Долгострои перестроят под социальное жилье: Елена Шуляк о новом Жилищном кодексе

Украина сейчас проходит через сложный период своей истории, требующий от общества, правительства и всех граждан глубоких перемен и решительных действий. Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед страной, касается жилищной политики. При Советском Союзе в Украине действует Жилищный кодекс, который, несмотря на многочисленные изменения, уже давно не отвечает современным реалиям. Сотни тысяч украинцев остаются без должного жилья, ожидая своих очередей, которые могут растянуться на десятилетия. Разгоревшаяся в феврале 2022 года война лишь обострила эту проблему, заставив миллионы людей покинуть свои дома и искать убежища в других регионах или даже за рубежом. На фоне этих вызовов власти готовятся к радикальной переписи Жилищного кодекса, чтобы обеспечить новые подходы к решению жилищного вопроса в Украине.
Для словами Елены Шуляк, главы комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, этот процесс давно назрел, и новый Жилищный кодекс следовало бы принять еще 15-20 лет назад. В условиях, когда Украина стоит перед двумя масштабными вызовами – полномасштабным вторжением России и евроинтеграционным курсом, обновление жилищного законодательства становится неотложной задачей.
Несмотря на войну, Украина продолжает проводить реформы и получение полноправного членства в ЕС является одним из ключевых приоритетов. Эти обстоятельства лишь подсветили проблему: действующий Жилищный кодекс не выполняет свою функцию и не решает вопрос предоставления жилья тем, кто в этом нуждается. На сегодня в очереди на получение жилья находятся сотни тысяч украинцев. В столице Киеве до войны жили около 68 тысяч человек, во Львове — почти 28 тысяч, в Одессе — 16,7 тысяч, в Харькове — 15 тысяч. Эти очереди только выросли в условиях войны, и предоставление жилья нуждается в новом подходе.
Елена Шуляк считает, что даже если новый закон будет принят, это не приведет к мгновенному увеличению жилищного фонда. Однако это создаст условия для привлечения финансирования со стороны международных институтов, таких как Европейский инвестиционный банк. Уже сейчас этот банк готов предоставлять кредитные средства под государственные гарантии на строительство социального жилья по очень низким процентам. Муниципалитеты смогут использовать эти средства для строительства социального жилья, которое будет сдаваться в аренду тем, кто в этом нуждается. Аренда за таким жильем будет доступна, ведь цена будет определяться в соответствии с возможностями семей, нуждающихся в помощи.
В Европейском Союзе уже давно действует практика предоставления социального жилья, управляемая операторами из частного сектора. В Украине же пока нет такого механизма, и это создает значительные трудности в обеспечении жильем нуждающихся. К примеру, если в результате ракетного удара российских войск здание было разрушено, у города нет возможности быстро переселить пострадавших хотя бы временно, на месяц-два. Это еще раз подчеркивает необходимость реформирования жилищной политики.
Одной из действующих государственных жилищных программ является «еселя», которая была создана для поддержки определенных категорий граждан, в частности военнослужащих, педагогов, ученых и т.д. Однако, по статистике, эта программа не полностью удовлетворяет потребности всех нуждающихся в решении жилищного вопроса. За все время существования «есели» ею воспользовались всего 211 внутренне перемещенных лиц. Это свидетельствует о том, что жилищная политика нуждается в комплексном подходе и принятии новой законодательной рамки.
С марта 2022 года через сервис «Действие» была запущена возможность сообщать о разрушении или уничтожении имущества в результате военных действий. Эти сообщения стали основой реестра поврежденного и разрушенного имущества и планирования компенсационных механизмов. По состоянию на сегодняшний день таких сообщений уже почти 670 тысяч. Общая оценка потерь в квадратных метрах превышает 50 миллионов, что соответствует сотням тысяч разрушенных домов в частном секторе и целым кварталам многоэтажек. До войны в Украине ежегодно строилось до 10 миллионов квадратных метров жилья, то есть, за два года войны Россия разрушила то, что мы строили в течение пяти лет. И эта цифра еще не окончательная, потому что не все пострадавшие смогли подать сообщение.
Внутри перемещенные лица составляют более 6 миллионов наших граждан, еще 20% находятся за границей. Для решения жилищного вопроса этих людей нужна новая модель жилищной политики, учитывающая их потребности и возможности.
Елена Шуляк отмечает, что по состоянию на сегодняшний день в квартирной очереди находятся 600 тысяч украинцев, из которых 100 тысяч — это семьи военнослужащих и проживающие в аварийном жилье. Однако даже до войны получение квартиры по очереди было очень редким случаем. Квартирная очередь – это отдельная тема для журналистских расследований и проверок правоохранительными органами. Не секрет, как использовались земли Минобороны, когда на территории Киева исчезали целые военные городки, а на их месте появлялись новые жилые комплексы. Учреждения также не стояли в стороне от таких схем.
