Языковая политика между насилием и идентичностью: почему заявление Богдана Бенюка стало тревожным звонком

Языковой вопрос с момента обретения Украиной независимости остается одним из самых чувствительных и одновременно самых конфликтных. С начала полномасштабной войны эта дискуссия набрала еще большую остроту. употребляет. Однако способны ли такие методы заставить отказаться от языка тех, для кого он был естественным с рождения?
На эти вопросы приходится искать ответы и в контексте высказываний украинского актера Богдана Бенюка, который предложил методы насильственного влияния на детей для искоренения употребления русского языка.
Когда прут становится аргументом: Богдан Бенюк и языковой вопрос
Когда призывы к насилию раздаются из уст политиков или экспертов, общество умеет на это реагировать настороженно и осторожно. Богдан Бенюк является публичной фигурой, представителем украинской культуры, человеком, который должен формировать ценности и представления для тысяч зрителей и слушателей.
Бенюк высказался о языковом вопросе с позиции насильственного искоренения.
«Береш прут. И по жопе прутьем, чтобы он забыл навеки о том, что есть русский язык… Воюй с ними, бейся с ними, прутом бей, бутылкой из-под воды по голове бей старших» — вот его рецепт борьбы за украинский язык среди детей, который он выразил в интервью.
Из контекста видно: речь идет не о гиперболе или эмоциональной метафоре, а вполне реальном предложении применения физического наказания детей как инструмента воспитания языковой лояльности. И в этом — первая опасность. подряд переживают травмы войны, потери, бомбардировки, эвакуации и разрывы родственных связей, насилие становится для многих не теоретической угрозой, а ежедневной реальностью.
Еще более тревожным является то, что заявление Бенюка не является случайным или вырванным из контекста. Он осмелится обратиться на русский язык. Он предлагает бойкотировать их, демонстрировать публичное пренебрежение, силовать к языковой идентичности из-за унижения и агрессии. И это уже не проблема отдельного интервью, а зеркало общественного раскола, который вместо объединения работает на разрыв.
На этом фоне особенно лицемерна и показательна двойственность риторики самого Богдана Бенюка. Он утверждает, что украинцы имеют инфантильное отношение к войне, и что каждый гражданин должен быть готов к службе в армии.
«Нам нужно быть как еврейское государство очень крепким: каждому уметь оружием владеть, каждому нужно уметь служить в армии, это обязанность и для женщин, и для мужчин», – заявляет он.
В то же время его сын, Богдан-Гордий, получил отсрочку, обучаясь в аспирантуре по специальности «организация театрального дела». Призывов к другим Оказывается, что это задача для других украинцев. Этот контраст между словами и действиями четко обозначает проблему двойных стандартов: другие должны быть готовы к войне и жертвам, но когда речь заходит о собственной семье, выявляются варианты.
Следует вспомнить, что в 2014 году Богдан Бенюк оказался в центре нескольких громких скандалов, которые открыли неприглядные стороны его политической и общественной деятельности. Это стало публичной реакцией на эпизод, который за несколько недель до этого вызвал широкий общественный резонанс: силовое давление группы народных депутатов от ВО «Свобода», среди которых был и Бенюк, на руководителя Первого национального телеканала Александра Пантелеймонова.
Тогда Бенюк вместе с коллегами по партии ворвались в кабинет Пантелеймонова и заставили его написать заявление об увольнении. Этот инцидент, зафиксированный на видео, вызвал волну возмущения в обществе. звучала не только критика конкретных действий, но и общий вопрос: может ли человек, который сам прибегает к силовым методам, оставаться на государственной службе.
На этом фоне еще одним показательным эпизодом стала публичная позиция Бенюка относительно высказываний лидера ВО «Свобода» Олега Тягнибока. слова, Богдан Бенюк заявил, что абсолютно оправдывает эти высказывания.
