее затратную коммунальную услугу, счета за которую всегда превосходят самые смелые ожидания в отрицательном смысле – снабжение тепловой энергией, а проще говоря – отопление.
Спорный вопрос здесь и по поводу квартплаты, особенно когда речь идет об объединении совладельцев. Даже в том же Харькове решение, что делать КП «Жилкомсервиса» в данной ситуации до сих пор не решено, поскольку не зависимо от того живет ли владелец в квартире или нет, но крыша в доме ремонтируется, тараканы и клопы травятся, в случае прилета и выбивания окон контуры окон закрываются бесплатно для владельца и даже при его отсутствии не только в городе, но и в стране.
Необходимо обратить еще на один нюанс указанной нормы – условия, прописанные в договорах о предоставлении коммунальных услуг. Естественно, что вряд ли человек, бежавший из родного города под обстрелами, таща за руку ребенка и держа в другой руке кота, брал с собой договоры, заключенные с коммунальными службами. Поэтому рекомендуем посетить официальный сайт соответствующей коммунальной службы в вашем городе. Обычно образец договора о предоставлении услуги коммунальная служба размещает на своем сайте. Ознакомьтесь с ним. Возможно, какие-то подсказки относительно действия в этой нестандартной ситуации найдутся в самом договоре.
Что касается подтверждающих документов, то ими могут быть:
- справка внутри перемещенного лица;
- справка о проживании за границей и нахождении там на учете соответствующих служб;
- документы, подтверждающие факт работы в другом городе или стране (приказ о командировках, трудовом контракте и т.п.);
- справки о нахождении на лечении в другом месте или стране;
- справка о прохождении службы в рядах Вооруженных сил Украины;
- справка об обучении в другом городе или стране;
- другие документы, подтверждающие ваше отсутствие в месте проживания/регистрации.
Что касается помещений, в которых имеются приборы учета. Обычно это газ, горячая, холодная вода и электроэнергия. При наличии приборов учета оплата за потребленную услугу производится согласно тех же приборов учета. Главное, что нужно делать в этом случае – не забывать передавать показания устройств учета. Поскольку показания в случае отсутствия будут неизменными, то и платить соответственно не за что. Обычно показания принимаются на сайте соответствующей коммунальной службы или через контролеров с помощью мессенджеров. Уточнит у соседей, есть ли связь с контролерами соответствующих коммунальных служб, чтобы непосредственно передавать показания счетчиков.
Относительно тех коммунальных услуг, на которых отсутствуют счетчики, то для каждой такой коммунальной службы нужно предоставить:
- копию паспорта (в случае когда паспорт в виде ID карты дополнительно лучше добавить копию выписки из реестра территориального общества о регистрации);
- копию идентификационного кода;
- копию права устанавливающего документа на жилое помещение (договора купли-продажи, свидетельства о праве на наследство, договора дарения и т.п.) в случае если в нем никто не зарегистрирован, а вы являетесь владельцем;
- копии документов, подтверждающих отсутствие в жилом помещении (список смотрит выше). Если в жилом помещении зарегистрировано несколько человек, нужно предоставить такой документ в отношении каждого лица.
- соответствующее заявление об отсутствии в жилом помещении более 30 суток от владельца жилого помещения или лица на имя которого открыт лицевой счет или с которым заключен договор соответствующей коммунальной службой.
Не можем сказать, что данный перечень исчерпывающий, ведь в некоторых городах или отдельных коммунальных службах свои порядки и требования к пакету документов. Так, например, в Водоканале для урегулирования вопроса относительно холодной воды требуют справку из Облэнерго о расходах электроэнергии.
Следующий вопрос – как лучше передать указанный пакет документов в соответствующую коммунальную службу? Первое, что приходит в голову, что проще и быстрее всего – по электронной почте. Но, к сожалению, при этом виде отправки на руках у потребителя отсутствуют доказательства того, что какие-то документы как ни отсылались, то получались ли соответствующим предприятием так однозначно. Конечно альтернативы электронной почте нет в том случае, если потребитель находится за границей. Но в случае такой возможности единственная рекомендация по правильному отправке документов – это Укрпочтой ценным письмом с описанием и обратным сообщением в бумажном виде. Именно в этом случае в любой спорной ситуации потребитель будет иметь на руках доказательства не только того, что отправлялось, но и того, что указанное отправление однозначно было получено и когда. А лучше, если документы будут направлены и по электронной почте и обычной почтовой связи одновременно.
