Фермеры на линии ожидания: что не работает в механизмах компенсации утрат и разминирования

После боев и оккупации на востоке и юге Украины значительная часть сельскохозяйственных земель оказалась непригодной для возделывания. Причиной является массовое минирование, охватившее не только зоны прямых боевых действий, но и логистические пути и поля, которые десятилетиями использовались для посева зерновых, технических и кормовых культур. Тысячи гектаров угодий остаются небезопасными для работ, при этом фермеры сталкиваются с проблемами юридической неопределенности и трудностями в работе государственных реестров. Компенсации за уничтоженные посевы, разрушенную технику или заминированную землю государством обещаны, но в большинстве случаев не работают. Несмотря на международную поддержку и инициативность местных общин, проблему обостряют также бюрократические преграды, нехватка специалистов и технических ресурсов.
Государственная программа под давлением реальности
Украина имеет дело с беспрецедентным масштабом загрязнения сельскохозяйственных земель. По оценкам международных организаций, загрязненными остаются сотни тысяч гектаров преимущественно в Херсонской, Николаевской, Харьковской, Запорожской и Черниговской областях. Разминирование таких площадей требует больших финансовых затрат, специализированной техники, профессиональных операторов и значительного времени. В то же время, фермеры не могут обрабатывать свои угодья, из-за чего теряют доходы, а государство не получает потенциальные миллиарды долларов экспортной выручки. В такой ситуации процесс гуманитарного разминирования становится не только вопросом безопасности, но и критическим условием продовольственной самодостаточности и макроэкономической устойчивости.
Официально программа компенсации стартовала в сентябре 2024 г. после девятимесячного этапа технической подготовки. С тех пор ее механизмы постоянно усовершенствуются в координации с Центром гуманитарного разминирования и операторами противоминной деятельности. Министерство экономики начало коммуникационную кампанию и запустило специализированный вебресурс, облегчающий доступ к информации для фермеров. Здесь собраны актуальные инструкции, алгоритм проверки соответствия и подача заявки через Государственный аграрный реестр.
Впрочем, даже с учетом технической упрощенности темпы участия агропроизводителей остаются невысокими. По словам правительственных чиновников, аграрии сосредоточены преимущественно на весенних полевых работах, что снижает их активность в подготовке документов для участия в программе. Кроме того, срабатывает и психологический барьер, из-за которого программа воспринимается как сложная и затратная по времени, что поощряет небольшие хозяйства.
На фоне этого активность на рынке операторов разминирования все же возросла. В первом полугодии 2025 проведено 65 государственных закупок, по результатам которых заключены договоры на сумму 835 млн грн. Для сравнения, в 2024 году контракты с поставщиками услуг заключались гораздо медленнее: менее 20 тендеров, и общий объем сделок тогда не превышал 300 миллионов. Следует также отметить, что в 2024 году к участию в торгах присоединялись только 8 из 85 аккредитованных компаний, тогда как в 2025 году их стало уже 20.
Общее финансирование программы компенсаций в 2025 году составили 3 млрд грн. Потенциально оно может охватить значительно большее количество заявителей. В настоящее время уже подано 426 заявок на разминирование более 14 тысяч гектаров агроземель. По сравнению с предыдущими годами прогресс налицо: с 2022 по 2024 год удалось очистить около 3 тысяч гектаров. Специалисты указывают, что дальнейшее наращивание темпов разминирования позволит значительно ускорить возобновление агропроизводства, особенно в критически пострадавших регионах, таких как Херсонская, Николаевская и Харьковская области.
Привлечение фермеров в программу выступает одним из главных факторов, от которого зависит эффективность реализации этой инициативы. Пока уровень отклонения заявок свидетельствует о глубокой потребности в информировании, сопровождении и методической поддержке. Чиновники обещают в ближайшие месяцы расширить программу других типов земель и улучшить механизмы работы с общинами. Успех этой инициативы станет определяющим для аграрного сектора, который и дальше остается ключевым для украинской экономики.
За информацией Министерства аграрной политики, по состоянию на начало 2025 года, в Украине уже очищено от взрывоопасных предметов 264 тысячи гектаров агроземель. Это, безусловно, прогресс, но масштаб загрязнения остается колоссальным. На рынке сейчас работает 73 аккредитованных оператора противоминной деятельности. И хотя это число выросло, спрос на их услуги стабильно превышает возможности.
Центр гуманитарного разминирования, координирующий большинство процессов в рамках госпрограммы, только к февралю 2025 г. заключил 50 договоров с операторами. Они охватили чуть более 9 тысяч гектаров. С формальной стороны все выглядит ровно: участники выбираются на аукционах через Prozorro, должно быть минимум два участника, процедура предусматривает проверку документов, заключение договоров и компенсацию расходов. Но именно здесь, в бюрократической цепочке, возникает чаще всего тупик.
Бумажные барьеры: как формальные ошибки останавливают возобновление агропроизводства
Несмотря на техническую готовность и финансовую поддержку, фермеры массово выпадают из процесса. Из 225 заявок, поданных агропроизводителями с начала 2025 года, почти 189 были отклонены из-за формальных ошибок или несоответствия базовым требованиям. Самой распространенной причиной стало нетехническое обследование земель или подача заявок на участки, не подпадающие под действие программы. Это свидетельствует о слабом понимании условий участия среди фермеров и отсутствии надлежащей информационной поддержки на местах.
