Юридическая консультация

Что должны знать родные пропавших без вести военнослужащих: мобилизация и выплаты

Когда военнослужащий исчезает без вести, его семья оказывается в тяжелой ситуации, наполненной неопределенностью и болью. Это не только огромное эмоциональное потрясение, но и юридическая сложность, требующая ясности и правильных действий. Родственники, которые сталкиваются с такой трагедией, часто не знают, с чего начать, какие у них права и какие шаги необходимо предпринять.

ИА «ФАКТ» обратилось к юристам адвокатского объединения «Репешко и партнеры» за комментариями по важным аспектам правовой защиты родных пропавших без вести военных, в частности механизма мобилизации родственников и процедуры получения выплат, с которыми сталкиваются семьи в это сложное время. Мы стремимся предоставить своим читателям практические советы и полезную информацию для того, чтобы помочь в решении этих важных вопросов. Итак, что говорят юристы.

К нам обращаются многие семьи, чьи близкие военнослужащие пропали без вести, с просьбой о юридической помощи. Мы понимаем, что эта ситуация чрезвычайно сложна и болезненна. Первое, что следует понять, это то, что у вас есть законные права и механизмы защиты. На сегодня в Украине официально пропавшими без вести считаются почти 40 тысяч человек. Это дети, гражданские граждане и военнослужащие. К сожалению, реальные цифры могут быть намного больше, поскольку есть одинокие люди, которые жили на линии столкновения, есть лица, оставшиеся в оккупации и пока их судьба неизвестна. Что касается военнослужащих, то в таком случае не обязательно исчезновение без вести означает смерть личности. Есть те, кто оказался в плену в РФ, но с кем невозможна сейчас коммуникация. Нередки случаи, когда военнослужащий находится в плену, но об этом неизвестно ни украинским представителям власти, ни родственникам пленника. В связи с актуальностью этого вопроса рассмотрим алгоритм действий и последствия пропажи без вести именно данной категории граждан.

Помимо непосредственно поиска пропавшего родного человека, получение статуса пропавшего без вести необходимо еще для урегулирования ряда вопросов. Так, призыва на военную службу во время мобилизации на особый период не подлежат:

— женщины и мужчины, чьи близкие родственники (супруг, жена, сын, дочь, отец, мать или родной (полнородный) брат или сестра) погибли или пропали без вести во время проведения антитеррористической операции из числа:

— военнослужащих или работников образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, погибших или пропавших без вести при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения;

— работников предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции и погибли или пропали без вести во время проведения антитеррористической операции непосредственно в районах и в период ее проведения;

— лиц, погибших или пропавших без вести при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения в составе добровольческих формирований, созданных или самоорганизовавшихся для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов;

— лиц, погибших или пропавших без вести при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах ее проведения в составе добровольческих формирований, созданных или самоорганизовавшихся для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, но в дальнейшем такие добровольческие формирования не были включены в состав образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов и выполняли задачи антитеррористической операции во взаимодействии с образованными в соответствии с законами Украины военными формированиями и правоохранительными органами;

— женщины и мужчины, чьи близкие родственники (муж, жена, сын, дочь, отец, мать или родной (полнородный) брат или сестра) погибли или пропали без вести при осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, а также при обеспечении национальной безопасности и обороны, отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины во время действия военного положения.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Повлияет ли новый закон о мобилизации на правила выезда женщин за границу

Также в случае пропажи без вести военнослужащего, за ним сохраняются выплаты в размере его должностного оклада по последнему месту службы, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу лет и других видов денежного довольствия. Члены семьи имеют право на получение такой выплаты ежемесячно. Согласно п. 6 Постановления КМУ от 30 ноября 2016 г. № 884 «Об утверждении Порядка выплаты денежного довольствия семьям военнослужащих, захваченных в плен или заложниками, а также интернированных в нейтральных государствах или безвестно отсутствующих», во всех случаях выплата денежного довольствия производится не более чем до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).

Есть еще многие другие льготы и выплаты, предусмотренные для данной ситуации, но мы привели самые актуальные.

Следовательно, действовать нужно в двух направлениях:

  • Обратиться в территориальный центр комплектации и социальной поддержки, через который был мобилизован исчезнувший человек. В свою очередь ТЦК и СП направляет непосредственно в воинскую часть, где проходил службу военнослужащий, письменный запрос, чтобы по результатам служебного расследования получить официальную информацию о статусе пропавшего лица.
  • Обратиться в территориальное подразделение Национальной полиции для предоставления заявления о розыске лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах. Наряду с принятием заявления родственникам могут предложить сдать биологические образцы для проведения молекулярно-генетической экспертизы. При этом по каждому заявлению об исчезновении полиция открывает дело, которое регистрируется в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). Обязательно получите выписку из ЕРДР – в нем будет указан номер уголовного производства, орган, который принял заявление. Еще один момент – веру органов полиции нужно требовать внести сведения в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах

Дело в том, что в настоящее время в Украине действует Закон «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах», который определяет правовой статус лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и обеспечивает правовое регулирование общественных отношений, связанных с обретением правового статуса лиц , пропавших без вести при особых обстоятельствах, с учетом, розыском и социальной защитой таких лиц и членов их семей. При этом особыми обстоятельствами считаются вооруженный конфликт, военные действия, временная оккупация территории Украины, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера.

