Бесплатное питание для младших школьников: что не так с новой инициативой

В начале октября 2024 года Министерство образования и науки Украины объявило о начале новой инициативы: ученики 1-4 классов в государственных школах будут получать бесплатные обеды. Субвенция является одним из шагов реформы школьного питания.
«Школьный обед является важным элементом заботы о благосостоянии детей в условиях российской агрессии, он закладывает основу для их здорового будущего, а также является элементом защиты каждого ученика / ученицы независимо от того, он / она живет в большом городе или в малой общине», — говорится в реформе.
На первый взгляд, инициатива МОН обеспечить бесплатным питанием младших школьников выглядит как важный социальный шаг. Все хотят верить, что это решение облегчит финансовую нагрузку на семьи и обеспечит детей сбалансированными обедами.
Однако реальность оказалась значительно менее оптимистичной: нехватка средств привела к тому, что обеды стали сомнительного качества. Вместо сбалансированного питания школьники получают некачественные и мизерные порции, что вызывает серьезные вопросы о реальных последствиях такой «щедрости». Что не так с этой новой инициативой?
Заманчивая инициатива или экономия на детях
На первый взгляд, идея кормить младших школьников бесплатно звучит замечательно, особенно в условиях экономических трудностей, с которыми сталкивается большинство семей. Однако за благими намерениями правительства скрываются серьезные недостатки. Бюджет, выделенный на реализацию этой программы, оказался недостаточным, чтобы обеспечить питание высокого качества.
По данным МОН, по состоянию на 1 сентября 2023 года в начальной школе насчитывалось 1 млн 397 тыс детей. Как объясняют эксперты, в расчете стоимости школьного обеда в 50 грн (по определению правительства, — ред.) при продолжительности учебного года не менее 175 учебных дней, имеем 8 750 грн на одного ребенка. На 2025 учебный год потребность в деньгах составит 11,8 млрд грн. В проект бюджета на этот год заложено 100 млн грн субвенции и 2,8 млрд грн средств международных партнеров, которые фактически еще не поступили. В случае учета всех льготных категорий питания, которые должно компенсировать правительство (воспитанники детсадов и ученики, имеющие статус детей, пострадавших от войны, ВПЛ), эта потребность составит 28,7 млрд грн. Учебный год продолжается до весны 2025 года, а вопрос где правительство возьмет средства до следующего года остается открытым.
Очевидно, что правительство руководствуется данными прошлого учебного года, не учитывая тот факт, что многие ученики, вследствие постоянного перемещения не зафиксированы в учетных данных прошлого года. А это означает, что количество детей и выделенных общинам средств не совпадают.
Фактически, местные органы власти сообщают, что на одного ученика выделяется настолько малая сумма, что говорить о полноценных и сбалансированных обедах почти невозможно. Как результат, качество пищи ставится под большое сомнение. Продукты, которые используются для приготовления школьных обедов, не соответствуют никаким стандартам здорового питания, а порции — явно недостаточны для энергичного учебного дня ребенка.
«Ситуация со школьным питанием в разных громадах разная. Есть громады, которые наладили питание детей за счет средств из местного бюджета. Есть громады, которые находятся в организационном процессе. Например, на начало 2024 года в разных общинах на питание ребенка выделялись различные средства от 12 до 80 грн. За 12-20 грн на сегодня невозможно качественно накормить ребенка.
Нужно достичь того, чтобы все дети получали одинаковое, качественное питание. Не может быть такого, что ребенок из льготной категории столовой ест макароны с булочкой, а другой ребенок, за питание которого платят родители, сидит рядом и ест картошку, котлету, булочку и компот. Поэтому важно работать и контролировать, чтобы качество обеда, его цена была одинаковой для всех детей, которые питаются в школе. Чтобы не было социальной несправедливости», — отмечает председатель подкомитета по вопросам государственной молодежной политики комитета Верховной Рады Украины по вопросам молодежи и спорта Ирина Борзова.
В свою очередь, как отмечается в постановлении Кабинета министров Украины, все процессы должны соответствовать Порядку организации питания в учебных заведениях и детских учреждениях оздоровления и отдыха, а также нормам безопасного питания НАССР. Неужели для чиновников стало новостью, что не все школьные столовые и пищеблоки соответствуют всем этим нормативам? Все это очень напоминает ситуацию со строительством хранилищ в учебных заведениях. Правительство не имеет четких данных об их наличии и состоянии, но бросается громкими фразами о том, что такие хранилища существуют.
