Экономические

Газовая дилемма: стоит ли Украине отказаться от транзита российского газа?

Срок действия действующего договора между Нафтогазом и Газпромом на транзит российского газа через газотранспортную систему Украины истекает 1 января 2025 года. Продолжать его или прекратить, отказавшись от преимуществ и неудобств, ассоциированных с этим вынужденным сотрудничеством?

Экс-глава Оператора газотранспортной системы Украины Сергей Макогон имеет четкую позицию по прекращению транзита газа через украинскую ГТС, несмотря на то, что его точка зрения не совпадает с позицией отечественного эстеблишмента.

Аргументы чиновников для продолжения транзита газа через украинскую ГТС, высказанные Председателем правления НАК «Нафтогаз Украины» Алексеем Чернышевым, следующие. Нам, мол, нужно финансово обеспечить работу ГТС. Кроме того, Украине желательно сохранить транзитную мощность ГТС, чтобы оставаться игроком на энергетической карте Европы.

Сергей Макогон убедительно доказывает, что контракт не следует продлевать ни с российским Газпромом, ни с азербайджанской SOCAR или другим контрагентом. Потому что, фактически, Украина продолжит прокачивать российский газ, кому бы он ни принадлежал формально, а Украина будет невольно способствовать тому, чтобы страна-агрессор получала немалый ресурс, который будет помогать ей продолжать агрессию против Украины.

Даже для того чтобы стоять на месте, приходится быстро бежать

В прошлом году Оператор ГТС получил за транзит газа около $800 млн. Но большую часть этих средств ОГТСУ использует для осуществления самого транзита – закупки топливного газа, обслуживания компрессорных станций, ремонта и поддержки ГТС на уровне, необходимом для транзита.

После расходов на самообеспечение ОГТСУ в бюджет доходит менее $300 млн. Потому что тариф на транзит призван обеспечить транспортировку и не предусматривает сверхприбылей. В то же время Газпром получает от продажи газа, прокачанной по украинской ГТС, около $5 млрд. Диспропорция в прибыли очевидна.

Сколько стоит удержание ГТС при нулевом транзите?

Для представления о стоимости содержания газотранспортной системы следует учесть, что ГТС – это примерно 30 000 км труб и 74 компрессорные станции. 30 из них – почти половина – уже не используются лет 15-20. Планировалось списать 35 станций.

Если транзит будет нулевым или минимальным, системе будет достаточно до 10-12 станций из 74, которые поддерживаются. Независимо от загрузки компрессорных станций, их должен обслуживать техперсонал. А это немалый штат – 11000 человек.

Решившись закрыть несколько компрессорных станций, ОГТСУ рискует столкнуться с прокуратурой, которая сможет инкриминировать ей небрежное отношение к госимуществу, потому что трубы – собственность государства в лице Министерства энергетики. ОГТСУ – эксплуатант, обязанный поддерживать эту инфраструктуру. В преддверии войны был инициирован проект закона №6133, предусматривавший упрощение процедуры вывода из эксплуатации некоторого оборудования, но он еще не принят.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украинские аграрии борются за плодородие: новейшие методы и климатические инициативы для устойчивого сельского хозяйства (продолжение)

На сколько подорожает газ для украинцев при прекращении транзита?

Известно, что средства за транзит частично компенсируют расходы ОГТС на обеспечение газом украинских потребителей. В настоящее время транспортировка газа во внутренней системе стоит около 0,2 грн за кубический метр. В случае нулевого транзита, эта стоимость вырастет не более чем до 0,6 грн за куб.

Если в Украине рыночная цена на газ для коммерческих потребителей 12 грн/куб, ее рост на 40 копеек окажется несущественным. Особенно на фоне недавнего удорожания электроэнергии на 60%. Но, конечно, следует как можно быстрее оптимизировать ГТС, чтобы не переводить на население всю стоимость поддержки невостребованной мощности ГТС.

Пропускная способность ГТС составляет 145 млрд кубометров в год. Сегодня эксплуатируется лишь десятая часть этой возможности — 14 млрд кубов в год. И никакой оптимизации ОГТСУ до сих пор не произошло. Даже Сергей Макогон, три года руководивший компанией, констатирует, что не смог закрыть ни одну компрессорную или газораспределительную станцию.

