Google Trends-2024: как «Игра в кальмара» превратила его в настоящую глобальную опасность

2024 стал еще одним этапом в цифровой эволюции украинского общества, где поисковые запросы к Google превратились в важный показатель общественных настроений, страхов и интересов. Цифровые запросы как капли воды собирали в себе эмоции, переживания и новые интересы общества. От неотложных жизненных вопросов до глобальных культурных феноменов – каждый запрос рассказывает историю времени. Одним из таких ярких отражений стала безумная популярность корейского сериала Netflix «Игра в кальмара», выходящего за пределы просто телевизионного продукта, превращаясь в явление мирового масштаба. Однако в отличие от многих других сериалов это явление несет не только развлекательный, но и опасный характер, особенно среди детей и молодежи. Попробуем разобраться, почему придуманная история о людях, готовых рисковать жизнью ради денег, стала настолько популярной, что заставило общество задуматься о подлинных ценностях.
Что интересовало украинцев в 2024 году
В 2024 году украинцы активно использовали Google для поиска информации, отражающей их неотложные потребности и интересы. До мяч самых популярных запросов вошли:
- график отключения света;
- Евро-2024;
- Александр Сырский;
Украинцам уже наболела тема света, потому постоянно держали руку на пульсе, просматривая графики отключения. Спортивные события также привлекли значительное внимание, и неудивительно, что до сих пор из памяти не уходят те гротескные образы, которые перетянули внимание от спортсменов. Еще долго на просторах Интернета обсуждали несуразный антураж по сравнению со спортивными достижениями.
Личности, связанные с политикой и спортом тоже были в центре внимания весь год. Они стали даже популярнее звезд телевидения и эстрады. Запросы об Александре Сырском, командующем Сухопутными войсками ВСУ, и боксере Александре Усике свидетельствуют о заинтересованности украинцев в национальных лидерах и спортсменах.
Ужасные события также не остались без внимания. Запрос о трагической гибели Ирины Фарион отражает интерес общества к обстоятельствам смерти известного языковеда и политики.
В сфере покупок украинцы искали энергетические решения, такие как Экофлоу, зарядная станция и инвертор, что указывает на стремление обеспечить энергетическую независимость.
Кинематограф также оставался важной частью культурной жизни. Документальный фильм «20 дней в Мариуполе» вызвал значительный интерес, отражая стремление украинцев к осмыслению событий, связанных с войной.
В целом поисковые запросы украинцев в 2024 году отражают сложную реальность, в которой сочетаются вызовы войны, энергетические трудности и стремление к нормальной жизни через спорт, культуру и технологии. Стоит отметить, что наблюдается динамика популярности украинского языка в онлайне.
За данным исследований, представленных на 15-м Украинском форуме по управлению интернетом, имеем следующие результаты:
- посты на украинском языке в Instagram составляют 87%;
- посты на украинском языке в Facebook составляют 79%;
- посты на украинском языке в TikTok составляют 55%.
Даже в онлайн сервисе видеоигр Steam выросла доля пользователей с украинским интерфейсом с 0.17% (2020 год) до 0.75% (2024 год). На сегодняшний день наблюдается положительная динамика использования украинского языка почти во всех онлайн-нишах:
- электроника – 21,3%;
- новости – 52%;
- детские товары – 50%;
- спорт – 43%;
- косметика – 34%;
- медицина – 29%;
- зоотовари – 41%;
- алкоголь – 21%.
В то же время среди последних трендов самым громким явлением, привлекшим внимание не только украинцев, но и всего мира в целом, стала популярность корейского сериала от Netflix «Игра в кальмара».
Фото: Trends.google.com
Премьера шоу сразу покорила сердца фанатов по всему миру, возглавив чарты популярности в 93 странах одновременно – это первый случай за всю историю сервиса. Сериал стал настолько интересным для всех, что Google, отвечая на требование тренда, сразу придумал для пользователей развлечение – интерактивную игру «Красный свет, зеленый свет», основанную на первом испытании участников шоу с первого сезона. Теперь поклонники сериала могут почувствовать удручающую атмосферу этого смертоносного развлечения прямо в своем браузере.
