Экономика на грани: хватит ли украинцев, чтобы удержать государство

Украинская экономика трещит под тяжестью многочисленных испытаний: война, миграция, стремительное старение населения, растущая инвалидность и катастрофическое снижение уровня занятости. В стране, которая еще несколько лет назад имела около 41 миллиона жителей, на самом деле работает лишь мизерная часть. Из 31 миллиона человек, которые по официальным данным все еще остались на подконтрольных территориях, огромную часть составляют пенсионеры, дети и люди с инвалидностью. Кроме того, еще около 8 миллионов украинцев сегодня остаются экономически неактивными. Способна ли малая группа работающих украинцев развивать экономику, поддерживать социальные обязательства государства, пенсионную систему и инфраструктуру? Есть ли у страны шанс выйти из этого демографического капкана, который поглощает бюджет и ограничивает любые перспективы для экономического роста?
Экономическая и демографическая катастрофа: количество работающего населения составляет менее 3 млн
Украина оказалась перед серьезным демографическим вызовом, непосредственно влияющим на ее экономическое развитие, где каждый работающий становится не только важной частью экономики, но и залогом ее выживания. Довоенные официальные данные свидетельствовали, что население страны составляет около 41 миллиона человек, но эти цифры были условными, ведь не учитывали реальной численности людей на оккупированных территориях. Сегодня демографические данные различаются в зависимости от источников, что свидетельствует об отсутствии у власти единого понимания ситуации, или нежелание озвучивать реальные данные. Так, заместитель министра здравоохранения Сергей Дубров в июле 2024 года отметил, что население сократилось до 35,8 миллиона. Другие источники, в частности Центр экономической стратегии и Институт демографии, оперируют числом в 31 миллион, и эта цифра кажется более реалистичной, учитывая миллионы украинцев, выехавших за границу.
Среди этих 31 миллиона значительная часть населения уже не может быть двигателем экономики. В начале октября 2024 года Пенсионный фонд подсчитал, что количество пенсионеров достигло 10,34 миллиона человек. Иными словами, почти каждый третий украинец сейчас — пенсионер, и их содержание зависит от тех, кто все еще работает и платит налоги. Для экономики любой страны такой дисбаланс опасен. Чтобы поддерживать стабильную пенсионную систему, нормальное соотношение работающих к пенсионерам должно быть около 4:1, однако в Украине это соотношение упало до критически низкого уровня. Это означает, что страна фактически оказалась на грани финансового кризиса. Ведь те, кто сегодня работает, не в состоянии поддерживать столь большое количество неработающего населения.
Кроме того, по разным оценкам, около 10 миллионов украинцев сегодня находятся за границей, многие из них — в трудовом возрасте и они не планируют возвращаться на Родину. Это не просто статистика, а потеря активного населения, которое могло бы работать на восстановление страны. Демограф Элла Либанова недавно заметила, что через 10 лет Украина останется экономически слабой, а многие украинцы продолжат выезжать за границу, если границы будут открыты.
Рождаемость также находится на чрезвычайно низком уровне — всего 0,9 ребенка на женщину при необходимых 2,2 для простого воспроизводства поколений. Если эта тенденция сохранится, то, по прогнозам Института демографии и проблем качества жизни Национальной академии наук, в 2041 году население Украины может сократиться до 28,9 миллиона человек, а к 2051 — до 25,2 миллиона человек. Причем прогнозировать численность населения становится все сложнее из-за нехватки необходимой статистики, в частности невозможность учесть демографические данные с временно оккупированных территорий и различные возможные сценарии развития военных событий.
Третьим фактором, влияющим на демографию и экономику, является инвалидность. По данным Конфедерации работодателей Украины, в 2021 году численность людей с инвалидностью составляла 2,565 миллиона. Однако в 2024 году, по подсчетам Министерства социальной политики, эта цифра выросла до более 3 миллионов. Из них работает только 448,2 тыс, то есть, 17,4%. Для сравнения, в Великобритании этот показатель достигает 53%, во Франции — 44%, а в США — 23%. Это свидетельствует о том, что украинский рынок труда до сих пор остается неприспособленным к потребностям людей с инвалидностью, лишая страну еще одного сегмента потенциально активного населения.
Вопрос женщин и ветеранов также стоит остро. Женщины, особенно матери, не имеют должной поддержки для совмещения работы с уходом за детьми. Военные же, возвращаясь к мирной жизни, сталкиваются с многочисленными барьерами, от психологической адаптации до физических ограничений, не позволяющих вернуться к обычной работе. Таким образом, огромное количество людей остается в стороне от рабочей силы, а это лишь усиливает нагрузку на бюджет. В настоящее время около 8 миллионов человек не являются экономически активными. Об этом на Киевском экономическом форуме рассказала заместитель министра экономики Татьяна Бережная, пояснив, что этот сегмент населения охватывает ветеранов войны, женщин, которые не могут совмещать работу с семейными обязанностями, людей с инвалидностью и тех, кто просто не нашел себя на рынке труда.
