Экспертное мнение

«Вывезти сына в 17 лет является нерациональной паникой»: Винницкий о вступительной кампании и злоупотреблении образованием во избежание мобилизации

На фоне обострения дискуссий о мобилизации и необходимости обеспечить армию человеческим ресурсом в Украине есть еще один чувствительный вопрос — гарантии доступа к образованию. Несмотря на войну, в стране каждый год тысячи молодых людей пытаются поступить в университеты, и этот процесс требует стабильности, предсказуемости и государственной поддержки. Кампания 2025 года не стала исключением: уже завершена регистрация на Национальный мультипредметный тест (НМТ), и, как подчеркивает заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий, система, несмотря на военные условия, демонстрирует признаки стабилизации.

По его словам, в этом году успешно зарегистрировались 312 тысяч участников, из них почти 21 тысяча — это те, кто будет сдавать тестирование за границей. Таким образом, Винницкий считает, что опасения по поводу резкого уменьшения количества поступающих оказались безосновательными. По сравнению с прошлым годом количественные показатели сохранились на том же уровне, а значит, паника была преждевременной. По словам чиновника, достичь стабильности в условиях войны — это уже значительное достижение.

Четвертый предмет НМТ – выбор участника – в этом году выбрали 115 тысяч для английского языка, 73 тысячи – для географии, 62 тысячи – для биологии и 46,5 тысячи – для украинской литературы. В то же время Винницкий выразил глубокую обеспокоенность низкой популярностью физики и химии — эти предметы избрали только девять и три тысячи человек соответственно. Он подчеркнул, что это чревато естественными и инженерными отраслями и требует срочного вмешательства.

В связи с этим в Порядок приема на обучение в 2025 году была внесена инновация: поступающим, выбирающим физику или химию как четвертый предмет, отдается предпочтение при формировании конкурсного балла. По его словам, такое преимущество будет разным в зависимости от специальности — наибольшим для естественных направлений, меньшим — для инженерных, еще меньшим — для социально-экономических. Винницкий подчеркнул, что эта норма останется в силе и в последующие годы, а значит, уже сейчас ученики 9-10 классов должны серьезно задуматься о выборе профиля обучения.

Еще одним важным механизмом поддержки стали гранты. В 2025 году система становится доступнее: теперь, по словам замминистра, для получения гранта первого уровня (на отдельные специальности) достаточно составить два предмета НМТ на 140 баллов, а не 150, как раньше. Это касается специальностей с особой поддержкой государства – естественных, инженерных, медицинских, образовательных, а также связанных с восстановлением инфраструктуры. Также предусмотрена индексация: грант первого уровня составит 16,8 тысяч гривен, второго — 28 тысяч.

Говоря о географических приоритетах поступающих, Винницкий признает, что ситуация кардинально изменилась по сравнению с довоенным временем. Львов уверенно занимает второе место после Киева, а Харьков теряет позиции из-за угроз безопасности. В то же время растет популярность Днепра, что свидетельствует: поступающие ориентируются не только на безопасность, но и качество образования. Особого внимания требует ситуация в Сумах, где, несмотря на высокий потенциал СумГУ, из-за обстрелов количество желающих вступить туда существенно уменьшается.

Обращает внимание Винницкий и на рост роли меньших университетских городов – Ужгорода, Ивано-Франковска, Черновцов. Их университеты демонстрируют не только академический рост, но и растущую привлекательность среди абитуриентов. Он приводит примеры: национальный университет Прикарпатья, технический университет нефти и газа, Ужгородский национальный университет, Черновицкий университет имени Федьковича — все они укрепляют свои позиции на образовательной карте страны.

Одесса, по его словам, давно является городом-экспортером поступающих. Причина – чрезмерное количество раздробленных университетов и потеря конкурентоспособности. МОН работает над объединением ЗВО, чтобы укрупнить заведения и сосредоточить ресурсы. Примером он приводит объединение юридической академии и экологического университета с Одесским университетом имени Мечникова. Студенты и преподаватели, заверил он, только выиграли от инвестиций в научно-учебную базу.