Часть квартир в новых жилых комплексах действительно шла на разделение по очереди, однако бесплатное жилье получали только единицы. Это стало одной из причин, почему в Украине такая огромная квартирная очередь. Люди стоят в очереди по 10-20 лет, и даже сегодня сложно сказать, что у них есть какая-то перспектива получения жилья в ближайшее время. Поэтому пора признать, что старый Жилищный кодекс больше не работает. Необходимо следовать европейским моделям и изменять жилищное законодательство Украины.
Профильное министерство еще в прошлом году пригласило на работу над новым жилищным законодательством международные организации, имеющие опыт в этой сфере. Эти организации предложили общую рамку, которая должна лечь в основу жилищной политики в Украине. После получения этих наработок были проведены масштабные обсуждения с участием ОСМД, местных властей, депутатов, граждан, стоящих в очереди на жилье, ученых, занимающихся жилищной политикой, а также представителей финансовых организаций. Результатом стали многочисленные рекомендации, переданные премьер-министру с целью их учета при подготовке правительственного законопроекта. Комитет в Верховной Раде будет рассматривать этот законопроект и сопровождать его рассмотрение в сессионном зале.
По словам Шуляк, одним из основных нововведений в новом Жилищном кодексе станет положение о социальном жилье, которое будет предоставляться людям, нуждающимся в социальной защите. На сегодняшний день в законодательстве не прописано, как должен работать фонд такого жилья, кому должны предоставляться социальные квартиры и по какой цене. В новом законе будет предусмотрена социальная аренда с правом выкупа, особенности получения служебного жилья, а также расширенный список кредитных инструментов. Например, наряду с существующими программами «еселя» и «еобновления», может быть введен жилищный лизинг, который успешно действует во многих европейских странах.
Кроме того, новое законодательство предусматривает создание законодательных рамок для деятельности частных операторов доступного жилья, которые смогут строить и управлять таким жильем. Это позволит вовлечь в решение жилищного вопроса частный сектор и обеспечить более эффективное использование ресурсов.
Еще одной важной новацией, по словам Шуляка, станет создание обширной программы «Единая информационная жилищная система». В этой системе смогут регистрироваться люди, нуждающиеся в решении жилищного вопроса. Вся внесенная информация будет верифицирована, и система сможет проанализировать уровень дохода каждой семьи, социальный статус (лицо с инвалидностью, нетрудоспособное лицо, ВПЛ и т.п.), наличие собственного жилья и на основании этих данных предложить варианты решения жилищного вопроса. Это могут быть местные программы, помощь муниципалитета в приобретении жилья, социальное жилье, служебное жилье или другие варианты.
Как сообщает Шуляк, особого внимания заслуживает вопрос долгостроев, которые могут быть перестроены под социальное жилье. Перед войной правительство инициировало сбор информации о таких объектах, чтобы сформировать базу для их использования. Война разрушила эти планы, но недавно на заседании комитета этот вопрос был снова поднят. Было решено активизировать работу, чтобы понять, какие объекты могут стать основой создания социального фонда жилья. Кроме того, в условиях послевоенного восстановления придется строить новое жилье с нуля. Международные партнеры уже выразили готовность помочь Украине в решении жилищного вопроса, в частности, по внутренне перемещенным лицам.
Уже есть примеры, когда местные общины решают жилищные вопросы собственными силами, не дожидаясь принятия нового закона. Например, в Кировоградской области одна из общин перевела старый государственный долгострой в коммунальную собственность, привела его в порядок и передала квартиры военнослужащим. Это стало возможным благодаря решению общины, но новый закон должен упростить все процедуры, чтобы местные власти не должны преодолевать множество бюрократических преград.
В то же время, Елена Шуляк отмечает, что социальное жилье будет предоставляться временно, а не в собственность (хотя этот вариант также возможен по решению местных общин). Когда у семьи улучшится материальное состояние, она должна будет освободить социальную квартиру, чтобы ее могла получить другая семья, нуждающаяся в жилье.
Шуляк также подчеркивает, что социальное жилье должно быть не только местом жительства, но и сопровождаться созданием рабочих мест, чтобы люди могли работать и обеспечивать свои семьи. В этом контексте возможно сотрудничество с бизнесом. Например, в Закарпатье уже реализована программа, по которой жилье для сотрудников релокированных бизнесов строилось за совместное финансирование области, общины и бизнеса. Такой подход позволил обеспечить не только жильем работников, но и стимулировать экономическую активность в регионе.
Украина стоит перед важной задачей обновления жилищной политики, которая должна обеспечить современные условия для жизни миллионов граждан. Реформирование Жилищного кодекса является необходимым шагом на пути решения жилищных проблем, обострившихся в условиях войны. Новое законодательство должно учесть лучшие европейские практики, привлечь международные институты и частный сектор к решению жилищного вопроса, а также обеспечить комплексный подход, включающий создание рабочих мест и развитие экономики регионов. Только таким образом, Украина сможет обеспечить своих граждан достойным жильем и создать условия для устойчивого развития общества.