Политическая

Безнаказанность как национальная традиция: когда закончится эпоха неприкасаемых

23 ноября мир отмечает Международный день борьбы с безнаказанностью – напоминание о том, что ни одно преступление не должно оставаться без наказания, а справедливость должна быть доступна каждому. Однако когда речь заходит об Украине, этот вопрос звучит особенно остро. Все ли чиновники, депутаты и судьи понесли заслуженное наказание за совершившие преступления? Удалось ли сломать систему, где часто сильные мира сего остаются нетронутыми? Перестала ли безнаказанность быть невидимой «крышей», прикрывающей нарушителей закона? Попробуем разобраться, как страна справляется с этой проблемой и есть ли надежда на подлинную справедливость.

Безнаказанность в цифрах: иллюзия борьбы или реальный прогресс?

Всем известно, что в Украине царит атмосфера безнаказанности по коррупции, а борьба украинских властей с коррупционными преступлениями часто сводится к громким заявлениям, редко переходящим в реальные действия. Ситуация выглядит как постоянная игра в догонялки, где коррупционеры всегда на шаг впереди, а общественность все чаще теряет веру в справедливость. Хотя данные о деятельности антикоррупционных органов показывают определенный прогресс, глубина проблемы остается огромной.

За первое полугодие 2024 года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) начало 323 новых расследования в отношении чиновников, в которых фигурируют 166 подозреваемых. Было направлено в суд 64 дела, вынесено 27 обвинительных приговоров и наказано 36 человек. Глава НАБУ Семен Кривонос на пресс-конференции сообщил, среди отправленных на скамью подсудимых — 7 высших должностных лиц государства, включая чиновников категории «А», народных депутатов и представителей разных государственных органов. Также под следствием оказались 6 топ-чиновников, 11 руководителей предприятий, 5 судей и 5 депутатов областных советов. То есть цифры поражают! Только единицы наказанных среди большой когорты коррупционеров! При этом в суд направлено только 64 дела, а наказано 36 человек, то есть другие «решили свой вопрос» в процессе досудебного следствия.

Кроме того, по меньшей мере 54 депутата Верховной Рады IX созыва получили подозрения в совершении уголовных преступлений. За данным НАБУ это каждый восьмой народный избранник — показатель, который трудно игнорировать. Еще 19 депутатов стали фигурантами расследований, ведущими Государственное бюро расследований. Однако это далеко не полный список, ведь в общую статистику не учтено производство СБУ, Офиса Генерального прокурора и других правоохранительных органов. Нет сомнения, что реальное количество подозреваемых значительно больше, но системный учет и открытость отсутствуют.

Следует отметить, что отмена депутатской неприкосновенности, долго обещали политики, создала видимость прогресса. Количество уголовных дел растет, однако большинство из них либо застревают в судах, либо не доходят до приговоров. Причина проста: круговая порука и непрозрачность процедур. При этом имена подозреваемых депутатов остаются за кулисами. Действующее законодательство запрещает разглашать их до момента вынесения приговора. В то же время, в ответ на запросы СМИ и общественных организаций Офис Генпрокурора и СБУ заявляют, что не ведут отдельного учета подозреваемых парламентариев. Это отсутствие прозрачности позволяет сохранять статус-кво, а подозреваемые часто остаются на своих должностях, влияя на следствие из-за своих полномочий и связей.

Безнаказанность даже тех, кто формально лишен неприкосновенности, создает угрожающий прецедент. Это сигнал не только для политических элит, но и всего общества: закон выборочный, а справедливость зависит от статуса и связей.

Большинство обвинительных актов годами зависают в судах, а вынесенные приговоры в основном касаются чиновников среднего звена, в то время как топовые коррупционеры остаются неприкосновенными. Это рождает закономерный вопрос: действительно ли система готова ломать круговую поруку?

Следует отметить, что безнаказанность чиновников в Украине затрагивает не только сферу коррупции. Систематические нарушения закона наблюдаются во многих других областях. К примеру, экологические преступления — еще одна болезненная тема. За последние годы Украина столкнулась с масштабной незаконной вырубкой лесов, уничтожающей экосистемы Карпат. Организаторами этих преступлений часто выступают представители местных властей, которые сотрудничают с «серыми» лесозаготовителями. Несмотря на многочисленные разоблачения, реальные приговоры вынесены только единицы.

Не меньшее возмущение вызывает ситуация с инфраструктурными проектами. Во многих случаях финансирование крупных строек сопровождается непрозрачными тендерами, завышением смет и некачественным выполнением работ. Например, в 2023 году из сметы одного из проектов по реконструкции дороги в Одесской области «исчезли» более 100 миллионов гривен. Вместо расследования и наказания виновных ситуация ограничилась переводом дела в статус долгосрочного изучения.