Такая позиция четко демонстрирует последовательность Бенюка: и в вопросах силового давления, и в оценках ксенофобской риторики он не только не дистанцируется от радикализма, но и пытается его легитимизировать. цивилизованного поведения В совокупности все эти эпизоды показывают не отдельные случайные ошибки, а последовательную логику действий культурного деятеля. И именно эта логика позволяет сегодня Богдану Бенюку без сомнений призывать бить детей за языковой признак.
Показательно, что Богдан Бенюк не является рядовым комментатором, он представляет государственный театр, получает признание и награды, имеет влияние на культурную политику.
Когда такое говорит публичное лицо, ответственное за воспитание вкуса и ценностей украинского зрителя, дело уже не в личном мнении. Это является демонстрацией того, как часть культурной среды начинает пропагандировать насилие как способ языковой политики. свидетельством этого. Официальное молчание выглядит как согласие или отказ признавать масштабы проблемы.
Национальный состав Украины и языковая политика
Украина всегда была страной, где разные народы сосуществовали в общем пространстве без жестких разделений по языковому или этническому признаку. кавказцы. При чем украинцы составляют подавляющее большинство населения во всех регионах страны, за исключением Крыма (до 2014 года), где доля россиян превышала 50%.
Регионы компактного проживания меньшинств имеют свою устоявшуюся историю: крымские татары в Крыму, румыны и молдаване в Буковине, венгры в Закарпатье, болгары и гагаузы в Одесской области, болгары и греки в Приазовье. Советского Союза. Статистика четко показывает динамику этнического состава населения Украины:
- в 1897 году украинцев было 72%, россиян – 8,8%, евреев – 9%, поляков – 4,4%;
- в 1989 году украинцы составляли 72,7%, россияне – 22,1%;
- в 2001 году украинцев стало 77,8%, россиян – 17,3%.
Несмотря на войну, сегодня украинское общество остается полиэтническим и многоязычным.
Следует отметить, что российский язык является реальным и неотъемлемым элементом языковой карты Украины. русского языка Однако она давно перестала быть языком только русского меньшинства, а стала языком части украинского населения — тех, кто по происхождению, семейным традициям и среде рос детства в двуязычном или русскоязычном пространстве.
Даже в 2024 году, после всего пережитого в войне, данные опроса «Рейтинга» свидетельствуют: 59% украинцев разговаривают дома на украинском, 12% — на русском, еще 28% — на обоих языках. оба языка. На юге 22% общаются дома по-русски, а на востоке — 25%.
Более того, по данным опроса КМИС в апреле 2024 года, 38% украинцев считают, что русский язык нужно изучать в школах в той или иной форме. задолго до начала войны.
На этом фоне призывы «патриотов» бить детей за использование русского языка выглядят как прямая агрессия против части украинского общества.
Важно знать реальные исторические примеры, которые демонстрируют, что насилие в языковой политике не работает. сохранение родных языков.
В Ирландии после нескольких столетий принуждения к английскому большинство населения перешло на английский язык в быту.
В Испании во времена режима Франко каталонский язык запретили. В школах и государственных учреждениях можно было использовать только кастильский. Политика продолжалась десятилетиями.
Все эти примеры доказывают: навязывание не работает, а побои не воспитывают уважение.
Именно поэтому подход к языковой политике, который предлагает Богдан Бенюк и его единомышленники, является разрушительным. доверия между разными группами населения. Нужно ли это Украине?
Реальная ситуация на фронте показывает, насколько искусственными являются попытки раздуть языковой раскол в тылу. является показателем патриотизма на фронте. Сегодня на линии столкновения за Украину воюют люди, для которых украинский может быть первым, вторым или даже третьим языком, но для которых сама Украина является несомненной ценностью.
Следовательно, навязывание единой языковой модели через принуждение в мирных регионах, тогда как на войне этого вопроса даже не существует, выглядит как попытка изнутри ослабить общество. Вместо объединения через общие ценности предлагается отсеивание по языковому признаку.
В условиях войны наша страна имеет уникальную возможность провести естественную гуманитарную интеграцию, и украинский язык уже постепенно превращается в реальный символ государственности без необходимости насилия. многообразие народа и является тем фактором, который сделает Украину сильнее, а не слабее.