20 миллиардов на Подольско-Воскресенском мосту в Киеве: реакция депутата и общества на «коррупционное безумие»

В условиях войны, когда каждая гривна должна направляться в поддержку армии, помощь пострадавшим гражданам и восстановление разрушенных территорий, общество крайне критически воспринимает любые непрозрачные и бесполезные расходы бюджетных средств. Особое внимание в этом контексте приобретают крупные инфраструктурные проекты, которые не только не решают неотложных потребностей, но и становятся символами расточительства и коррупции. Подольско-Воскресенский мост, открытый в Киеве 1 декабря 2024, стал одним из самых ярких примеров такого явления.
Общие затраты и их обоснованность
Депутат Киевсовета Андрей Витренко рассказал, что этот мост, строительство которого началось более 30 лет назад, в конце концов стоил государству более 20 миллиардов гривен, что сделало его самым дорогим мостом в мире. Однако вместо гордости за успешно завершенный проект общество восприняло его открытие с разочарованием и негодованием. Однако, несмотря на огромные расходы, мост не отвечает заявленным целям, а его функциональность подвергается сомнению.
Общая стоимость проекта Подольско-Воскресенского моста превысила полмиллиарда долларов, что является очень высоким показателем по сравнению с подобными объектами в других странах. К примеру, в Китае или Европе мосты подобной длины и сложности обходятся значительно дешевле. По словам депутата Киевсовета Андрея Витренко, столь высокая цена объясняется системными коррупционными нарушениями на каждом этапе строительства. Он отмечает, что смета неоднократно пересматривалась в сторону увеличения из-за завышения стоимости материалов и работ.
«Мост, который должен решить транспортные проблемы Киева, превратился в символ безответственности. Коррупционные скандалы и завышение стоимости материалов лишь усложнили ситуацию. Всего на реализацию проекта потратили более 20 миллиардов гривен, но мост так и не стал тем решением, на которое надеялись киевляне», – отметил Витренко.
В 2017 году стоимость проекта составляла около 4,3 миллиарда гривен, но к концу 2024 года эта цифра выросла более чем вдвое. Это стало основанием для проверок прокуратуры, открывшей несколько уголовных дел по злоупотреблению служебным положением и служебной халатности.
Продолжительное строительство и хронические проблемы
Подольско-Воскресенский мост строился с перерывами более трех десятилетий. Все это время проекту сопровождали многочисленные технические и организационные трудности. Постоянная смена подрядчиков, недофинансирование на начальных этапах, а затем перерасход бюджета, сделали его строительство самым длинным в истории украинской инфраструктуры.
Кроме того, каждый новый этап строительства выявлял новые проблемы. Витренко подчеркивает, что контроль качества работ часто оставлял желать лучшего. Дополнительные средства приходилось тратить на устранение дефектов и доработку уже выполненных участков. Все это значительно увеличивало общую стоимость проекта и способствовало возникновению новых коррупционных схем.
Реакция общества и расследование
В обществе открытие Подольско-Воскресенского моста вызвало смешанные эмоции. С одной стороны, завершение строительства такого масштабного объекта – это действительно событие. Кроме того, высокая стоимость, длительное время реализации и ограниченная функциональность стали причиной критики и негодования. Мост уже успел стать объектом нескольких расследований.
Подольско-Воскресенский мост должен стать важной транспортной артерией, соединяющей Подол с Левобережьем. Однако его функциональность вызывает серьезные сомнения — несмотря на то, что нет полноценного съезда на Рыболовный остров, мост соединяет Подол только с дачными участками Русановских садов, что, безусловно, порадует дачников. «Это настоящее коррупционное безумие!», – комментируют событие в соцсетях.
На момент открытия движение по мосту разрешено только для общественного транспорта и легковых автомобилей. Это значительно ограничивает его потенциал как транспортной магистрали. Кроме того, технические вопросы, связанные с безопасностью движения, остаются нерешенными. По словам экспертов, для полной интеграции моста в транспортную систему Киева необходимо выполнить еще ряд дополнительных работ.
Напомним, 20 декабря 2024 года киевская прокуратура подала иск в Хозяйственный суд с требованием расторгнуть договор на строительство Подольско-Воскресенского моста из-за значительного роста стоимости проекта. Также было возбуждено уголовное дело по служебной халатности, которое повлекло ущерб на сумму более 3,5 миллиона гривен. Заместителю директора коммунального предприятия, отвечающего за строительство, объявлено подозрение.