Масштабные увольнения в Кабмине: министры меняются, проблемы остаются

Произошедшие во время войны кадровые изменения в Кабинете Министров Украины были ожидаемыми, однако вызвали широкую дискуссию в обществе и даже зарубежных СМИ. Каждая такая перестановка в кризисные периоды нередко воспринимается как попытка подлатать «дырявый корабль» и «изменить кровати в определенной комнате». Однако, как свидетельствует опыт, подобные кадровые сотрясения уже происходили неоднократно, и каждый раз оставался нерешенным главный вопрос – стало ли от этого лучше жить людям?
В мирное время новость о том, что одновременно большое количество ключевых членов правительства Украины уходит в отставку, стала бы сенсацией и обсуждалась бы на всех уровнях. Однако сейчас, когда внимание общества сосредоточено на более критичных вопросах, таких как ракетные обстрелы или тяжелая ситуация на фронте, кадровые изменения в правительстве отходят на второй план. Война сменила приоритеты, и события, которые раньше вызвали бы громкий резонанс, теперь воспринимаются как менее важные на фоне всеобщего кризиса и угроз. Кроме того, каждое новое предназначение сопровождается обещаниями быстрых реформ и стабилизации, повышения эффективности деятельности и положительных изменений, но люди уже просто им не верят, устали их ждать, потому что они продолжаются не годами, а десятилетиями. Тем не менее, в условиях войны, когда на кону стоит выживание государства, украинцы, как никогда раньше, ожидают не только эффективного правительства, но и честности и действенных результатов.
Предыдущий опыт
В Украине массовые увольнения министров и чиновников являются не новым явлением, и каждый раз оно сопровождалось громкими обсуждениями и неоднозначной реакцией как среди политиков, так и в обществе. Например, после «Оранжевой революции» 2004 года к власти пришел Виктор Ющенко, а премьер-министром была назначена Юлия Тимошенко. Однако уже в сентябре 2005 года, спустя всего несколько месяцев после прихода к власти, начался серьезный кризис в правительстве. Тимошенко вместе с несколькими ключевыми министрами была отправлена в отставку, которая касалась не только самого премьера, но и членов ее команды, в том числе министров экономики и социальной политики. Это стало результатом политических противоречий и коррупционных скандалов, что повлекло за собой политический резонанс и кризис во взаимоотношениях между «оранжевыми» силами.
Политические события в 2013-2014 годах привели к полной перезагрузке правительства. После побега Виктора Януковича и его правительства произошла массовая отставка министров. Арсений Яценюк, ставший премьер-министром после этих событий, возглавил новое правительство, состоявшее в основном из новых лиц. Отставка правительства Николая Азарова и последующие кадровые изменения стали результатом протестов против коррупции и авторитаризма, охвативших Украину во время Евромайдана. Хотя новые назначения были восприняты как шанс на демократические реформы, многие обещания остались нереализованными из-за сложной ситуации на востоке страны и аннексии Крыма.
В апреле 2016 года премьер-министр Арсений Яценюк подал в отставку после двух лет работы, а его правительство подверглось острой критике с разных сторон. Одним из главных ее объектов была экономическая политика правительства, которая не смогла обеспечить ощутимое улучшение жизни для украинцев после Революции Достоинства. Несмотря на серьезные вызовы, такие как война на востоке страны и аннексия Крыма, общество ожидало более решительных реформ и быстрых результатов. Произошедший на фоне девальвации гривни резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги привел к тому, что покупательная способность граждан существенно снизилась. Хотя эти меры были частью требований МВФ для получения финансовой поддержки, их последствия болезненно ударили по кошелькам рядовых украинцев. Правительство не смогло обеспечить достаточную поддержку для социально незащищенных слоев населения, что явилось одной из причин нарастания недовольства.
Кроме того, несмотря на обещания борьбы с коррупцией, деятельность правительства Яценюка постоянно сопровождалась скандалами, связанными с непрозрачными тендерами и возможными злоупотреблениями на государственных предприятиях. Например, одной из резонансных тем было обвинение в коррупции при закупках газа для «Нефтегаза».