В случае, когда лицо приобрело квартиру или дом и не успело переоформить лицевой счет, или не желало делать этого или вообще не имело желания заключать договоры с предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги и сейчас считает, что в случае отсутствия договора с коммунальной службой у него отсутствуют и обязанности по оплате коммунальных услуг – категорически не права. Согласно статье 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», потребитель обязан заключать договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Так, согласно части 5 статьи 13 отказ потребителя (иного лица, согласно договору или закону заключающего такой договор в интересах потребителя) от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем ”. Следовательно, такому лицу все равно начисляется оплата коммунальными службами, то есть обо всем, что указано ранее, в полной мере касается и таких граждан.
В общем, это касается всех потребителей — отсутствие договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг не является основанием для освобождения потребителя от оплаты коммуналки в полном объеме.
Таким образом, чтобы избежать долгов за коммунальные услуги или снизить размер платежей за коммунальные услуги, гражданам необходимо соблюдать следующие шаги:
- подать в каждую коммунальную службу заявление об отсутствии потребителя и других лиц более 30 календарных дней в жилом помещении;
- ежемесячно регулярно передавать показания счетчиков, даже если услугой действительно никто не пользуется и в этом месяце показания счетчика будут такими же как и в предыдущем;
- регулярно проверять информацию о наличии задолженности, показании счетчиков и другую через личный кабинет на сайте соответствующего предприятия. Получая оперативную свежую информацию можно ее исправить в случае каких-то недоразумений.
Достаточно распространенная практика, когда владелец квартиры находится за границей, передал один раз показания счетчиков, ну может два, да и успокоился. В таком случае каждый месяц контролеры, если не имели доступа к счетчику, или по каким-либо другим причинам не сняли показания, а владелец показания не передал, насчитывают средний показатель потребления по данной местности. И здесь имеем ситуацию, что владелец считает, что ничего никому не виноват, а задолженность за электроэнергию за три месяца по 200 кВт/ч уже за 600 насчитали.
Еще один важный момент в отношении реалий жизни в условиях военного положения. Кабинет Министров Украины постановлением от 5 марта 2022 года «Некоторые вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг в период военного положения» запретил:
- начислять и взимать неустойку (штрафы, пеню), инфляционные начисления, проценты годовые, начисленные на задолженность, образованную за несвоевременное и/или неполное внесение населением платы жилищно-коммунальные услуги;
- прекращать/останавливать предоставление жилищно-коммунальных услуг населению в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме.
Это распространяется исключительно на территориальные общины, расположенные на территориях, на которых ведутся боевые действия (территориях возможных боевых действий, активных боевых действий, активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы) или временно оккупированных Российской Федерацией, соответственно Министерства по реинтеграции временно оккупированных территорий. Данный перечень утвержден приказом от 22.12.2022 № 309 Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины.
Такой запрет будет действовать до даты прекращения боевых действий, завершения боевых действий, завершения временной оккупации.
Еще один болезненный вопрос – это жилье, которое находится на оккупированных территориях и имеет счетчики, но жильем пользуются военные РФ. Однозначного ответа на данный момент, что делать в такой ситуации до сих пор нет. Вероятнее, что владельцам придется проходить судебный процесс, чтобы доказывать тот факт, что в то время когда счетчик наматывал огромные цифры, зарегистрированных в доме или квартире там не было, потому что они находились в другом городе в Украине или за рубежом. Именно так компания, предоставляющая коммунальные услуги, будет иметь возможность списать задолженность, возникшую не по вине потребителя – на основании судебного решения. Хотя считаем, что сообщить об отсутствии в помещении по описанной процедуре обязательно нужно. Даже в таком случае, когда дело дойдет до суда, это будет одним из главных доказательств того, что пользовались услугой не жильцы жилья, посторонние из числа захватчиков и потребитель об этом предупредил соответствующее предприятие. Ведь для предприятия – поставщика услуги в таком случае главное, что есть счетчик, он опломбирован, показания на нем увеличились, а вот потребитель должен оплатить потребленное.
Следовательно, по состоянию на данный момент нет какого-либо особого специального нормативного акта, регулирующего вопросы оплаты коммунальных услуг. Будут ли в дальнейшем приняты какие-либо дополнительные законодательные акты – покажет время. Но главная рекомендация – не ждать, а действовать уже сейчас!