Безответственность в государственном управлении: к чему приводит демонтаж парламентского контроля

Украинское общество давно перестало удивляться парламентским скандалам — драки под куполом, блокировка трибуны, крики, плакаты, толчея, протестные выступления вместо взвешенных дебатов. Политическая драма в прямом эфире стала фоном для обычных новостей. Но произошедшее сегодня в парламенте выходит за пределы банальной ссоры — и это уже не просто шоу. Из-за очередного, но на этот раз принципиального спора парламентское заседание досрочно закрыли. В центре внимания оказался законопроект №13387, предлагавший привлечь к ответственности чиновников за систематическую неявку в парламент — даже после официального голосования Рады за их отчет. И хотя это звучит как элементарная норма парламентского контроля, часть политической элиты откровенно ее проигнорировала. В Украине, которая находится в состоянии полномасштабной войны, власть должна быть не только эффективной, но, прежде всего, ответственной. Однако в Украине формируется обратная динамика – ответственность исчезает как управленческая норма.
Скандал в парламенте, который презирают
В сессионном зале Верховной Рады в который раз вспыхнул спор, который оказался симптоматичным не только для украинского парламента, но и для общего состояния политической ответственности в стране. сознательно игнорируют обязанность отчитываться перед народными избранниками, даже если Верховная Рада отдельным голосованием приняла решение о заслушивании такого отчета.
Казалось бы, речь идет об элементарной вещи: чиновник, получающий зарплату из государственного бюджета, должен, по запросу парламента, приходить в сессионный зал и отвечать на вопросы, объяснять свою деятельность, отчитываться перед обществом. Так было раньше, однако в последнее время появилась новая тенденция: должностные лица откровенно игнорируют такие вызовы, если речь идет о неудобных для них темах, пренебрегая законодательной властью в целом. При этом отсутствие каких-либо реальных санкций делает такое поведение полностью безнаказанным. Законопроект №11387 и преследовал цель изменить эту ситуацию.
Примечательно, что инициатором этого законопроекта выступил спикер парламента Руслан Стефанчук. Но он, оказавшись перед давлением депутатов с требованием вынести документ на рассмотрение, отказался это сделать. Несмотря на публичные обращения со стороны Ярослава Железняка (Голос), Артура Герасимова (Европейская солидарность) и Максима Бужанского (Слуга народа), Стефанчук решил не ставить вопрос на голосование. Он предложил, чтобы фракции и группы обсудили документ в кулуарном формате — на согласительном совете. Этот шаг вызвал немедленную реакцию – часть депутатов заблокировала трибуну, и заседание Верховной Рады было досрочно закрыто. Официально — из-за «отсутствия производительной работы». Фактически — из-за отказа парламентского руководства разрешить обсуждение вопроса, ставящего под сомнение нынешний политический комфорт исполнительной власти.
Как сообщила депутат фракции «Европейская Солидарность» Виктория Сюмар, пленарное заседание парламента досрочно закрылось во избежание голосования за постановление об отзыве народной депутатки Марьяны Безуглой с должности заместителя председателя комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки.
«Парламент упорно голосует за кадровые вопросы – назначают замов голов, людей в комитеты. Но есть одна тема табу – ее зовут Марьяной. Несмотря на требования большинства фракций. Ибо «своих – не сдают». Демонстрационно. Она, бывшая глава ВСК по «вагнеровцам», по-настоящему неприкосновенна. Это, собственно, и есть ответ на вопрос, насколько она самостоятельна в своих нападках на главкома Залужного и кто именно за этими нападками стоит», – подчеркнула Сюмар.
Однако этот инцидент следует рассматривать глубже – ситуация сорванного рассмотрения законопроекта №11387 освещает сразу несколько опасных тенденций. Первая – это фактическое разрушение парламентского контроля над правительством. Конституционная норма, которая предусматривает отчетность исполнительной власти перед законодательной, на практике все чаще обесценивается. Вместо открытого диалога – игнорирование. Вместо публичной ответственности – демонстративное отсутствие. Вторая проблема – это имитация реформы. Законопроект, направленный на изменение правил игры, был представлен не кем-то из оппозиции, а самим спикером парламента и большинством «Слуг народа». Но когда настал момент вынесения его на рассмотрение, именно спикер остановил процесс. Это свидетельствует не только о нехватке политической воли, но и страхе системы перед прозрачными процедурами. Ведь введение реальной ответственности — это всегда угроза для тех, кто привык действовать без нее.
Все это происходит на фоне общественного привыкания к безответственности власти как к чему-то нормальному. Министр не приходит в парламент – реакции нет. Парламент голосует за отчет – чиновник его игнорирует, и это не вызывает даже политического скандала. Рассмотрение законопроекта, который должен сделать такие действия невозможными, блокируется — и это тоже не вызывает системного кризиса.
Впервые за долгое время в сессионном зале встал вопрос не об очередной субвенции или реформе «на бумаге», а о базовом — об ответственности. Об обязанности министров предстать перед депутатами, отвечать на неудобные вопросы, признавать провалы и объяснять свои действия не за закрытыми дверями, а публично, на глазах страны. Но именно этого, как оказалось, сегодня больше всего боятся те, кто руководит государством. Сегодняшний конфликт не просто технический спор, а симптом более глубокого процесса.