Одним из наиболее критикуемых проектов стала идея постройки так называемой «Стены Яценюка» на границе с Россией. Проект, предусматривавший укрепление границы с целью защиты от российской агрессии, на практике превратился в объект насмешек и возмущений за коррупцию и самую хрупкую конструкцию, похожую на сетку-рабицу. Хотя идея укрепления границы была важной с точки зрения национальной безопасности, ее реализация вызывала сомнения из-за несоответствия заявленных результатов и израсходованных средств. Общество возмущало, что после нескольких лет и миллионов гривен, выделенных на проект, стена осталась незавершенной, а часть денег, по данным следствия, могла быть разворована. При этом ни Яценюк, ни другие чиновники не были привлечены к уголовной ответственности.
В марте 2020 года президент Владимир Зеленский инициировал отставку правительства Алексея Гончарука, назначенного с большой надеждой и пафосом, и проработавшего всего несколько месяцев. Отставка была массовой, правительство покинули ключевые министры. Причинами этой перезагрузки называли недовольство темпами реформ и неспособность правительства эффективно отвечать на вызовы, в частности, экономический кризис и пандемию COVID-19. Это правительство запомнилось украинцам нескончаемыми скандалами, связанными с действиями непрофессиональных министров, а также провозглашением «большой приватизации». Сам Гончарук остался в памяти людей только ездой по Кабмину на самокате и скандальными аудиозаписями, где он на совещании с руководством Минфина и Национального банка, обсуждая экономические познания Зеленского, назвал себя «профаном в экономике».
Кадровые перемены в правительстве Дениса Шмыгаля тоже стали резонансными. В ноябре 2021 года Верховная Рада Украины уволила сразу трех министров – экономики, экологии и стратегических отраслей промышленности. Основными причинами увольнений стали внутренние конфликты и недостатки в работе министерств, за коррупционные расследования увольнялись чиновники, в частности в Министерстве обороны и других ключевых структурах. Эти изменения вызвали возмущение в обществе, ведь многие ждали стабильности и эффективности в период войны, а постоянные кадровые перестановки подогревали ощущение нестабильности. Тем не менее, Шмыгаля они не коснулись.
Современная ситуация
Во время войны в Украине кадровые изменения в правительстве приобрели особую остроту — в течение 4-5 сентября сменили более половины министров. Кроме того, 6 сентября Кабинет министров Украины на заседании уволил пятерых заместителей министров. Кроме того, пять министерств, которые до сих пор функционировали под руководством исполняющих обязанности, наконец-то получили постоянных министров. Это решение должно было снизить напряжение вокруг вопроса временного управления министерствами, который часто критиковали за нехватку стабильности и эффективности. Особенно интересно, что трое из вновь назначенных министров ранее занимали должности заместителей главы Офиса Президента, что вызвало ряд вопросов, касающихся увеличения его влияния на правительственные структуры.
Однако эти кадровые изменения произошли без прозрачной процедуры отчетности министров или четких объяснений причин их увольнения. Лишь трое из шести отставленных министров решили явиться в Верховную Раду в день своего увольнения, что породило критику об отсутствии коммуникации с обществом и депутатами. Такой формат перестановок, без должной отчетности и обсуждения, вызвал критику со стороны общественности, которая считает, что это подрывает доверие к власти, вызывает подозрения в кулуарном характере принятия решений и усложняет прозрачность управленческих процессов во время войны.
На заседании, в ходе которого были утверждены новые министры, лично присутствовал премьер-министр Денис Шмигаль. Однако его участие не прояснило причины столь масштабной ротации, и многие вопросы остались без ответа, включая вопрос, почему именно эти министры были избраны для отставки или назначения.
Владимир Зеленский так прокомментировал масштабную перезагрузку Кабмина:
“Я уже говорил о перезагрузке Кабмина, многих министерств. Я очень благодарен министрам и всей команде правительства, работавшей для Украины 4,5, а кто-то 5 лет были министрами. Нам сегодня нужна новая энергия и эти шаги связаны с усилением нашего государства в разных направлениях, международная политика, дипломатия – не исключение”.
Впрочем, новых министров нельзя назвать «новыми лицами»: они уже были в правительстве, Офисе президента или на должностях в областных администрациях. Вопрос в другом: почему в такой ситуации Премьер-министр Денис Шмигаль снова остался непотопляемым?
