Экономический рост Еврозоны: видение Марио Драги, экс-главы европейского центробанка

Марио Драги, экс-глава европейского банка, известный тем, что спас еврозону во время долгового кризиса, столкнулся с новым вызовом. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен поручила ему подготовить отчет о конкурентоспособности ЕС, призванный предотвратить глобальное отставание Европы. Сейчас 400-страничный проект отчета готов. Он содержит рекомендации для 10 ключевых секторов экономики и довольно противоречив.
Документ, освещающий потенциал экономического роста Еврозоны, уже поднялся ажиотаж в инфополе. Он ответ на многочисленные вызовы, с которыми в последнее время сталкивается ЕС, и предлагает конкретные шаги для их преодоления.
Отчет сосредотачивается на будущей конкурентоспособности ЕС. Так, Драги призывает страны еврозоны увеличить инвестиции до 800 млрд евро в год для развития передовых технологий, достижения климатических целей и усиления обороны. В докладе говорится о необходимости снижения стоимости энергии для промышленности, превышающей американскую.
Экс-глава европейского центробанка считает, что Европа должна увеличить инвестиции в инновации, ведь американские компании инвестируют гораздо больше. Отчет предлагает масштабные изменения в экономической политике, подобные американскому «новому курсу» 1930-х годов. Эксперт отмечает важность единства ЕС для проведения реформ и сохранения конкурентоспособности.
Стоит ли ЕС отказаться от свободной торговли
Поскольку США и Китай уходят от свободной торговли, ЕС пытается конкурировать на глобальном уровне. Бизнес-лоббисты и законодатели ЕС интересуются, насколько смелым будет отчет о пересмотре правил конкуренции и торговли. В отчете будут рекомендованы стратегии уменьшения зависимости через торговые соглашения, в частности по сырью, а также усиление совместных усилий в закупках.
Почему некоторые страны обеспокоены позицией ЕС по свободной торговле
Некоторые страны обеспокоены тем, что ЕС может отказаться от своей традиционной позиции свободной торговли из-за недавних намеков Драги об использовании тарифов для противодействия протекционистской политике США и Китая. Они опасаются, что принятие более протекционистского подхода может привести к торговым войнам, нарушить глобальные цепочки поставок и повредить экономическому росту. Кроме того, это может подорвать роль ЕС как поборника свободной торговли, которая была краеугольным камнем его экономической политики.
ЕС включает строгие экологические стандарты и нормы устойчивого развития в свои торговые соглашения. Хотя они должны способствовать устойчивому развитию, некоторые страны озабочены тем, что эти ограничения могут действовать как нетарифные барьеры, усложняя их доступ к рынку ЕС.
Жесткая позиция ЕС по свободной торговле имеет риск спровоцировать экономический дисбаланс. К примеру, страны с менее конкурентоспособной промышленностью могут трудно конкурировать с продукцией ЕС, что повредит их местным экономикам.
Очевидно, что торговая политика ЕС часто отражает его более широкие геополитические цели. Это может создать напряжение со странами, имеющими разные политические или экономические приоритеты. Например, соответствие ЕС определенным международным соглашениям или его позиция по правам человека может быть спорным.
Некоторые государства уверены, что торговые соглашения ЕС способствуют европейским компаниям, предоставляя им лучший доступ к рынкам, в то же время налагая более строгие условия на иностранные бизнесы. Это может произвести впечатление недобросовестной конкуренции.
То, что последние торговые соглашения ЕС – Трансатлантическое партнерство по торговле и инвестициям и Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение – контролируются общественностью и политиками, может осложнить ведение переговоров и выполнение новых соглашений.
Эти опасения подчеркивают сложный баланс, которого ЕС должен достичь, способствуя свободной торговле и соблюдая экологические, экономические и геополитические соображения.
Новые правила для поощрения рискованных инвестиций
ЕС сталкивается со структурными проблемами в обороне и энергетике, и должен решить долго игнорируемые проблемы, например недостаточное инвестирование в инновации. По мнению Драги, ЕС отстает от США в производительности в основном из-за меньших инвестиций в инновации. Американские компании ежегодно инвестируют в 700 миллиардов евро больше, чем европейские, особенно в технологии и телекоммуникации.
В докладе «Драги» предлагаются новые банковские правила для поощрения рискованных инвестиций. Кроме того, авторитетный экономист считает необходимыми серьезные изменения технологической стратегии для вывода новых технологий на рынок. Это может иметь решающее значение для будущего Европы.
В прошлом году ЕС ввел правила по чистым технологиям, но он отстает в производстве доступных зеленых технологий и не имеет целостной энергетической стратегии. Будущий отчет будет ратовать за увеличение производства и спроса на высококачественные чистые технологические продукты, а также будет предлагать комплексные решения по энергетической проблеме.
Стоит отметить, что Драг предлагает увеличить инвестиции в энергетические сети, которые, вероятно, получат поддержку. Однако энергоемкие отрасли настаивают на существенных изменениях текущих механизмов установления цен, зависящих от дорогого и загрязняющего ископаемого топлива.
В какие сферы следует инвестировать прежде всего
Драги подчеркивает необходимость масштабных инвестиций в декарбонизацию, цифровые инновации и инфраструктуру. Он считает, что частный капитал должен лидировать, но не раскрыл государственные источники финансирования. Следует отметить, что страны ЕС разошлись во мнениях по реструктуризации бюджета и увеличению объемов заимствований. Экономисты Европейского центробанка оценивают дефицит госфинансирования в 900 миллиардов евро на 2025-2031 годы.
Татьяна Морараш