По классике, помешала бюрократическая рутина. Так, в Порядке вывода из эксплуатации магистральных трубопроводов много ахинеев. Среди прочего требуется разрешение от Госатомрегулирования, не имеющего никакого отношения к ГТС, также требуется проведение общественных слушаний и множество различных справок.

Видение экскеровщика ОГТСУ по его возможной оптимизации

Следовательно, в условиях оптимизации ГТС цены на внутреннюю транспортировку вырастут некритически. У Сергея Макогона такое видение возможной трансформации ОГТСУ. Во-первых, начала произвести перепрофилирование. На ненужных компрессорных станциях можно установить газовую генерацию. Там есть все необходимое: газ, линия для выдачи электрической мощности, свободная площадка. Во-вторых, сделать оптимизацию – закрыть ненужные КС. И в-третьих, модернизировать те 10-12 станций, которые будут работать. Эти машины построены полвека назад и их техобслуживание часто нуждается в российских запчастях. Сегодня ситуацию спасает то, что ГТС работает благодаря разбирающим на запчасти компрессорам-донорам.

Вообще стоит задуматься над вопросом, нужно ли любой ценой сохранять мощности ГТС, если очень скоро технологии использования углеродов окажутся за бортом истории? В скором времени мир откажется от углеводородов, отказ от российского газа запланирован с 2027 года. Переход на возобновляемые источники энергии происходит уже сегодня.

Кроме того, уже построены и не используются газопроводы Ямал-Европа и оба Северных потока. Если власти в РФ изменятся и Украина будет готова к мирному сотрудничеству по транзиту газа, все равно всю мощность ГТС Украины никто не будет использовать.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Cryptogat в Аргентине: как президент Милай втянул страну в криптохаос

Критично ли будет прекращение транзита для Молдовы, Австрии и Словакии, получающих российский газ через ГТС?

Что касается Молдовы, Правый берег Днестра получает газ из Европы. На российской «газовой игле» находится только непризнанная Приднестровская молдавская республика. Альтернативой для нее — при заблаговременном бронировании мощностей — может стать получение российского газа через Турцию, Румынию и Украину в конце маршрута.

В Венгрию напрямую из Украины газ не поставляется. Главный объем российского газа страна получает через Турецкий поток. Еще окончательным принципом — покупает у Словакии газ, транзитируемый через украинскую ГТС.

Австрия и Словакия не отмечали, что стремятся сохранить транзит через Украину. Еще с 2020-го обе страны планировали транзитировать газ через Северный поток – через Германию, из которой были построены дополнительные газопроводы. Поэтому у них есть технические возможности переориентироваться на другие источники.

В Австрии проблема другого сорта. Страной был заключен с Газпромом договор, согласно которому австрийцы будут покупать российский газ до 2040 года. То есть Газпром обязался его поставлять, а австрийские компании – его покупать.

По каким ценам покупают газ словацкие или венгерские компании?

Сергей Макогон комментирует, что ценовая политика по этим пророссийским странам неизвестна. Это коммерческая тайна. Снабжение газа из РФ всегда было элементом политики. Сколько россияне дают откаты, чтобы лоббировать пророссийских политиков в этих странах, мы можем только догадываться. Это откровенная политическая коррупция. Мы видим, что эти две страны за деньги Кремля сейчас расшатывают европейское единство”.

Несмотря на то, что обе страны-члены НАТО отправляют в Россию более $10 млрд в год и в то же время ожидают, что НАТО их защитит от страны-агрессора в случае атаки последней.

Президент Азербайджана Алиев обнародовал планы в этом году поставить в ЕС 13 млрд кубов газа через Турцию, а также заявил о готовности транзитировать газ в Европу через Украину. Интересно, сколько правды в этом намерении?  Ведь Алиеву нет смысла поставлять через Россию и Украину собственный газ в Европу. Единственный смысл такой схемы – замещение тем же российским газом под видом азербайджанского.

На вопрос, поддерживает ли Брюссель продление транзита российского газа через Украину, Сергей Макогон ответил: “Я месяц назад был в Брюсселе. Пытался узнать, кто из Европейской комиссии поддерживает этот проект? Могу сказать, что нет ни одного человека в ЕК, который занимался бы этим вопросом. Они говорят: это манипуляция”.

Татьяна Морараш

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button