А что с премьер-министром?
Удивительно, но единственной непреклонной «скалой» на фоне этих масштабных правительственных ротаций остался сам Денис Шмигаль. Он успел пересидеть в премьерском кресле не только Владимира Гройсмана, рекордсмена времен Порошенко, но и самого «железного» Николая Азарова. Несмотря на то, что в течение нескольких месяцев ему активно искали замену – слухи сватали на его место едва ли не каждого второго чиновника, а больше всего – первую вице-премьер Юлию Свириденко, – Шмигаль пережил все штормовые волны. Кажется, бури вокруг Кабмина только укрепляют его умение держаться за должность с еще большим рвением.
Масштабное увольнение подчиненных министров должно стать не просто сигналом о необходимости изменений в Кабинете Министров, но и непосредственным поводом для отставки самого Премьер-министра Дениса Шмыгаля. Когда более половины министерств получают новых руководителей, это свидетельствует не только о существенных недостатках в работе министерств, но и о системном кризисе правительства в целом. Шмигаль как глава правительства должен нести ответственность за деятельность каждого из министров, ведь именно он координирует и контролирует работу всей команды. В условиях столь масштабных кадровых перестановок, его отказ подать в отставку выглядит как попытка избежать ответственности за провалы возглавляемого им правительства.
Это не первый случай, когда Шмигаль должен сделать этот шаг. Ранее, когда разразился коррупционный скандал в Министерстве обороны, касавшийся закупок продуктов питания по завышенным ценам для военных, премьер также не взял на себя ответственность уволиться. Этот скандал, возникший в начале 2023 года, вызвал волну возмущения в обществе, поскольку речь шла о средствах, которые должны были быть использованы для армии во время войны. Тогда произошли увольнения и отставки в Минобороны, в частности уволился заместитель министра обороны Вячеслав Шаповалов, но сам Шмигаль так и не написал заявление, хотя именно он должен отвечать за своих подчиненных. Также он крепко держался за кресло, когда в отставку отправили и министра агрополитики Николая Сольского, которому объявили подозрение в незаконном завладении землей.
В мировой практике руководители ведомств всегда брали на себя ответственность в таких ситуациях. Например, в 2010 году премьер-министр Японии Юкио Хатояма подал в отставку из-за недовольства результатами своей политики по военной базе США на Окинаве, признавая, что не смог выполнить свои обещания. Это был пример честной ответственности перед обществом.
Другой пример – отставка премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в 2016 году после того, как страна проголосовала за выход из ЕС на референдуме. Кэмерон четко заявил, что не может продолжать возглавлять правительство после того, как не смогло убедить граждан в своем видении будущего страны.
Вместо того чтобы достойно уйти в отставку в условиях масштабного правительственного кризиса, Денис Шмигаль продолжал цепляться за свой пост, показывая явное нежелание брать на себя ответственность за провалы правительства. О его отставке не раз поступала информация от нардепов, особенно активно это обсуждали в июле. Однако его отстоял Арахамия, имеющий доступ к президенту и влияющий на свою фракцию. Шмигаль давно доказал свою неэффективность, но он удобен власти, потому что знает правила игры, не пиарится и четко выполняет то, что от него требуют. Итак, вместо того, чтобы уйти достойно с должности, признав свои постоянные провалы, Шмигаль оказался в ситуации, когда его поддержка со стороны влиятельных в настоящее время фигур стала основным фактором его пребывания в должности.
Следует также понимать, что он не является самостоятельной фигурой, и назначаемые министры не являются его креатурой. Правительство должно работать как сплоченная команда, где министры достигают между собой договоренностей по сложным вопросам. Однако они остаются разрозненными, потому что каждый из них имеет своего куратора. В такой ситуации роль премьер-министра как «дирижера этого оркестра» становится нивелированной, а эффективности работы вообще нельзя ожидать.
Что происходит в Кабмине
Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук заявил:
Сегодня Верховная Рада Украины назначила новых членов Кабинета Министров Украины. Ни для кого не секрет, что вопрос усиления правительственных институций долгое время был предметом дискуссий и обсуждений. И ключевое слово здесь – «усиление». Считаю, что именно для этого и произошли изменения.
