Гонка за сырьем: Европа пытается не отстать в глобальной конкуренции за стратегические ресурсы

Стремясь усилить обороноспособность, Европа начинает перевооружение и обнаруживает, что ее собственная ресурсная база уже критически ограничена. Ключевые минералы — от фосфатов до ванадия и титана — необходимы не только для производства оружия, но и для высокотехнологичного оборудования, в том числе управляющих микрочипов. Без надежного доступа к сырью континент рискует в критический момент оказаться в зависимости от внешних игроков.
Мировая конкуренция за стратегические ресурсы уже началась. Соединенные Штаты, Китай, Турция и другие крупные государства активно скупают месторождения по всему миру или стремятся установить контроль над новыми источниками добычи. Даже заявление Дональда Трампа об интересе США к покупке Гренландии, богатой редкими металлами — не фантазия, а часть реальной геополитической стратегии.
На этом фоне Европейский Союз предпринимает запоздалые, но решительные шаги. В 2023 году ЕС принял Закон о критическом сырье (CRMA). Он определяет 34 вида ресурсов, без которых невозможно поддерживать промышленное производство и оборонную инфраструктуру. Документ требует, чтобы не менее 10% такого сырья добывалось в ЕС, а 40% перерабатывалось в пределах Европы.
Сначала закон разрабатывали как инструмент для «зеленого перехода» — в частности, чтобы обеспечить доступ к литию для аккумуляторов электромобилей. Но контекст изменился: война, угроза энергетической и технологической зависимости, необходимость усиления обороноспособности выдвинули новые требования.
В этом новом геополитическом ландшафте Европа вынуждена искать надежных производителей. Одним из них стала норвежская компания Norge Mining, которую основал швейцарец Майкл Вурмсер. Компания планирует начать добычу фосфатной породы вблизи Эгерсунда на юго-западе Норвегии в 2029 году. Эта порода содержит не только фосфат, необходимый для удобрений, но и ванадий и титан – металлы, критически важные для оборонной промышленности. По оценкам, запасы составляют 70 миллиардов тонн фосфата, что делает это месторождение самым большим из известных в мире.
В ответ на сотрудничество ЕС пообещал финансовую поддержку компании в обмен на обеспечение континентальных компаний доступом к сырью.
Несмотря на надежды на демократических партнеров, таких как Норвегия, Европа вряд ли сможет обойтись без импорта из стран с авторитарными режимами, включая Китай и Турцию. Дополнительную сложность создает то, что горнодобывающая индустрия в Европе почти исчезла, а новые проекты часто сталкиваются с сопротивлением местного населения из-за экологических рисков и высоких выбросов CO₂ при переработке.
«Безопасная поставка ключевых видов сырья станет решающим фактором для обороны и экономической независимости Европы», — заключает Вурмсер.
От партнерства к соперничеству: как США перестали быть надежной опорой для ЕС в погоне за сырьем
Еще недавно Европейский Союз и США разговаривали на одном языке, когда речь шла о доступе к стратегическому сырью. В 2022 году они совместно с рядом развитых стран запустили партнерство по безопасности полезных ископаемых – амбициозное соглашение о совместном обеспечении ресурсной стабильности. Тогда этот пакт выглядел как надежный залог общего будущего: Госдепартамент США гордо заявлял, что сотрудничество поможет создать надежную и безопасную систему поставок.
Но эта эпоха сплоченности осталась позади. В условиях обострения геополитики США все больше действуют в своих интересах, даже если это идет вразрез с потребностями союзников. Сырье — новое геополитическое оружие, и Вашингтон все чаще ведет себя не как стратегический партнер, а как конкурент.
Показательный момент — февраль 2023 года, когда США ввели очередные торговые ограничения по Китаю. В ответ Пекин не заставил себя ждать и буквально через несколько часов объявил экспортный контроль на пять ключевых металлов, включая вольфрам — важный компонент для военной промышленности. Китай, в прошлом году обеспечивший 80% мировых поставок этого ресурса, напомнил Западу, кто контролирует глобальный рынок критических материалов.
И хотя Европа пока не ощутила прямого удара, сигнал однозначен: эпоха свободного обмена заканчивается. Ресурсы становятся инструментом давления, а бывшие партнеры – новыми центрами силы. Для ЕС, который десятилетиями полагался на торговлю и дипломатию, это означает конец обычной модели.
Ответом на эти вызовы должен стать Закон о критическом сырье (CRMA). Кроме квот на собственную добычу и переработку, она также предусматривает ускорение согласований для новых горнодобывающих проектов. Однако реальность существенно отстает от амбициозных планов. Даже в Норвегии — стране, где горнодобывающая отрасль имеет государственную поддержку и благоприятный инвестиционный климат, процесс развертывания проектов длится годами. К примеру, компания Norge Mining провела первое пробное бурение еще в 2020 году, но фактическая добыча металлов запланирована только на 2029-й. Поэтому девять лет ожидания даже при идеальных условиях.
В таких условиях ЕС вынужден искать не просто партнеров, а политически стабильных и демократических союзников, разделяющих его видение устойчивого развития и безопасности. США в настоящее время вряд ли можно отнести к этой категории, особенно после демонстративных попыток Дональда Трампа разыграть карту Гренландии против Дании.