Дешево не значит полезно
Здоровое питание в школах — это одна из проблем, которая до сих пор активно обсуждается в Украине. За несколько лет государство внедрило стандарты, которые значительно изменили подход к рациону детей в учебных заведениях. Но все равно краеугольным остается вопрос: действительно ли меню украинских школьников соответствует принципам здорового питания, или это лишь декларации на словах и бумагах?
Как утверждают в один голос все специалисты, здоровое питание — это гармоничное потребление белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, клетчатки и биологически активных веществ. Согласно новым стандартам питания для школьников, которые активно внедряют Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки Украины, предусмотрено увеличение количества белковых продуктов, овощей, фруктов в рационе и, одновременно, уменьшение количества сахара, соли и жиров.
Целью таких реформ стоит формирование здоровых привычек у детей разного возраста. Эти меры смогут помочь справиться с детским ожирением, уменьшить заболевания сердечно-сосудистой системы и других хронических болезней.
На первый взгляд, все эти инициативы достаточно прогрессивны и должны быть встречены охотно обществом. Но, вследствие возникновения целого ряда осложнений, таких как отсутствие полноценного финансирования и низкая подготовка поваров, общество восприняло новости с бурной реакцией. Закупка некачественных продуктов школами, отсутствие условий для приготовления указанных в меню блюд, а иногда и просто неумение их готовить привели к тому, что дети стали массово отказываться есть школьные обеды. Результат — дети в течение учебного дня остаются голодными. Так о каком же здесь здоровое питание может идти речь, когда такими темпами можно детей до гастрита довести?
В школах все чаще появляются жалобы на то, что блюда, которые подают ученикам, не являются питательными и часто не нравятся детям. Родители опасаются, что такая экономия на питании может иметь долгосрочные последствия для здоровья детей. Ведь детский организм нуждается в качественных белках, витаминах и минералах для нормального развития, а обеды, которые готовятся в рамках новой инициативы, часто не могут обеспечить даже базовых потребностей.
Сергей Колодий, читатель ИА «ФАКТ»:
«Правительство, государство. Так они отвечают за финансирование. Но все остальное должно решаться на местах. Низкое качество питания должно волновать не только родителей, но и администрацию школы и учителей. Мне, как отцу, никто не показывает что дети едят в школе. Наоборот скрывают, запрещают фотографировать в столовой. Полухолодные дешевые макароны, посыпанные натертым сырным продуктом, иногда немного свеклы, капусты или моркови и то не всегда — вот и обед. Ешьте дети, это же бесплатно.
Очевидно, что это растрата бюджетных денег с негативным влиянием на здоровье детей, которые преимущественно отказываются это есть и бегают по киоскам за чипсами, сухариками и сладостями. Не лучше ли чтобы Государство финансировало 50%, а родители вместо давать на чипсы доплачивали бы официально школе на питание детей?»
Сергей Бойчук, пользователь Facebook:
«Тем чем кормят детей просто ужас! Сама система порождает коррупцию. Посмотрите как кормят детей в развитых странах.
В детских садах ввели систему питания от Клопотенко, дети совсем не едят эту пищу — из низкокачественных продуктов и совсем не вкусная!».
Ольга Бойко, мать школьника лицея №6 г.
Бровары, пользовательница Facebook:
«Честно скажу, в школе моего сына совок еще присутствует.
Извините, я лучше буду платить деньги за питание, и сын мой будет не голодный.
Вареные яйца, рыба вареная несоленая, свекла недоваренная несоленая, первых блюд вообще нет, запеканки каждый день, каши залитые подливой без мяса.
Если мой ребенок не ест это и дети из его класса тоже, для чего это готовят?
Вот такие ваши реформы по питанию».
Татьяна Сытник, пользовательница Facebook:
«Если государство выделило средства на питание, тогда, где они осели? Почему не контролируется этот вопрос постоянно?».
И действительно, интересный вопрос.
То есть инициативы есть кому вводить, а дальше МОН умывает руки, а местные общины остаются наедине с кучей нерешенных вопросов относительно способов реализации этой инициативы, даже не получив надлежащего финансирования.
Возможно, прежде чем внедрять подобные изменения, следовало бы основательно рассчитать реальные расходы и искать пути обеспечения не только бесплатного, но и качественного питания для школьников.
Как осуществляется организация питания школьников за рубежом
Питание школьников за рубежом финансируется либо государством, либо в софинансировании с родителями.
Самые успешные программы (как в Финляндии и Японии) делают акцент не только на обеспечении едой, но и на воспитании культуры здорового питания.
Ключом к успеху этих систем является стабильное финансирование и контроль качества продуктов.