Если суммировать приблизительные данные, получается:
Общая численность населения — 31 миллион, из них:
- Пенсионеры: 10,34 миллиона
- Дети: 7,35 миллиона
- Неработающие лица с инвалидностью: 2,5 миллиона
- Экономически неактивное население: 8 миллионов.
Итак, если отнять от общего количества населения пенсионеров, детей, лиц с инвалидностью и экономически неактивных, то количество работающих людей составляет менее 3 млн. Задумайтесь: менее 3 миллионов работающих на такое большое государство как Украина!
Экономический рост страны прежде всего зависит от количества трудоспособного населения. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как промышленной, так и инновационной, является высококачественный человеческий капитал. Его дефицит становится не только экономической, но и социальной проблемой, которая угрожает стабильности государства. Вместе с тем война внесла свои разрушительные коррективы. Если взглянуть на ситуацию со всех сторон, становится понятно, что Украина просто не имеет достаточного количества работающих граждан, чтобы поддерживать экономический рост. Государство вынуждено увеличивать налоговое давление на тех, кто остался в рабочей силе, что снижает инвестиционную привлекательность страны. Безработица, недостаточная инфраструктура для трудоустройства лиц с инвалидностью, отсутствие программ переквалификации для ветеранов — все это становится дополнительными вызовами, которые мешают Украине восстановить экономическую стабильность.
«Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей»: почему Украине нужны настоящие реформаторы для выхода из экономического кризиса
В Украине чиновники постоянно демонстрируют свой «патриотизм» на словах, публично заявляя о любви к стране. Заявления о «защите национальных интересов» или «служении народу» звучат с высоких трибун и заполняют информационное пространство, создавая картинку, которая должна вызывать доверие в обществе. Однако, как показывает практика, настоящий интерес многих из этих должностных лиц сосредоточен на политическом популизме и личном обогащении, а о долгосрочных экономических преобразованиях и благосостоянии населения они мало задумываются. Печальным фактом остается то, что именно во времена, когда стране жизненно необходимы смелые реформы и последовательная экономическая стратегия, основная часть политической верхушки действует преимущественно в собственных интересах.
Для того, чтобы понять, как Украине следует действовать, можно обратиться к полезным примерам других стран, которые успешно вышли из глубоких экономических кризисов. От Китая до Германии — эти государства пережили свои тяжелые периоды, однако выбрали путь реальных изменений, а не декларативного патриотизма. Их опыт показывает: успех зависит от готовности политической элиты работать на благо государства, а не на себя. Даже Китай, страна со строгой коммунистической идеологией, достиг экономического роста благодаря тому, что ее лидеры поставили реальное благосостояние народа выше идеологических доктрин. Сложный экономический путь Китая может служить ярким примером для любой страны, пытающейся выйти из кризиса. Еще несколько десятилетий назад экономика этой страны переживала застой, а уровень бедности был одним из самых высоких в мире. Однако во главе с такими реформаторами, как Дэн Сяопин, Китай взялся за реальные экономические реформы. Его подход «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей» символизирует прагматичный подход к политике, где главное — результат, а не форма. За период с 1978 года до начала 2000-х Китай реформировал свою экономику путем либерализации торговли, открытия границ для иностранных инвестиций и создания специальных экономических зон. Это стало возможным, потому что политические лидеры руководствовались реальными потребностями экономики, а не идеологическими предубеждениями. В результате за несколько десятилетий Китай из страны, борющейся за выживание, превратился во вторую по величине экономику мира.
Германия после Второй мировой войны была разрушена и отставала в экономическом развитии. Однако «немецкое экономическое чудо» стало возможным благодаря тому, что страна выбрала путь структурных реформ. Министр экономики Людвиг Эрхард отверг популярный в то время политический курс национализации и коллективного управления. Вместо этого он инициировал реформы, направленные на поддержку предпринимательства, приватизацию государственной собственности, дерегуляцию экономики и привлечение иностранного капитала.
Его подход базировался на рыночных принципах и способствовал активному развитию малого и среднего бизнеса. Подход Эрхарда оказался настолько эффективным, что уже через несколько лет Германия стала одним из самых мощных экспортеров в Европе, и разрушенная войной экономика превратилась в одну из ведущих в мире.