Отдельное внимание Винницкий уделил государственному заказу. Пока постановление находится в стадии согласования, однако уже ясно, что приоритет будет предоставляться специальностям, связанным с восстановлением инфраструктуры, человеческим капиталом, медициной, образованием, фундаментальными науками. Психология, которая была в топе 2024 года, на этот раз попадает в список «конъюнктурных» специальностей, где количество желающих превышает потребности рынка.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Табу, которое ведет к молчанию: позиция Оксаны Романюк по поводу публикации военных преступлений

Винницкий также обратил внимание на дилемму по грантам и госзаказу. Если способный абитуриент выбирает ненужную рынку специальность, возникает вопрос: стоит ли это финансировать на средства налогоплательщиков? Именно поэтому был введен механизм софинансирования: государство частично покрывает обучение, остальное платит студент или его семья.

Повышение стоимости контрактного обучения – это не только следствие инфляции. Как подчеркнул замминистра образования и науки, проблема кроется также в низком уровне оплаты труда преподавателей. Их зарплаты зависят не только от ставок, но и от количества студентов и суммы, которую платят за обучение. Если еще в прошлом году средняя стоимость контракта в высших учебных заведениях составляла 35–38 тысяч гривен в год, то в этом году ожидается повышение до уровня около 50 тысяч. Это, по словам Винницкого, соответствует сумме, которую государство тратит на обучение одного студента-бюджетника.

В то же время он признает, что такое финансовое бремя неподъемно для многих семей. Именно для таких случаев вводятся государственные гранты, позволяющие снизить личную финансовую нагрузку. Как объяснил Винницкий, по новой схеме, если студент платит 35 тысяч гривен, то еще 15-16 тысяч могут быть компенсированы из-за гранта. Таким образом, с одной стороны, контрактное образование становится дороже, с другой — государство берет на себя часть расходов при высоких результатах НМТ.

Отдельно он остановился на новой идее, которая сейчас ожидает принятия парламентом. Речь идет об изменении концепции государственного заказа, которая предусматривает не только финансирование, но и обязательства со стороны студента. Если будущий специалист учился на бюджете, государство будет иметь право ожидать от него определенного вклада – отработки по специальности после получения диплома. Это требование будет относиться к медикам, учителям и другим важным для страны специальностям. По словам Винницкого, это будет не навязанное распределение, а конкурсное назначение первого рабочего места, организованное Государственной службой занятости с привлечением реальных работодателей.

Не менее чувствительной остается тема льготных категорий. Число поступающих со льготами растет, и, как признал замминистра, это может влиять на доступ к бесплатному образованию для других абитуриентов. Чтобы избежать этого конфликта, в МОН разработали законопроект №10399, который предлагает новый механизм — специальные гранты для льготников. Если такое лицо не проходит по конкурсу на бюджет или не получает стандартного государственного гранта, его обучение все равно может быть профинансировано уже не через общую систему госзаказа, а по отдельной специальной программе. Это позволит избежать конкуренции за места с другими абитуриентами и одновременно гарантировать доступ к образованию для ветеранов, детей военнослужащих и других категорий.

Изменения коснутся также магистратуры. Винницкий сообщил, что теперь все поступающие будут сдавать Единый вступительный экзамен (ЕВИ), независимо от специальности. Для некоторых направлений будет также введено Единое профессиональное вступительное испытание — своеобразный государственный профессиональный экзамен. Это позволит унифицировать систему и сделать ее более прозрачной.

Что касается поступления в аспирантуру, то в этом году впервые будет внедрено централизованное поступление через электронные кабинеты и отдельный вступительный экзамен в форме ВНО по методологии научных исследований. Этот новый подход, по словам замминистра, не является абсолютной гарантией коррупции, ведь окончательное решение все еще принимают заведения. Однако система однозначно стала более жесткой и объективной. Также, как уточнил Винницкий, дневная форма обучения в аспирантуре будет исключительно бюджетной, а контракт только заочной. Распределение мест зависит от научных публикаций, потенциала преподавателей и результатов предварительных защит диссертаций.

