Точка зрения

Языковой вопрос в школах: полярные позиции учителей и родителей

Тема языкового вопроса приобретает особую остроту в современном украинском обществе, в частности в образовательной сфере. Учитывая агрессию России, все чаще звучат призывы к полному переходу на украинский язык в школах, поскольку русский язык у части украинцев часто ассоциируется с «русским миром» и идеологической агрессией. Одним из самых активных сторонников полной украиноязычности в учебных заведениях стал Артур Пройдаков, известный как один из лучших учителей мира 2023 года.

Точка зрения учителя

Артур Пройдаков призывает создавать украиноязычные ячейки в школах, в частности организовывать разговорные клубы, чтобы популяризировать украинский язык. Он подчеркивает, что чрезвычайно важно, чтобы инициативы происходили на местном уровне, а учителя поддерживали постоянное общение с родителями на украинском языке, избегая перехода на русский. Пройдаков также отмечает, что вопрос языка не является политическим, а для учителя украинского языка это даже обязанность — защищать и популяризировать его.

В своих высказываниях Пройдаков также обращает внимание на важность объяснять родителям, что русский язык является неотъемлемой частью «русского мира». Он напоминает украинцам, что хотя они могут говорить на русском, следует помнить: сейчас именно на этом языке говорят те, кто пытается нас уничтожить. По его мнению, нужно не бояться открыто говорить об этом, потому что языковой вопрос имеет не только культурный, но и непосредственное влияние на национальную безопасность Украины.

Пройдаков также делится наблюдениями относительно ситуации с использованием языков в школе. Он отмечает, что хотел бы, чтобы дети общались исключительно на украинском, потому что часто наблюдает ситуации, когда родители, забирая детей из школы, на прощание говорят «Спасибо вам, до свидания», но потом обращаются к детям на русском: «Как день прошол? Всьо харашо?». По его мнению, такие привычки нужно постепенно менять, объясняя родителям их значение для национальной идентичности.

При этом Пройдаков обращает внимание, что российская власть стремится к отмене закона об украинском языке, если Украина желает мирного урегулирования. Этот момент, по его мнению, должен побудить к размышлениям, поскольку отказ от украинского является уступкой врагу. Он понимает, что часть родителей может воспринимать языковые инициативы как «политические», но подчеркивает, что популяризация украинского языка не имеет отношения к политике, а является вопросом культуры и идентичности.

Пройдаков отмечает: «Я учитель украинского языка, и я должен защищать и популяризировать язык!».

Он уверен, что не стоит ждать действий от Министерства культуры, а важно на местном уровне инициировать проекты, которые бы способствовали утверждению украинского языка в школьной среде. Он также советует всегда общаться с родителями на украинском языке, не переходя на русский даже по их просьбе. Также он видит в школах потенциал для создания разговорных клубов и других украиноязычных центров, которые бы способствовали утверждению украинского в повседневной жизни учеников, их родителей и всего сообщества в целом.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  «Мы говорим в Госбюджете, что человек в состоянии прожить на 3 тыс. грн, при этом Минсоцполитики рассчитывает реальный прожиточный минимум на уровне 9 тыс. грн": Роксолана Пидласа

Полярные мнения украинцев относительно языкового вопроса в школах

Мнения украинцев относительно языкового вопроса в школах значительно разделились, вызывая многочисленные споры в обществе. Часть людей считает, что полная украинизация учебных заведений — это необходимый шаг для защиты национальной идентичности и противостояния влиянию РФ. В то же время другие убеждены, что акцент на языке может лишь обострить внутренний раскол в обществе, отвлекая от более насущных вопросов, таких как безопасность и единство в борьбе за страну. Приведем несколько примеров комментариев, которые отражают эти общие точки зрения и показывают, насколько различны подходы к вопросу языка в образовательной среде.

Сторона «За» украинизацию: защита языка и национальной идентичности

Сторонники полной украинизации школьной среды утверждают, что язык является неотъемлемой частью национальной идентичности, особенно в условиях войны с Россией. Они считают, что использование украинского языка в школах помогает формировать национальное сознание с раннего возраста и уменьшает влияние «русского мира» на новые поколения. Многие из них поддерживают инициативы, например, создание разговорных клубов или украиноязычных ячеек на базе школ, чтобы обеспечить детям больше возможностей общаться на украинском.