Что еще происходит в стенах парламента
До сегодняшнего инцидента произошел еще один знаковый конфликт. Как сообщил народный депутат Ярослав Железняк, начальник Управления государственной охраны (УГО) открыто проигнорировал вызов в Верховную Раду, несмотря на то, что депутаты официально проголосовали за присутствие в сессионном зале. Причиной стало грубое нарушение порядка у здания парламента, когда сотрудники УГО не пускали часть народных избранников в сессионный зал. Этот инцидент вызвал резонанс среди переговорщиков, в результате чего было принято решение заслушать начальника УГО. Однако, когда пришло время, он не появился. То есть уважение к парламенту утрачено даже на уровне подчиненных президенту силовых структур.
«Верховная Рада опустила себя настолько, что в зал не приходили на вызов министры, генпрокурор и главы правоохранительных органов… А сейчас даже начальник УГО открыто послал ее». Это прямая цитата из публичного выступления народного депутата Железняка, которая четко фиксирует положение дел: парламент становится пустым институтом, лишенным рычагов влияния даже в рамках формальных процедур.
И эта тенденция не ограничивается только пренебрежением со стороны исполнительной власти. Часть ответственности лежит также на самом парламенте. Накануне Верховная Рада провалила голосование за вызов в зал министра обороны Рустема Умерова. Речь шла о его отчете относительно важных международных переговоров — как состоявшихся в Эр-Рияде переговоров Украины с США, так и трехсторонних контактов между США, Россией и Украиной. За предложение заслушать министра проголосовали только 134 народных депутата.
Выступившая с инициативой Ирина Геращенко выразила глубокое возмущение:
«Верховная Рада должна знать результаты переговоров в Эр-Рияде не по релизу Белого дома и не по путинским манипуляциям, а от украинских чиновников. Были ли у переговорной группы директивы согласиться на хотя бы частичное снятие санкций с РФ — потому что к этому идет все — за безопасность Черного моря или освобождение пленных? Осознает ли украинская делегация риски снятия санкций с России во время продолжающегося вторжения
Это безумие, когда страна как слепые котята не понимают, куда ведут их на переговорах и не знают нашего плана окончания войны. Но такой инертный и безответственный парламент избрали люди», — резюмировала депутат.
Таким образом, мы имеем дело не только с пассивностью, но и с полным демонтажем политического механизма контроля за всеми ветвями власти. Парламент фактически теряет субъектность. Его запросы не выполняются, а сами депутаты не находят большинства даже для того, чтобы заставить министра отчитаться. В системе, где никто не приходит, никто не отчитывается, и никто не отвечает — парламентская демократия превращается в фикцию. А с ней и доверие к власти как таковой.
Как государство теряет институциональную ответственность
Украинское общество годами наблюдало за тем, как сменяются правительства, пересматриваются законы, трансформируются государственные институты. Но в то же время оно постепенно привыкло и к другому — потере ответственности должностных лиц за собственные решения. Еще недавно приход чиновника на заседание Верховной Рады был нормой, особенно когда речь шла об отчете или обсуждении кадровых решений. Парламент имел политический вес, к которому прислушивались. Власти не позволяли себе пренебрегать прямыми приглашениями, потому что это означало публичный скандал и политические последствия.
Сегодня ситуация поменялась. Верховную Раду демонстративно игнорируют как отдельные министры, так и руководители подотчетных структур. Более того, даже в случае системных провалов, коррупционных подозрений или публичного конфликта с институтами, чиновники не несут никакой реальной ответственности. Вместо отставки – новая должность. Вместо отчета – информационное молчание. Вместо анализа работы – назначение на дипломатическую или представительскую должность. Это относится как к центральным органам власти, так и к кадровой политике на уровне правительства, парламента и Офиса Президента.
Такая практика формирует новую политическую культуру, в которой понятие ответственности исчезает как правовая и моральная категория. Из парламента исчезает функция контроля, из исполнительной власти — обязательство отчитываться, а из общественной жизни — надежда на прозрачную и подотчетную систему. Если эта тенденция не будет остановлена, страна рискует потерять не только баланс власти, но и доверие к механизмам управления. В таких условиях любая реформа, какой бы глубокой она ни была, неизбежно будет оставаться декларативной.
Когда в государстве стираются пределы ответственности между ветвями власти, это неизбежно создает эффект паралича системы управления. Во время войны последствия такой безответственности становятся не просто дисфункциональными, а опасными. В условиях чрезвычайной угрозы любое уклонение от ответственности, избегание отчетности или отказ от прямого участия в принятии решений влияет не только на эффективность государства, но и его способность выжить.
Следовательно, государственные органы равномерно теряют ответственность как категорию. В долгосрочной перспективе государство с безответственной властью деградирует институционально, оно теряет способность быть субъектом перед внешними партнерами, поскольку не гарантирует реализации формально соглашаемых решений. Она теряет внутреннюю мобилизацию, потому что общество не видит, за кем стоит реальная воля к действиям. И в конце концов, она теряет авторитет — как внутри страны, так и на международном уровне.
Во время войны это означает одно: государство с безответственными властями не способно выиграть. Она не выполняет обязательств, не корректирует ошибки, не реагирует на вызовы. Она продолжает существовать по инерции – до момента, когда внешнее давление окончательно не разрушит ее структурную оболочку.
Сложившаяся в Верховной Раде ситуация все четче демонстрирует системную эрозию не только исполнительной дисциплины, но и парламентской субъектности как таковой. Сегодняшний инцидент – это не просто еще один скандал в парламенте, а глубокая трещина в принципах парламентской демократии. И пока ключевые институции не готовы отвечать за свои действия, реформы будут оставаться на уровне деклараций. Закон об ответственности чиновников превращается в очередной политический жест – эффектный, но пустой.