Экономическая

Забастовка докеров США: готов ли мир к новому экономическому кризису

1 октября докеры Восточного побережья США ударили по самой уязвимой точке мировой экономики — объявили массовую забастовку из-за неудовлетворительных зарплат и автоматизации. Он является первой за полвека забастовкой докеров, которые являются основой морских перевозок и международной торговли. Один день остановки работы в портах может повлечь за собой глобальный хаос, где относительно небольшая группа рабочих одной страны способна поколебать экономическую стабильность планеты. Долгое время стабильности в морских портах США позволяло мировым рынкам функционировать без существенных препятствий, но оно закончилось. Последствия этой забастовки могут повлиять на все секторы мировой экономики: от задержки товаров до удорожания цен на продукцию и энергоносители. Миллионы людей во всем мире могут оказаться на грани дефицита товаров первой необходимости, а страны с развитым импортом и экспортом – под угрозой замедления экономического развития.

История стачек докеров

История стачек докеров в США не просто хронология трудовых конфликтов, а пример того, как группа работников одной страны может повлиять на глобальную мировую экономику. Докеры являются ключевыми игроками в системе международной торговли, и их забастовки приводят к цепным реакциям в разных экономических секторах. Именно такова реальность, когда американские докеры, эти невидимые герои мировой торговли, решают объявить забастовку. История докерских протестов в США полна драматизма, с глобальными последствиями, расходящимися волнами далеко за пределы американских портов.

В 1934 году докеры вышли на протесты, требуя достойных условий труда и права на создание единого профсоюза. Это была подлинная революция на портах Западного побережья США. Ситуация настолько накалилась, что на улицах Сан-Франциско пролилась кровь. «Кровавый четверг» был днем, когда во время столкновений с полицией погибли два докера, стал символом борьбы за права. Но эта забастовка не была напрасной. После 83 дней борьбы докеры одержали победу: работодатели вынуждены были признать их профсоюз и согласиться на улучшение условий труда. Этот конфликт стал одним из самых важных в истории рабочего движения в США.

После Второй мировой войны США оказались на пороге экономического восстановления, но докеры не хотели мириться с оставшимися на довоенном уровне низкими зарплатами. В 1946 году они объявили массовую забастовку на обоих побережьях – и на Восточном, и на Западном. Они требовали повышения зарплат, ведь цены выросли, а их карманы оставались пустыми. Эта забастовка, хотя и длилась всего несколько недель, была частью общей волны послевоенных протестов в США, когда рабочие разных отраслей вышли на улицы, требуя экономической справедливости. Докеры победили и получили повышение зарплат, что стало символом их борьбы за лучшую жизнь.

Два года спустя, в 1948-м, докеры снова поднялись на борьбу, но на этот раз их врагом стала не только администрация портов, но и машины. Вопрос автоматизации пугал тысячи рабочих: новые технологии угрожали уничтожить их рабочие места. Докеры на Западном побережье вышли на забастовку, которая длилась 95 дней — почти три месяца остановки портов и глобальных задержек в поставках товаров. Они требовали гарантий защиты собственных рабочих мест в новенькую эру механизации. После трудных переговоров удалось добиться компромисса: рабочие места были сохранены, но автоматизация не остановилась. Однако эта забастовка закрепила за докерами право на справедливые условия труда даже в условиях технологического прогресса.

Упомянем 1971 год. Это была первая масштабная забастовка почти за 50 лет, когда докеры Западного побережья США решили поставить все на карту в борьбе за свои права, потому что автоматизация портов грозила лишить их работы. Их протест длился 134 дня, остановив порты и превратив множество товаров на судах в плавающие склады. Сотни кораблей оставались неразгруженными, и не только американские компании почувствовали удар. Задержки в снабжении товаров ударили по всему миру: от Европы до Азии. Производители автомобилей останавливали конвейеры, электронные устройства не появлялись на полках, а рынки стали ощущать нехватку всего – от потребительских товаров до сырья. Эта стачка стала предупреждением для глобальной экономики: если останавливаются порты США, мир начинает ломаться.