На основании этого закона действует Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах — электронная база данных, предназначенная для хранения, защиты, обработки, использования и распространения определенной настоящим Законом информации о лицах, пропавших без вести при особых обстоятельствах, их неопознанные останки, наличие или отсутствие решение суда о признании лиц, пропавших без вести, безвестно отсутствующими или объявления умершими, а также других данных, используемых для обеспечения учета пропавших без вести лиц с целью их розыска.

Далее для родственников пропавшего военнослужащего в плане получения отсрочки от призыва начинаются проблемы. Согласно упомянутому ранее закону есть понятие «лицо, пропавшее без вести при особых обстоятельствах» и согласно нормам гражданского законодательства — «безвестно отсутствует лицо». Фактом подтверждения первого статуса является справка из Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Второй статус получается по решению суда, при этом достаточно длительная процедура, которая проходит с участием судьи и двух присяжных. Два разных понятия, два разных статуса. Вот в этом моменте и кроется первый подвох ситуации.

К заявлению поданного в ТЦК и СП родственники пропавшего лица должны по действующим нормам подать заявление, документы, подтверждающие родственные связи и решения суда о признании пропавшей без вести при особых обстоятельствах, о чем указано в постановлении КМУ от 16 мая 2024 г. № 560 «Об утверждении Порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период».

Необходимо отметить, что с момента внесения в реестр сведений об исчезновении лица такой человек приобретает статус пропавшей без вести при особых обстоятельствах, и считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах с момента подачи заявителем заявления о факте исчезновения лица. Таким образом, лицо получает статус официально подтвержденный административным путем.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Наследство для детей: основные юридические аспекты и советы специалистов

Постановление №560 требует от родственников пропавшего военного устанавливать тот же факт, но в судебном порядке. При этом решение суда, которое имело бы формулировку: «Признать Сидоренко Петра Николаевича пропавшим без вести при особых обстоятельствах» получить невозможно. Оно может звучать только следующим образом: «Признать Сидоренко Петра Николаевича безвестно отсутствующим», как предусмотрено статьей 305 Гражданского Кодекса Украины. Но ТЦК и СП по действующим нормам требует решения, которое бы звучало как указано в первом варианте.

Указанные обстоятельства делают сложнее и без того тяжелую жизнь пропавших без вести военнослужащих.

В связи с этой коллизией действующие нормы ТЦК и СП обычно отказывают родственникам в отсрочке, требуя предоставления решения суда, которое фактически получить невозможно. Для решения данной проблемы сейчас есть два пути, которые, к сожалению, требуют времени и терпения:

  1. Подать в суд заявление о признании лица безвестно отсутствующим. Получить решение суда, которым в удовлетворении указанного заявления будет отказано. Получить выписку из Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Решение суда и выписку из Реестра предоставить вместе с заявлением об отсрочке в ТЦК и СП. Получить от ТЦК и СП отказ в получении отсрочки и подать в административный суд исковое заявление о признании противоправными действиями ТЦК и СП и обязательство последнего рассмотреть заявление о предоставлении отсрочки от призыва.
  2. Не обращаться в суд и не получать решения о признании лица безвестно отсутствующим. Сразу получить выписку из Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Выписку из Реестра предоставить вместе с заявлением об отсрочке в ТЦК и СП. Получить от ТЦК и СП отказ в получении отсрочки и подать в административный суд исковое заявление о признании противоправными действиями ТЦК и СП и обязательство последнего рассмотреть заявление о предоставлении отсрочки от призыва.

Каким путем идти эффективнее, пока еще неясно, но заметим, что второй путь короче во времени и более весомо доказательный.

Второй подвох следует из следующего — не исключаются из списков личного состава воинской части, а учитываются как временно отсутствующие лица: пропавшие без вести — до признания их в судебном порядке безвестно отсутствующими или объявленными умершими, что предусмотрено п. 16 приказа МОУ от 15.09.202 280 «Об утверждении Инструкции по организации учета личного состава в системе Министерства обороны Украины». Следовательно, в случае признания лица в судебном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими, что влечет обязательное исключение такого военнослужащего из списков воинской части. Исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части автоматически означает прекращение выплат членам семьи денежного довольствия.

Таким образом, перед семьей стоит выбор – получение денежного довольствия или получение отсрочки от мобилизации. Судебной практики по данным вопросам еще не существует, поскольку до Верховного Суда Украины еще не дошли дела, возможно находящиеся на рассмотрении судов первой и второй инстанции, а потому для формирования судебной практики требуется определенное время. Впрочем, указанное не препятствует родственникам пропавшего военного уже сейчас обратиться в суд в случае прекращения выплат денежного довольствия и лично начать формировать судебную практику.

Хотим отметить, что действительно очень грустно и стыдно перед родными пропавших без вести военнослужащих. Мало того, что родные не имеют воображения, что именно произошло с их близким человеком – он уже умер, возможно ли в плену, а если да, то получится ли живым из плена. Надежда поддерживает жизнь многих из них, при этом государство не помогает, а наоборот усложняет жизнь близких и родных. Надеемся, что в связи с данной ситуацией официальными органами будут сделаны шаги по урегулированию существующих коллизий и спорных вопросов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button