Безнаказанность судей: «ворон ворону глаз не выклюет»

Безнаказанность судей в Украине является еще одной из самых острых и укорененных проблем, подрывающих доверие граждан к правосудию и справедливости. Эту систему очень красноречиво подчеркивают украинские крылатые изречения: «ворон ворону глаз не выклюет», «собака собаке хвоста не откусит», «свой своему не враг». Система, в которой рука моет руку не просто остается неприкосновенной, она активно защищает своих представителей от ответственности. Судьи, которые должны стоять на страже закона, часто становятся его нарушителями, избегая наказания благодаря сложным коррупционным схемам и круговой поруке.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Как сдержать миграционный кризис и не потерять возможности помогать Украине: дилемма в США

В течение восьми месяцев 2024 года Высший совет правосудия приняла решение об увольнении 186 судей. По общим обстоятельствам уволены 162 судьи, при этом за совершение существенного дисциплинарного уступки – всего 20. Не сложно догадаться, что это лишь капля в море.

Приведем яркие примеры. В 2016 году судья Малиновского районного суда Одессы Александр Буран был задержан во время получения взятки в размере $500 тысяч. Подозреваемый во время задержания даже открыл стрельбу, пытаясь скрыться от правоохранителей. Несмотря на резонанс дела, из-за затягивания рассмотрения и процедурных нюансов суд до сих пор не вынес окончательный приговор. Его адвокаты постоянно апеллируют к состоянию здоровья подсудимого.

Судья Татьков, обвиняемый в масштабных коррупционных схемах и злоупотреблении влиянием, избежал ответственности, вовремя покинув территорию Украины. Несмотря на официальные подозрения от НАБУ, он находится за границей, а дело почти не продвигается.

В мае 2023 года стало известно о трагическом инциденте, когда судья Тандыр, находясь за рулем в состоянии алкогольного опьянения, сбил насмерть нацгвардейца. Дело получило широкую огласку, но несмотря на очевидность вины, Тандыр пытался избежать ответственности через юридические лазейки. По состоянию на сегодняшний день дело остается нерассмотренным, а его адвокаты делают все возможное для затягивания процесса.

Хотя непосредственно судей по этому делу не обвинялись, многочисленные показания указывали на их соучастие в коррупционных схемах. Судьи систематически выносили решения в пользу прокуроров, обвиняемых в вымогательстве и получении взяток. Ни один из судей, принимавших участие в возмещении дела, не подвергся ответственности.

В 2020 году судью Лазюка разоблачили на взятке в размере $10 тысяч за «нужное» решение по гражданскому делу. Несмотря на то, что деньги были найдены во время обысков, судья утверждал, что это провокация. Спустя годы рассмотрения, дело застопорилось, а Лазюк продолжил работать.

Эти примеры являются лишь верхушкой айсберга в системе, где взаимосвязанность, круговая порука и коррупция становятся основными механизмами избегания ответственности. Большинство таких случаев остаются в тени, ведь поймать судью «на горячем» очень сложно. Судьи — мастера усложнять свои преступные действия, используя знания законов и способов избегания расследований. Они тщательно планируют встречи, выбирают безлюдные места, проверяют устройства на наличие прослушивания и даже используют дополнительные телефоны для «чистого» общения.

Схемы взяток нередко имеют отточенную структуру, работающую почти автоматически. Самым распространенным способом передачи денег является действие через «бегунков» и «решал»: работница канцелярии передает взятку от них помощнице судьи, а непосредственно судьи. Напрямую это делать уже боятся, особенно из-за активности НАБУ. В некоторых случаях взятки оставляют в закладках — под плитами на кладбищах или в других скрытых местах. Средние расценки составляют около пяти тысяч долларов за дело, если оно не слишком резонансное. В районных судах цены ниже, но принцип действия остается неизменным.

Если кто-то думает, что взятки дают только для достижения незаконных решений, то это заблуждение. Часто деньги требуют даже при принятии вполне законного решения. Судьи хорошо осознают свою монополию на правосудие и риски, связанные с их деятельностью, поэтому осторожно подбирают клиентов. Простой человек, не имеющий связей или денег, до судьи никогда не дойдет.

Заместитель руководителя САП Андрей Синюк подчеркивает: “Судьи – это юристы, знающие все тонкости закона и методы проведения расследований. Они строят схемы так, чтобы избежать разоблачения. В таких условиях обычному человеку практически невозможно достичь справедливости”. Это подтверждают многочисленные расследования.

Атмосфера безнаказанности подпитывается и круговой порукой. Коллеги-судьи часто не готовы осуждать своих, это создает прецедент, который может сработать и против них. При этом судейское самоуправление нередко становится щитом для нарушающих закон, а не инструментом очищения системы.