В чем опасность «Игры в кальмара»
Суть «Игры в кальмара» заключается в серии детских игр, в которые вынуждены играть участники, оказавшиеся в финансовом тупике. Проигрыш в этих играх несет не символические штрафы, а смерть. Победитель получает огромное денежное вознаграждение. То есть, участники игры поставлены в жесткие условия, вынужденные бороться за выживание, часто с роковыми последствиями для проигравших. Популярность сюжета побуждает зрителей, особенно детей и подростков воспроизводить эти игры в реальной жизни. В таких случаях «проигрыш» может означать физические травмы или унижения, создавая угрозу психологического давления, буллинга или даже серьезного вреда здоровью. Реальные «игры» теряют грань между забавой и насилием, провоцируя опасное поведение и безразличие к чужому страданию.
Опасность «Игры в кальмарах» заключается в романтизации жестокости и пересечении границ между выдумкой и реальностью. Сериал, играя на инстинктах выживания, вдохновляет молодежь на рискованные игры и опасные эксперименты, игнорируя последствия. Популяризация насилия как развлечения может влиять на уязвимые категории зрителей, подталкивая реальные конфликты, психологические травмы или даже травматические действия в жизни.
Секрет успеха сериала «Игра в кальмара»
Взрывная популярность сериала «Игра в кальмара» стала не просто культурным феноменом, а своеобразным зеркалом для общества, оказавшегося на грани выживания. В условиях войны, экономической нестабильности и общего напряжения, ранее кажущиеся крайностями агрессия и конкуренция теперь воспринимаются как новая норма. Сериал, где герои борются за жизнь под жестокими правилами, точно попал в нерв эпохи. Это явление, сорвавшее все рейтинги, породило миллионы обсуждений и даже превратилось в шаблон для мемов и челленджей в соцсетях.
Секрет его успеха кроется в яркой картинке, интриге и безжалостной нравственной дилемме. Но за увлекательной историей скрывается опасная тенденция. Герои, чей выбор часто диктуется жаждой денег и безграничной меркантильностью, обесценивают человеческую жизнь, превращая ее в разменную монету. И проблема в том, что эти антигерои, несмотря на весь эгоизм и цинизм, стали образцами для подражания. Но вряд ли можно считать нормальным, что массовая культура популяризирует оправдывающие измену, жестокость и отсутствие сострадания ради собственного выживания.
Да, действительно «Игра в кальмара» может выступать оговоркой, но далеко не уроком морали. Это зеркало нашего мира, где борьба за ресурсы часто омрачает человечность. И если мы не хотим, чтобы реальность превратилась в сценарий этого сериала, следует относиться к таким историям критически, помня, что настоящие герои – это не те, кто продает мораль ради выигрыша, а те, кто даже в самых тяжелых условиях не теряет человечности . И если взрослые могут осмыслить увиденное как гиперболизированную метафору, дети остаются беззащитными перед яркими образами насилия. Сериал с присущей ему драматичностью маскирует ужасы по красочным декорациям, и молодое поколение воспринимает эти игры не как предупреждение, а как нечто модное, достойное подражания. Подростковые челленжи, где разыгрываются сцены из сериала, только подливают масла в огонь: жестокость становится развлечением.
К сожалению, этот сериал стал воплощением реальности, которая уже существует. Мы живем в мире, где конкуренция заменяет сотрудничество, а борьба за выживание – не просто метафора. И если взрослые уже привыкли «играть по правилам», то дети оказываются в вакууме, где их нравственные ориентиры только формируются. Если проявить безразличие в этом вопросе, мы рискуем со временем получить поколение, для которого жестокость станет нормой и обыденностью.