Причины кроются в банальном непонимании правил. Многие не имеют документального подтверждения загрязнения земель, а кто-то просто не успевает оформить заявку во время полевых работ. Чтобы хоть немного поправить ситуацию, в сентябре 2024 года Кабинет Министров увеличил размер компенсации за разминирование с 80% до полного покрытия стоимости услуг. В то же время были сняты ограничения, которые ранее не позволяли участвовать фермерам с налоговыми долгами. Теперь в программе могут участвовать аграрии, обрабатывающие как собственные, так и арендованные земельные участки при условии, что они расположены на деоккупированных территориях. Однако есть ряд исключений: предприятия, связанные с гражданами государства-агрессора, под санкциями или в процедуре банкротства, не участвуют.
Согласно процедуре оформления, аграрий должен подать заявку через Государственный аграрный реестр, открыть счет в государственном банке (в настоящее время ПриватБанк или Сбербанк), и после подтверждения заявки Центром гуманитарного разминирования ожидает объявление аукциона на Prozorro. Если заявка сопровождается всеми надлежащими документами, а разминирование уже проведено, то компенсацию можно получить даже задним числом, то есть за период с 24 февраля 2022 года по 15 апреля 2024 года. Для этого нужно подготовить и отправить по официальному адресу Центра (compensation@uachd.or) полный пакет документов, в частности:
- договор с сертифицированным оператором на разминирование;
- акты выполненных работ;
- подтверждение оплаты.
После того, как Центр проверит заявку и пройдет аукцион, фермер получает 80% стоимости работ на свой счет. Остальные поступят после полного завершения процедур и согласования всех этапов. Также правительство планирует расширить участие банков в программе, чтобы фермеры имели больший выбор и удобство в финансовых операциях. При всей организации процедуры, чтобы разминированные гектары действительно стали обработанными, нужно еще и точное взаимодействие между аграрием и государством, чего Украине до сих пор не хватает.
Как миру удавалось возвращать к жизни заминированные поля
Мировая практика доказывает, что послевоенное разминирование сельскохозяйственных земель зависит не только от взрывотехников в броне и саперных работах в поле. Это также о доверии, координации, технической смекалке и человеческом контакте. Рассмотрим, как другие страны, пережившие вооруженные конфликты, строили свои системы очищения полей.
После войны 1990-х годов Хорватия подошла к разминированию с холодной точностью. Там была создана централизованная структура, которая координировала работу государственных органов, местных общин, бизнеса и международных доноров. Наиболее эффективным инструментом стала карта минной опасности (открытый, постоянно обновляемый ресурс, где фермеры могли увидеть статус своих участков – ред.). Благодаря четкой системе, фермеры не оставались наедине с проблемой. Государство своевременно информировало, консультировало и сопровождало их на каждом этапе.
Камбоджийский подход напоминал скорую помощь для аграриев. Специализированные мобильные команды гуманитарного разминирования самостоятельно отправлялись в деревни, инициировали проверки и обследования, не дожидаясь формальных обращений от землевладельцев. Такой проактивный подход оказался эффективным в регионах, где доступ к интернету или государственным сервисам ограничен, а уровень грамотности невысокий. Людям просто оказывали помощь без лишних барьеров.
После эскалации конфликта в Нагорном Карабахе Азербайджан полностью централизовал процесс разминирования. Было создано государственное агентство, которое не только финансировало все работы, но и снабжало фермеров полным сопровождением: от регистрации заявки до заключения договора с исполнителем. В регионах появились офисы поддержки, куда можно было обратиться напрямую. Такая модель обеспечила быстрый старт разминирования и позволила аграриям вернуться на работу без финансовых и логистических осложнений.
Интересно, что, хотя все эти страны выбрали разные подходы, все их объединило понимание того, что без активной роли государства, простой коммуникации и партнерства с местными общинами возвращения к жизни аграрных земель не происходит. Украина тоже должна адаптировать эти инструменты к собственному контексту, сохраняя гибкость, но не теряя системности.
Пути преодоления проблемы: как превратить минное поле в пахотное
Совершенно понятно, чтобы справиться с проблемой заминированных аграрных угодий, нужно запустить систему, которая работает не на бумаге, а в реальной жизни. Чтобы программа компенсации стала по-настоящему действенным инструментом, необходимо изменение подхода на всех уровнях. Пока же фермер часто остается один на один с десятками страниц инструкций, техническими терминами и непонятными условиями.
Региональные консультативные центры, работающие по принципу «горячей линии», где часто не оказывают помощь, а отвечают размыто и не всегда понятно, должны сотрудничать с аграриями. Причем следует начать оказывать помощь аграрию не только ответами, но и сопровождением от первого заполненного поля в заявке до финального перевода компенсации на счет. Участие аграрных ассоциаций и местных общин сделает этот процесс человечным и понятным.
Вполне справедливо, что местные власти часто лучше знают, где именно опасно пахать, чем центральные учреждения. Поэтому логично передать часть функций разминирования на уровень общин. С соответствующими средствами и полномочиями территориальные общины могут самостоятельно формировать очередность разминирования, координировать заявки и взаимодействовать с операторами. Это не только быстрее, но и более эффективно, потому что ближе к реальности.
Как видим, на практике, когда дело доходит до компенсации, фермеры сталкиваются с финансовыми барьерами: ограниченным перечнем банков, сложными требованиями для открытия счетов и медленной обработкой документов. Если включить в программу более широкий круг банковских учреждений, создать типовые шаблоны для аграриев и наладить быстрый документооборот, это позволит избежать задержек и сделать финансовую часть программы понятной и удобной. Очевидно, что предложенные шаги способны сдвинуть проблему с мертвой точки и вернуть украинскому фермерству уверенность в завтрашнем дне и полноценно работать на земле, а не бояться ее.