Правоохранители: для них закон не писан

Украинская правоохранительная система неоднократно демонстрировала свое бессилие в привлечении к ответственности не только судей, но и представителей собственных рядов – руководителей полиции, прокуратуры, Государственного бюро расследований (ГБР) и Бюро экономической безопасности (БЭБ). Эти структуры, которые должны быть гарантом закона, часто сами становятся источником нарушений, и в то же время их представители избегают наказания.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украина после войны: сценарии развития событий и о чем стоит задуматься сейчас

Часто стражи порядка, занимающие высокие должности, используют свои полномочия для коррупционных схем, крышевание бизнесов, преступников или личного обогащения. Известны случаи, когда взятки передавались через посредников, а встречи для обсуждения «дел» организовывались в безлюдных местах или за пределами офисов. Иногда коррупционные схемы усложняются до уровня теневого менеджмента, где участие руководителей полиции или прокуроров становится неотъемлемой частью процесса.

В ситуациях с правоохранителями, как и с судьями, настоящим препятствием в наказании является круговая порука. Многие расследования останавливаются на полпути из-за того, что следователи и прокуроры, которые должны вести дело, работают в той же среде, что и подозреваемые. «Свое свое не сдаст» — это не просто крылатое изречение, а реальность всей системы. Даже если дело доходит до суда, адвокаты подозреваемых, часто имея доступ к утечкам информации, успешно защищают своих клиентов.

К примеру, по многим делам фигуранты из числа руководителей полиции или прокуратуры продолжают занимать свои должности даже после вручения подозрений. Формально отстраненные, они нередко влияют на ход следствия из-за связей или использования собственных знаний системы. Более того, значительная часть таких дел закрывается из-за отсутствия доказательств, являющихся результатом сознательного саботажа или утечки информации еще на этапе расследования.

Последствия этой системной безнаказанности разрушают доверие общества к правоохранительным органам. Когда те, кто должен обеспечивать законность, сами становятся нарушителями закона, граждане чувствуют себя беззащитными перед системой. В конце концов это усиливает коррупционный замкнутый круг, где правоохранители остаются безнаказанными, подрывая любые шансы на реальные изменения.

Почему безнаказанность остается распространенным явлением?

Ответ на этот вопрос лежит в комплексе факторов. Во-первых, недостаточно эффективна судебная реформа, до сих пор не создавшая системы, способной работать независимо от политического влияния. Отсутствие четкой ответственности для чиновников, депутатов, судей и правоохранителей только усиливает коррупцию, создавая замкнутый круг недоверия. Во-вторых, слабая политическая воля на самом высоком уровне: борьба с коррупцией часто используется как инструмент для пиара, а не как реальный приоритет. Декларации звучат громко, но реальные действия или доведенные до конца дела — единицы. Это никому не выгодно. В третьих, низкий уровень общественного контроля: безнаказанность процветает там, где нет постоянного общественного давления и требования прозрачности. В обществе до сих пор существует толерантность к коррупции как к «неотъемлемой части системы».

Следует отметить, что безнаказанность затрагивает не только должностные лица, это системная проблема в Украине, болезнь, которая пронизывает всю государственную систему и парализует верховенство права. Почему эта эпоха продолжается? Ответ прост и одновременно болезнен: круговая порука, которую власть не хочет ломать, потому что это невыгодно. Неприкосновенность обеспечивают связи, страх потерять должность или вызвать цепную реакцию разоблачений, которая коснется многих.

Безнаказанность порождает серьезные последствия. Она подрывает доверие граждан к государственным институтам, заставляя людей искать правосудие вне легальной системы. Это способствует росту правового нигилизма и создает впечатление, что закон существует только для “маленьких людей”, тогда как крупные игроки могут избегать наказания без последствий. Экономические последствия не менее значительны: инвесторы боятся вкладывать деньги в страну, где закон бездействует, а коррупция остается основным инструментом решения вопросов.

Хуже всего то, что безнаказанность демотивирует честных работников государственных структур, которые становятся свидетелями того, как их коллеги нарушают закон, получают взятки и остаются неприкосновенными. Это формирует культуру цинизма и уныния, отравляющую систему изнутри.

Когда закончится эпоха безнаказанности? Когда будет реальная политическая воля, где борьба с коррупцией станет приоритетом, а не пиар-кампанией. Когда будет независимая и честная судебная система, которая не боится обличать высшие должностные уровни, а также реальные справедливые приговоры, независимо от должности или статуса. При этом крайне важно в этом вопросе общественное давление, но действенное, а не со стороны проплаченных псевдоактивистов. Только общество, которое не будет молчать, выйдет из безразличия, способно сломать эту систему. Общественность должна активно давить на власть, требовать результатов и не разрешать ключевым игрокам избегать ответственности. Пока все это не станет реальностью, Украина будет оставаться заложником коррупции и правового произвола.

Международный день борьбы с безнаказанностью является напоминанием не только о важности справедливости, но и о том, что безнаказанность является одной из самых больших угроз демократии и верховенству права. Пока чиновники и правоохранители будут оставаться вне досягаемости закона, никакие реформы не принесут ожидаемого результата. Настоящие изменения требуют новой культуры нетерпимости к коррупции и уважения закона. Именно поэтому борьба с безнаказанностью должна стать общим делом всех украинцев.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button