Массовая забастовка докеров в 1977 году стала одной из самых масштабных в истории морской торговли США. Он охватил порты на Восточном побережье и Мексиканском заливе, длился 100 дней и имел серьезные последствия для экономики страны и глобальной торговли. Его организовала Международная ассоциация докеров (ILA), представлявшая интересы тысяч работников. Основной причиной протеста были споры по условиям труда, повышению заработной платы и пенсионному обеспечению. Докеры потребовали лучших компенсаций за свою работу, а также гарантий социальной защиты. Вопрос автоматизации уже тогда начинал влиять на отрасль, но основной упор на забастовку был сосредоточен на условиях труда и социальных льготах.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Забота или прибыль: кто выиграет от льготного налогообложения ТИЭНов

Последствия стачки были значительными для экономики США. Порты, игравшие ключевую роль в международной торговле, остановились, что повлекло задержки в поставках товаров. Производители и импортеры по всей стране ощутили влияние этого конфликта, поскольку значительная часть грузов не могла быть обработана в срок. Забастовка завершилась подписанием нового коллективного соглашения, которое удовлетворило требования докеров по заработной плате и пенсионному обеспечению. Хотя автоматизация еще не являлась основной проблемой этой забастовки, она постепенно стала вызовом для этой отрасли в последующие десятилетия. Даже после того, как конфликт был разрешен, порты работали на грани, а мировая экономика еще долго испытывала последствия.

Забастовка докеров в 2024 году

1 октября 2024 года докеры Восточного побережья США снова оказались в центре внимания, объявив массовую забастовку, которая может стать одной из самых больших угроз для современной мировой морской торговли за последние десятилетия. Из-за нерешенного вопроса заработной платы и автоматизации портов тысячи работников вышли на пикеты, парализуя основные порты в Филадельфии, Хьюстоне и других ключевых торговых городах. Если забастовка продлится несколько недель, она чревата серьезными сбоями в цепях поставок, что может вызвать дефицит товаров в магазинах и задержки в поставках самых необходимых продуктов по всему миру.

Этот протест стал первой массовой забастовкой Международной ассоциации морских судов (ILA) с 1977 года, которая может парализовать работу около 36 портов. Его последствия могут быть разрушительными для глобальной торговли. Тысячи контейнеров с потребительскими товарами, электроникой и другими критически важными продуктами остаются на кораблях, вместо того чтобы попасть в магазины и склады. Около 45 000 докеров, входящих в состав ILA, требуют повышения зарплат и гарантий сохранения рабочих мест в свете автоматизации, угрожающей замене человеческого труда машинами.

Несмотря на то, что переговоры между профсоюзом и портовыми компаниями продолжались до полуночи, согласие так и не было достигнуто. Основные пункты разногласий включают повышение заработной платы и полное запрещение автоматизации портов. Докеры, которые неоднократно становились ключевым звеном в мировой логистике, требуют справедливого контракта, компенсирующего рост инфляции и годы небольших повышений.

Президент местного отделения ILA Бойс Батлер подчеркнул, что автоматизация ставит под угрозу тысячи семей:

“Это не просто про машины, выполняющие нашу работу. Это о семьях, которые теряют средства к существованию. Во время пандемии компании заработали миллиарды, и мы требуем честного отношения к людям, стоящим на передовой”.

ILA изначально требовала повышения заработной платы на 77% в течение шести лет, чтобы компенсировать инфляцию и длительный период минимальных прибавок. Морской альянс США, представляющий интересы портов, предложил повышение на 50%, но это не устроило профсоюз. Основным требованием остался полный мораторий на автоматизацию, поскольку этот процесс оказывает непосредственное влияние на тысячи рабочих мест докеров.

Немедленного влияния стачки на потребителей, по мнению экспертов, пока можно избежать, ведь большинство розничных торговцев подготовились заранее и накопили запасы товаров к праздничному сезону. Но если забастовка затянется на несколько недель, последствия будут серьезными, особенно в разгар новогоднего ажиотажа. Задержки в доставке коснутся не только подарков и электроники, но и критически важных продуктов питания, таких как кофейные зерна, фрукты и другие скоропортящиеся товары.