Сторонники такой позиции также подчеркивают, что русский язык сегодня ассоциируется с языком агрессора, а это делает использование его в публичном пространстве, особенно в школах, неприемлемым. По словам одного из украинских учителей: «Говоря на украинском, мы защищаем не только язык, но и будущее наших детей, которые будут гордиться своими корнями и идентичностью».

Некоторые родители добавляют, что важно обеспечить детям именно украиноязычную среду, ведь считают, что разговаривать на украинском — это обязанность каждого гражданина Украины, особенно в условиях войны. Другие аргументируют, что дети должны расти в школах, где царит украинский, чтобы они четко понимали, что значит быть украинцем.

Ольга Михайловна, учительница украинского языка из Киева: «Говорить на украинском — это самое малое, что мы можем сделать для Украины. Наши дети должны слышать украинский с детства, чтобы вырастать с гордостью за свою культуру. Почему они должны слышать русский в школе, когда Россия убивает наших людей?».

Иван Гончаренко, отец троих детей из Луцка: «Как отец, я не хочу, чтобы мои дети путали, кем они являются. Все уроки, все разговоры должны быть на украинском. Если в школе звучит русский, мы поддерживаем «русский мир».

Людмила Бойко, волонтер из Львовской области: «Нашим детям нужен украинский. Во время войны каждый из нас должен защищать свою страну, даже если это означает просто говорить на родном языке».

Юрий Иванович, историк и военный с фронта: «Если мы позволяем русский в наших школах, то позволяем врагу быть частью нашей жизни. Дети должны расти с украинским. Это их фундамент, наше культурное оружие против агрессора».

Сторона «Против» украинизации: право выбора и избежание раскола в обществе

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Примут ли правительства Worldcoin – инициативу OpenAI для различения людей и объектов ИИ в Интернете?

Однако есть немало украинцев, которые считают, что языковой вопрос не должен быть главной темой в образовательной сфере, особенно во время войны. Они часто аргументируют, что такая позиция может создать напряженность и разделить общество, когда более насущные вопросы, такие как безопасность и поддержка военных, должны быть на первом месте. Некоторые из противников украинизации в школах говорят, что патриотизм не измеряется исключительно языком. По их словам, люди могут быть настоящими патриотами, разговаривая на русском, ведь многие защитники Украины на передовой продолжают общаться на русском языке и не видят в этом предательства национальных интересов.

Также существует мнение, что чрезмерная акцентуация на языке может создавать напряжение среди тех, кто остался в тылу, и выглядеть как попытка некоторых показать свой «патриотизм» на фоне тех, кто фактически не участвует в защите страны. Кроме того, противники языковой политики в школах считают, что вопрос языка должен оставаться в сфере личного выбора. Они утверждают, что родители имеют право общаться с детьми на том языке, на котором им удобно, и учить своих детей выбирать язык общения в зависимости от ситуации.

Александр Сидоренко, военнослужащий из Харькова: «Мы на передовой не выясняем, кто на каком языке говорит. Здесь главное, чтобы ты защищал страну. Я сам говорю по-русски, с детьми тоже на нем разговариваю и не считаю, что это делает меня менее патриотичным».

Марина Власюк, мать военного из Одессы: «Мой сын на фронте, он говорит по-русски и никогда не обращал внимание на язык в общении с детьми и взрослыми. Для него главное — действия, а не слова. Давайте не будем разделять общество еще и языковыми вопросами».

Олег Романович, предприниматель из Запорожья: «Часто об украинизации громче всего кричат те, кто даже не думал идти воевать. Они пытаются показать свой «патриотизм», критикуя других за язык, но на самом деле раскалывают общество. Они сами никогда не брали в руки оружия, но вместо того, чтобы реально помогать, раскалывают общество, навязывая всем свое видение «патриотизма». Со своими детьми говорил и буду говорить на русском, потому что с детства так говорю, и не надо мне навязывать чьи-то идеи!».

Светлана Зубенко, педагог из Херсона: «Почему язык превращают в оружие? У нас и так достаточно разделений. Каждый имеет право выбирать, на каком языке общаться. Если мы начнем заставлять детей говорить на украинском, это не укрепит патриотизм, а только вызовет отторжение».

Надежда Свириденко, менеджер из Харькова: «Мы живем в стране, где должны уважать права каждого. Нельзя навязывать всем детям и взрослым украинский, если они не чувствуют в этом потребность. Патриотизм не в языке, а в действиях. Наши чиновники надели вышиванки, говорят на украинском, а сами безбожно воруют у нас и военных. Это они патриоты? Так кто работает на врага — те, кто воюет и помогает армии, говоря на русском, или они?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button