Еще одним примером для Украины может стать Южная Корея, которая в середине ХХ века была одной из беднейших стран Азии. Однако ее лидеры поняли, что страна нуждается в инновационном развитии и инвестициях в образование. Правительство сделало акцент на высокотехнологичных отраслях и развивало систему образования, которая ориентировалась на подготовку специалистов для новых индустрий. В результате за несколько десятилетий Южная Корея стала лидером в области электроники, автомобилестроения и инноваций, а ее экономика выросла до уровня ведущих мировых держав.
После Второй мировой войны Япония тоже сталкивалась с масштабными экономическими вызовами. Страна находилась в состоянии экономической разрухи, но политические лидеры, в частности Йошида Сигеру, выбрали путь быстрого восстановления через индустриализацию и слияние традиционных ценностей с модернизацией рыночной экономики. Япония инвестировала в технологии, образование и промышленность, и уже к 1980-м годам стала одной из крупнейших экономик мира. Правительство способствовало развитию крупных корпораций, которые привели страну к успеху, обеспечивая занятость и стабильность. Важно, что это были реформы, ориентированные на результат, а не на политический популизм.
Сингапур является также одним из самых ярких примеров того, как страна может трансформироваться из экономического аутсайдера в мирового лидера. В 1960-х годах, после обретения независимости, Сингапур стоял на грани экономического коллапса: без природных ресурсов, с высоким уровнем безработицы и политической нестабильностью. Однако благодаря решительным реформам правительства под руководством Ли Куан Ю, Сингапур выбрал курс на жесткую дисциплину и привлечение иностранных инвестиций. Ключевыми шагами стали поддержка предпринимательства, либерализация экономики и интенсивное инвестирование в образование и развитие человеческого капитала. Ли Куан Ю создал зону экономической свободы и специальные условия для иностранных компаний, что привело к стремительному притоку капитала и развитию технологий.
Правительство поставило образование на передний план, готовя квалифицированных специалистов, что сделало страну привлекательной для высокотехнологичных компаний. За несколько десятилетий Сингапур сумел не только выбраться из кризиса, но и стать одной из самых экономически успешных стран мира, показав, что даже малые государства могут стать глобальными игроками благодаря правильным реформам.
Остался ли у Украины шанс выбраться из демографического капкана, который тянет экономику на дно
Со стареющим населением, из которого все меньше работает, массовой эмиграцией и безработицей экономика фактически лишена перспектив. Государственный бюджет трещит под бременем социальных выплат, которые увеличиваются с каждым годом, в то время как поступления от налогов и активного бизнеса неуклонно уменьшаются. На каждого работающего приходится все больше пенсионеров и нетрудоспособных, а это означает, что Украина тратит больше, чем зарабатывает.
И это — настоящий капкан. Чем больше страна тратит на социальные программы, тем меньше ресурсов остается для развития экономики. Капиталовложения в производство, инновации, образование — все это сокращается, потому что денег просто не хватает. Ситуация, когда бюджет больше тратит, чем зарабатывает, грозит довести государство до экономического коллапса, особенно если цены на товары и налоги будут расти, а объем экспорта и инвестиций падать.
Опыт успешных стран показывает: для того чтобы достичь экономического роста, Украине необходимо иметь профессиональную и действительно патриотическую элиту, которая заботится о реальных интересах государства и готова воплощать смелые реформы. Только настоящие патриоты, которые считают благосостояние народа приоритетом, а не средством самопиара, могут изменить ситуацию. Успешный выход из экономического кризиса возможен только тогда, когда политические лидеры понимают: эффективность важнее идеологии, а реальные дела ценнее лозунгов.
Нашим чиновникам необходимо перейти от популистских обещаний к конкретным экономическим решениям. Это означает, что патриотизм должен проявляться не в демонстративных заявлениях, а в реальных действиях на благо экономики — привлечении инвестиций, дерегуляции бизнеса, поддержке инноваций и создании благоприятных условий для предпринимательства. А еще лучшим путем видится сменить неэффективных и коррумпированных управленцев на достойных профессионалов, способных вывести государство из экономического кризиса. Без этого украинская экономика продолжит приходить в упадок, а народ останется заложником политического популизма.
Кроме того, Украина должна мобилизовать все доступные ресурсы, чтобы остановить отток молодежи, создать условия для возвращения беженцев, развития бизнеса, максимально привлечь экономически неактивное население, внедрить действенные комплексные программы поддержки для людей с инвалидностью, доступа к переквалификации для ветеранов и создания рабочих мест с гибкими условиями для женщин. Это пути не просто экономической политики, а выживания страны. Если же эти меры не будут реализованы, страна столкнется с перспективой еще более стремительного экономического упадка, ведь поддерживать систему социальной защиты без стабильного трудового ресурса — задача, которую просто невозможно достичь.