Например, в Финляндии все школьники, начиная с детского сада и до окончания средней школы, получают бесплатное питание в школе, которое финансируется государством.
Качество питания здесь очень высокое: обеды сбалансированы, с акцентом на свежие фрукты, овощи, цельнозерновые продукты и местные ингредиенты.
Меню разрабатывается диетологами и меняется в зависимости от времени года.
Программа направлена не только на то, чтобы накормить детей, но и на воспитание культуры здорового питания.
Во Франции обеды для учеников начальных классов частично финансируются местными властями, частично — родителями.
Однако дети из семей с низким доходом могут получать скидки или полностью бесплатные обеды.
Французские школьные обеды известны своим высоким уровнем качества и разнообразия.
Меню состоит из нескольких блюд: закуска, основное блюдо, сыр, фрукты или десерт.
Особое внимание уделяется пищевой культуре, и дети имеют возможность попробовать различные блюда, в том числе сезонные продукты.
В Японии школьные обеды для учеников начальных классов финансируются совместно правительством и родителями.
Хотя родители оплачивают часть расходов, правительство дотирует значительную часть программы.
Обеды в японских школах являются примером сбалансированного питания: рис, рыба или мясо, суп и овощи являются обязательными составляющими.
Важно, что обеды готовятся на месте из свежих ингредиентов, а дети поощряются к активному участию в приготовлении и сервировке.
Эта система также подкрепляется образовательной программой, где детей обучают правилам здорового питания.
В США школьные обеды финансируются на государственном уровне через программы, такие как National School Lunch Program (NSLP), которая предоставляет субсидированные или бесплатные обеды для детей из малообеспеченных семей.
Качество питания сильно варьируется в зависимости от региона и конкретной школы.
Есть школы, которые предлагают сбалансированные и свежие блюда, но во многих местах меню включает высококалорийные продукты и полуфабрикаты.
Однако за последние годы наблюдается растущий интерес к улучшению качества школьных обедов, включая усилия правительства по поддержке здорового питания.
В Великобритании школьники младших классов в государственных школах имеют право на бесплатные обеды при определенных условиях, особенно дети из малообеспеченных семей.
Питание финансируется правительством и местными органами власти.
В 2014 году правительство начало предоставлять бесплатное питание всем ученикам первых трех лет обучения.
Качество обедов постепенно улучшается после критики в начале 2000-х, когда было обнаружено, что многие школы подавали низкокачественные блюда.
Сейчас школьные обеды сосредоточены на полезных, свежих продуктах с меньшим содержанием жиров и сахара.
В школах Латвии подают комплексный обед — овощи, картофель, гречка или рис, мясо или рыба.
Стоимость обеда в некоторых школах для 1-4 классов частично финансируются, как из муниципального бюджета так и из государственного, а для школьников 5-12 классов обеды бесплатные за счет самоуправления.
В Германии придерживаются сбалансированного и разнообразного рациона.
Меню не повторяется чаще, чем один раз в неделю.
Детям подают сезонные овощи, мясо (два раза в неделю) и морскую рыбу (раз в неделю).
Стоимость обедов зависит от количества детей, питающихся в школьной столовой — чем их больше, тем ниже стоимость.
Частично обед оплачивают родители, а частично средства выделяются из государственного бюджета. Также дети приносят ланч-боксы из дома с бутербродами, фруктами и овощами.
А вот в школах Нидерландов и Австралии вообще не предусмотрены школьные обеды.
Поэтому дети на больших переменах ходят обедать домой. А в школах работают кафе, где можно приобрести сэндвичи, лимонад, чай или сок. Однако очереди там такие длинные, что лучше детям брать с собой ланч-бокс.
Есть ли альтернатива?
Инициатива бесплатного питания школьников может быть полезной, но только при условии, если ее внедрение будет сопровождаться надлежащим финансовым обеспечением и регулярным контролем со стороны государства. Возможно, правительство должно пересмотреть свой подход и либо увеличить финансирование, либо ввести софинансирование со стороны родителей, обеспечивая при этом контроль за качеством питания. Ведь здоровье детей — это не то, на чем можно экономить.
Бесплатное питание для школьников младших классов — это хорошая идея, которая на практике превратилась в экономию на здоровье детей. Недостаточное финансирование и низкое качество продуктов ставят под угрозу главную цель инициативы: поддержать здоровье и развитие молодого поколения. Вместо того, чтобы кормить детей полноценными обедами, мы кормим их обещаниями, не предлагая должного результата. Если государство не найдет способа исправить эту ситуацию, то эта инициатива рискует стать еще одним примером «бесплатности», которая будет стоить слишком дорого — ценой здоровья наших детей.