Поэтому ближайшим союзником становится Норвегия — страна с высокими экологическими стандартами, мощной ресурсной базой и стратегическим видением совместным с ЕС. В нынешнем мире, где металл становится ценнее нефти, надежность партнера означает больше, чем громкие дипломатические заявления.
CRMA: стратегическая автономия на бумаге
На фоне новой геополитической реальности, когда стратегическое сырье становится оружием в большой игре, Европейский Союз пытается защитить себя с помощью нового законодательного инструмента – Закона о критическом сырье (CRMA). Его принятие стало ответом на зависимость ЕС от внешних поставщиков, прежде всего Китая, который доминирует на рынке более 20 ключевых металлов.
CRMA был официально представлен Еврокомиссией в марте 2023 года как попытка обеспечить ресурсную независимость и безопасность поставок. Закон определяет перечень критических и стратегических сырьевых материалов – от лития и кобальта до редкоземельных элементов – и устанавливает четкие цели:
- к 2030 году не менее 10% внутренней добычи
- не менее 40% переработки сырья должно происходить внутри ЕС,
- не менее 15% критических материалов — по рециклингу,
- и не более 65 % зависимости от одного внешнего поставщика.
Эти цифры звучат обнадеживающе. Но они нуждаются в реальных решениях на уровне государств — а не только на амбициях на уровне институтов. Самым большим тормозом остается медленный разрешительный процесс. Сегодня открытие новой шахты в Европе может занять от 10 до 15 лет – слишком долго для суток, когда рынки реагируют на геополитические сигналы в режиме реального времени.
CRMA, в частности, предлагает упростить и ускорить процедуры согласования новых горнодобывающих, перерабатывающих и рециклинговых проектов, сократив их рассмотрение до 24 месяцев. Это должно помочь странам-членам запускать производство быстрее. Удастся ли это сделать на практике, учитывая сопротивление экологических активистов, общины и национальные бюрократии — вопрос открытый.
Другой важный элемент CRMA – усиление международного сотрудничества. ЕС планирует заключать «стратегические партнерства» со странами, обладающими необходимыми ресурсами, но также разделяющими европейские ценности — политическую стабильность, верховенство права, экологические стандарты. Идея в том, чтобы уменьшить риски поставок не только из-за географической диверсификации, но и из-за «ценностной фильтрации» партнеров.
То есть CRMA — это не только экономика, но и политика. О том, с кем Европа хочет и может сотрудничать в мире, который все меньше похож на глобальный рынок и все больше на арену стратегической конкуренции.
Между ценностями и сомнительным партнерством
Европа оказывается перед жестким выбором: либо оставаться верной своим демократическим ценностям, либо гибко подстраиваться под реалии геополитики, где сырьевые богатства сосредоточены в руках не всегда надежных режимов. В стремлении снизить зависимость от одного источника поставок, ЕС все чаще обращает взгляд в сторону государств с сомнительной репутацией — автократических, коррумпированных или политически нестабильных.
В этом контексте все чаще звучат призывы к «прагматичной дипломатии». Да, возобновление контактов с Турцией происходит на фоне все большей потребности в стратегическом сырье, несмотря на то, что политическая ситуация в стране демонстрирует тревожные сигналы. Арест мэра Стамбула Экрема Имамоглу, популярного оппозиционера и потенциального конкурента Эрдогана, заставил Брюссель снова вспомнить о принципах, однако уже без уверенности, что их можно поставить выше интересов безопасности.
Этот случай симптоматичен: он ярко показывает, как трудно Европе соблюдать высокие стандарты в мире, где ресурсы — это новое оружие, а торговля ими — поле битвы. В дальнейшем перед ЕС предстанет еще больше моральных дилемм: насколько далеко он готов пойти в компромиссах, чтобы не остаться без критически важного сырья?
Канада: недооцененный союзник по борьбе за стратегические ресурсы
Среди партнеров, с которыми ЕС стремится выстроить устойчивую цепь поставок стратегических ресурсов, Канада занимает особое место. Это одна из немногих стран мира, которая одновременно имеет значительные залежи критических минералов, стабильная демократия, высокие экологические стандарты и общие с Западом стратегические интересы.
Во-первых, она имеет значительные запасы многих критических минералов, в частности никеля, лития, кобальта и графита — ключевых компонентов для зеленой трансформации. Канадский горнодобывающий сектор уже давно отличается высокими стандартами прозрачности, соблюдением экологических норм и уважением прав коренных народов. Это делает Канаду не просто поставщиком, а партнером, чья модель развития резонирует с европейскими ценностями.
Во-вторых, между ЕС и Канадой уже существует договорная база: Соглашение о свободной торговле CETA, которое хоть и применяется временно, существенно упростило двустороннюю торговлю, включая вывоз сырья. В 2023 году ЕС и Канада подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области критически важных минералов, в котором речь идет не только об экспорте, но и об общих инвестициях, постоянной добыче и развитии технологических цепей добавленной стоимости.
Для ЕС это шанс диверсифицировать поставки, уменьшить зависимость от автократий и сделать ставку на будущее партнерство. Для Канады это возможность усилить роль на глобальном рынке, в частности, в сфере зеленой энергетики, аккумуляторов и электромобильной индустрии.
Однако и здесь не стоит преувеличивать темпы перемен. Подготовка месторождений, согласование с местными общинами, строительство инфраструктуры – это годы. Но, в отличие от рискованных соглашений с автократами, инвестиции в отношения с Канадой — это долгосрочная безопасность и геоэкономическая устойчивость.