Стоит отметить, что «Игра в кальмара» — это не единственный вышедший в последнее время сериал, способный так негативно влиять на психику. Таких сериалов достаточно много было до него и выйдет еще. В кино уже даже сформировался целый поджанр: «Королевская битва», «Голодные игры», «Страшная воля богов», «Бегущий в лабиринте», «Крысиная гонка», «3%», «Коло», «Арена» . Как хорошо известно, спрос рождает предложение. А от такого популярного контента, продвигающегося со всех сторон, еще довольно сложно спрятаться. Но все эти фильмы показывали нам виртуальный мир, а сила «Игры в кальмара» кроется в том, что изображаемые события происходят в реальном и знакомом нам мире. К тому же привлекательность таких лент связана со знакомыми до боли проблемами конкуренции, социального неравенства, потребности сопротивляться острому стрессу и выживать, через что проходит сегодня каждый из нас. Некоторым событиям такого кино напоминают реальность компьютерных игр-шутеров, что тоже вызывает знакомые чувства среди игроков. А смертельные игры в онлайн-пространстве вроде «Синего кита» или слухи о подпольных боях и тотализаторах с рабами всплывают в памяти.
Но еще не поздно начать реагировать на ситуацию соответствующим образом. Родители, учителя, общество должны говорить с детьми о том, что такое хорошо и плохо развивать критическое мышление. Просматривать контент вместе с детьми и объяснять скрытые смыслы должно стать привычкой в каждой семье. И, наконец, поддерживать культуру эмпатии и взаимопомощи, способной противостоять жестокости – на экране и в реальной жизни. Следует помнить простую истину – тренды приходят и уходят, но моральные ценности формируются навсегда. Вопрос в том, каков будет их фундамент у наших детей.
Следует отметить, что подобные сериалы небезопасны не только для детей, но и для людей с неокрепшей или уязвимой психикой. Психологи бьют тревогу, ведь такие сюжеты, которые развиваются вокруг игры, где происходит насилие, а увечье и смерть показаны очень подробно, погружают зрителя в атмосферу постоянного стресса. Стресс формируется за счет того, что мозг человека переживает происходящее на экране как часть своей реальности, реагирует на нее, сигнализирует об опасности. До окончания просмотра мы можем получить либо жажду насилия, либо повышенную тревогу от опасности. И то, и другое, переносит нас из реальности в иллюзорный мир, созданный сериалом, в котором мы можем застрять на время. И даже за недолгий период такого застревания человек способен изменить некоторые образцы своего поведения, переняв их из сериала. А дальше уже все будет зависеть от самого человека, в частности, от стойкости его психики. Поэтому важно проявлять меры личной гигиены в информационном пространстве и ограничивать себя в неразборчивом потреблении, повышая количество конструктивного контента в своей жизни.
Мы живем в то время, когда жестокость на экранах перестала шокировать, а стала обыденностью, отражающей нашу реальность. «Игра в кальмара» лишь подсветила те проблемы, которые уже существуют в обществе: борьбу за выживание, неравенство, страх и агрессию. В мире, где война заставляет взрослых адаптироваться к жестоким условиям, есть те, кто уязвим к такому контенту. Они становятся жертвами сериалов, которые не просто развлекают, а формируют заблуждение о нормальности насилия. Если ничего не менять, мы рискуем вырастить поколение, которое сочтет жестокость неотъемлемой частью жизни. Увлечение такими сериалами – это сигнал для общества: нужно немедленно пересмотреть, какие ценности мы транслируем детям и какие уроки они извлекают из этого.
Решение очевидно, хоть и не простое. Взрослые должны брать ответственность за то, как этот контент воспринимается. Нужно не запрещать, ведь всем известно, что запретный плод всегда привлекает, а открыто говорить с детьми о поднимаемых сериалах темах, объяснять, что это лишь художественное произведение, а не инструкция для жизни. В то же время важно создавать альтернативу – поддерживать контент, пропагандирующий эмпатию, сочувствие и взаимопомощь.