Особенно уязвимы к таким сбоям товары с коротким сроком хранения, например, бананы. По данным Американской федерации фермерских бюро, через порты Восточного побережья ежегодно проходит 3,8 млн тонн бананов, что составляет 75% от общего объема этих фруктов в США. Любые нарушения в поставках могут вызвать нехватку рынка и резкий рост цен на продукты питания. Бананы, как и многие другие товары, станут заложниками этой ситуации, что неизбежно повлияет на кошельки американцев, а также на глобальные продовольственные рынки.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Продолжающееся замедление: что происходит с украинской экономикой

Последствия стачки докеров для украинской и мировой экономики

Забастовка докеров на Восточном побережье США может стать настоящей бомбой замедленного действия для глобальной экономики, способной парализовать морские перевозки и нанести удар по многим странам, включая Украину. Если порты на Восточном побережье и в Мексиканском заливе останутся заблокированными, это повлечет за собой цепные задержки для судов, перевозящих грузы на миллиарды долларов. Морская торговля, которая трещит от последствий пандемии и других экономических потрясений, окажется под еще большим давлением. Основной удар от забастовки придется на контейнерные перевозки, ведь порты в Мексиканском заливе возделывают до половины всех контейнерных грузов, поступающих в США. Заблокированные порты означают колоссальные сбои в логистике и задержки в поставке продукции не только для американских потребителей, но и для глобальных рынков.

Если забастовка продлится долго, мировые экономические потери могут оказаться катастрофическими, достигая десятков миллиардов долларов. К примеру, по данным Mitre, порты Нью-Йорка и Нью-Джерси могут терять до 641 миллиона долларов ежедневно, а порт Вирджиния — до 600 миллионов. Эти цифры лишь подтверждают масштаб потенциальных последствий для экономики США, которые могут получить значительный удар по ключевым цепям поставки.

Следует отметить, что последствия этой забастовки будут ощутимы не только в США, но и на всех континентах. Корабли, курсирующие между США и Европой, не смогут вовремя вернуться для рейсов в Азию, что заблокирует импорт и экспорт на месяцы вперед. По оценкам аналитиков платформы Xeneta, даже недельная остановка портов может вызвать задержки в расписании судов из Азии в США вплоть до января 2025 года. Если забастовка затянется, это станет глобальным экономическим землетрясением: будут расти цены, товары будут исчезать с полок, а компании будут сжимать затраты, что повлияет на миллионы рабочих мест по всему миру.

Украина, экономика которой и так страдает войной, не избежит этих последствий. Экспорт украинской продукции в США через порты Европы и другие международные узлы может значительно замедлиться. Это, в свою очередь, приведет к задержкам поступления валюты в страну и снизит доходы аграрных и промышленных предприятий, которые уже сталкиваются с большими вызовами из-за боевых действий. Многие украинские компании, экспортирующие товары, ощутят дальнейшее давление, поскольку США являются важным торговым партнером, и любые сбои в логистике усугубят ситуацию на внутреннем рынке. Забастовка может также усложнить украинский импорт важных товаров, в частности, промышленного оборудования, используемого для восстановления инфраструктуры.

В то же время, по данным экономических аналитиков, ущерб для экономики США может достигать от 3,8 до 4,5 миллиарда долларов ежедневно, если порты будут оставаться закрытыми. Конечно, некоторые из этих потерь будут компенсированы после возобновления работы, но длительные остановки приведут к массовым задержкам поставок, что ударит по производителям и ритейлерам. К примеру, импортеры электроники, одежды и продовольствия испытают дефицит товаров, а потребители — рост цен.

Что касается политических последствий, забастовка проходит за несколько недель до президентских выборов в США, и это может повлиять на избирательную кампанию. Некоторые бизнес-группы надеялись, что президент Джо Байден вмешается и задействует закон Тафта-Хартли для приостановки забастовки на 80 дней, но, имея крепкие связи с профсоюзами, Байден решил не спешить с этим шагом. Он заявил, что ожидает, что конфликт будет разрешен без его вмешательства, хотя давление на администрацию со стороны крупных бизнес-ассоциаций растет.

С каждым днем ​​забастовки ситуация только может усугубляться, и глобальные последствия не заставят себя долго ждать. Мир, уже переживающий экономические потрясения, может оказаться на пороге еще одного кризиса, где украинская экономика не сможет избежать болезненных ударов

Итак, каждая забастовка докеров в США – это как удар по невидимой артерии глобальной торговли. Они останавливают не только порты, запускают цепную реакцию: нарушаются поставки, растут цены, начинаются задержки в производстве товаров. И это не касается только США. Когда останавливаются порты в Лос-Анджелесе или Окленде, об этом узнают и в Киеве, и в Токио, и в Лондоне. Мир стал слишком взаимосвязан, и любой сбой в его механизмах, такой как забастовка докеров, вызывает последствия, ощутимые на каждом континенте.

Оксана Ищенко

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button