Говоря о главном отличии нынешней кампании, Винницкий назвал акцент на предотвращении злоупотребления образованием как инструментом во избежание мобилизации. По его словам, сейчас более сотни учебных заведений проверяют на предмет реального обучения мужчин в возрасте от 25 лет, которые были зачислены на дневную форму. Проверки проходят физически – в аудиториях. И хотя некоторые из этих студентов будут отчислены, Винницкий подчеркнул, что значительная часть таких мужчин действительно серьезно относится к учебе и часто демонстрирует пример сознательного, мотивированного получения образования. Именно такие студенты, по его мнению, и являются будущим человеческим капиталом, который нужен стране.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Отставка главнокомандующего Александра Сырского: что об этом говорит генерал Сергей Кривонос

Еще одним важным изменением он назвал индикативную себестоимость — минимальную планку стоимости обучения на контракте, которую заведения не вправе снижать. Это вызывает сопротивление среди ЗВО в прифронтовых зонах, где есть риск потери поступающих. Однако Винницкий убежден: снижение цен – это путь к обесцениванию качества образования. Поэтому ключевой задачей МОН является поиск баланса между доступностью обучения и его качеством. Решающую роль в этом сыграет расширение системы грантов и внедрение прозрачных механизмов поддержки для студентов с ограниченными финансовыми возможностями.

В целом Винницкий выразил сдержанный оптимизм по вступительной кампании-2025: система выдерживает вызовы войны, но нуждается в дальнейшем развитии, особенно в контексте прогнозирования потребностей рынка труда, информирования поступающих и трансформации образовательной географии.

В обществе все чаще распространяется беспокойство по поводу массового выезда старшеклассников за границу, особенно ребят, из-за опасений мобилизации. Многие считают, что такая тенденция может существенно ударить по системе высшего образования в Украине. Однако, за словами заместителя министра образования и науки Михаила Винницкого, реальная ситуация значительно менее драматична, чем ее часто представляют в социальных сетях.

Он привел официальные цифры: в прошлом году для участия в национальном мультипредметном тесте (НМТ) зарегистрировались 312 508 человек. В этом году — 312 490. Разница составляет всего 18 человек, что с точки зрения общего масштаба является статистической погрешностью. Как подчеркнул Винницкий, эта динамика свидетельствует о стабильности процесса, а не о бегстве потенциальных студентов. Из тех более 312 тысяч участников, около 20 тысяч будут составлять НМТ за границей — практически столько же, как и в прошлом году, когда этот показатель составлял 21 тысячу.

Он особо подчеркнул: нет смысла проходить НМТ, если человек не планирует поступать в украинское высшее учебное заведение. Следовательно, сам факт регистрации является свидетельством намерения оставаться в украинском образовательном пространстве — по крайней мере, в плане получения высшего образования. Более того, многие из тех, кто некоторое время проживал за границей, на собственном опыте убедились в ограниченности образовательных перспектив в некоторых европейских странах и возвращаются в украинские университеты. По словам Винницкого, это признак привлекательности национальной образовательной системы.

При этом он признал, что определенная потеря действительно произошла — речь идет об иностранных студентах. Если до полномасштабного вторжения их было 83 тысячи, то теперь только 8 тысяч. Это, по его словам, серьезный финансовый ущерб для системы высшего образования. Но если сосредотачиваться не только на деньгах, но и на миссии образования — формировании образованной украинской нации — то статистика свидетельствует: украинцы продолжают выбирать собственную систему образования.

Еще один реальный вызов – сокращение количества учащихся в 10–11 классах. Этот спад Винницкий подтвердил. Однако, по его словам, многие из тех, кто сейчас находится за границей в школьном возрасте, впоследствии возвращаются в украинскую систему уже на уровне поступления в университеты. Он очертил этот процесс как естественное демографическое движение, имеющее двусторонний характер: выезд за пределы страны и возвращение назад.

В то же время, Винницкий признал: конечно, есть люди, которые боятся мобилизации. Но призвал не поддаваться панике. Он привел личный пример, отметив, что страхи часто бывают иррациональными — например клаустрофобия у его жены. По его мнению, подобной иррациональностью является и опасение мобилизации для ребят, которым еще нет 18. Он напомнил, что мобилизационная граница в Украине установлена ​​на уровне 25 лет, и нет никаких официальных планов ее снижения. Поэтому решение «вывозить сына в 17 лет, потому что его мобилизуют», по его словам, является не только необоснованным, но и дезориентирующим.

В итоге Винницкий настаивает: статистика не подтверждает страхи, что Украина теряет своих лучших поступающих из-за опасений мобилизации. Напротив, цифры свидетельствуют о стабильности и даже в некоторых аспектах о доверии к украинской системе высшего образования.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button