То есть он фактически признал, что предыдущие министры были слабыми, а теперь Кабмин будет «ужесточен». Но кем именно? Возьмем, к примеру, Министерство юстиции. Его руководители традиционно были связаны со скандалами, почти на каждого открывали уголовные производства. Так, 18 июля 2019 г. ДБР открыло уголовное производство № 62019000000001071 по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 364 УК «Злоупотребление властью или служебным положением» и ст. 369-2 УКУ «Злоупотребление влиянием» относительно возможных неправомерных действий экс-министра юстиции Павла Петренко.
В апреле 2021 года Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) Украины возбудило уголовное дело против министра юстиции Дениса Малюски, подозреваемого в возможном противоправном завладении предприятием.
Продолжила эту бесславную традицию и новый министр. Высший антикоррупционный суд в сентябре 2023 года назначил рассмотрение так называемого дела Лукаш о завладении 2,52 млн грн. Среди обвиняемых – экс-министр юстиции Елена Лукаш и новый министр Ольга Стефанишина.
Может ли усилить работу министерства стратегических отраслей промышленности Украины 32-летний Герман Сметанин, у которого нет достаточного жизненного и профессионального опыта для такой должности? Он работал по одному году на разных руководящих должностях и сделал как-то стремительную карьеру от репетитора до председателя Укроборонпрома в таком молодом возрасте.
Можно ли ожидать перемен от таких перестановок? Пропрезидентское крыло парламента уверено, что так называемая перезагрузка — единственный доступный рычаг, чтобы точечно сменить власть при отсутствии выборов в условиях войны. Народ хотят убедить, что не главные фигуры виноваты во всех бедах, а как говорится, «плохие бояре».
Президент считает, что нам нужна новая энергия, но она не берется из старых людей, новые министры не являются новыми лицами, это люди, которые так или иначе уже были рядом с властью и теперь их просто перетасовали. Досадно, что у нас на должности министров часто назначают людей без профильного образования и опыта работы, руководствуясь только принципом лояльности.
Следует отметить, что если министерство не занимается разработкой и воплощением государственной политики, то совершенно неважно, кто его возглавляет. При этом слияние и объединение министерств является плохой практикой, парализующей работу на многие месяцы по административно-бюрократические причины и не позволяющей работать эффективно. Кроме того, когда один человек отвечает за несколько важных сфер, как, например, Ольга Стефанишина, одновременно являющаяся вице-премьер-министром по вопросам европейской интеграции и министром юстиции, эффективного результата ждать не стоит.
Есть еще один важный вопрос. Понимают ли министры бюджетную политику государства? Программа правительства не критикуется только ленивым — она написана примитивно, без конкретики, без приоритетов, без стратегии выполнения задач. Именно она переходит на уровень областей, которые должны принимать программы социально-экономического развития регионов, под которые формируется государственный бюджет Украины. Отсутствие генеральной линии на национальном уровне приводит к беспорядку на региональном уровне.
Не менее важной проблемой является взаимодействие правительства и парламента. Правительство должно опираться на назначивший его парламент и поддерживать с ним тесный контакт. Отчеты министров, их сотрудничество с профильными парламентскими комитетами и поддержка парламентом правительственных законопроектов — это три ключевых кита эффективности Кабмина. Однако на практике этого нет. Министры и депутаты действуют по принципу лебедя, рака и щуки, как в известной басне.
Элеонора Рузвельт когда-то говорила:
«Великие люди обсуждают идеи, средние — события, малые — людей».
Когда нет идей, а события не доставляют радости, остается только обсуждать людей, именно это сейчас нам и предложили делать. Ранее в правительстве работали масштабные личности — настоящие профессионалы, досконально знавшие свои отрасли, отвечали за каждое свое действие и не теряли связь с обществом. Да, они совершали ошибки, но это были люди, которых воспитала страна для управления системами. А кто знает новых министров? Какими полезными делами они отличились в обществе? В этой ситуации следует анализировать не фамилии чиновников, а их стратегии, политику, решения и их последствия.
Скорее всего, главная цель этих кадровых перестановок пиарна. Это не случайно совпало с потоком негатива: тяжелая ситуация на фронте, удары по Полтаве, проблемы в энергетике, коррупционные скандалы. Массовая перезагрузка правительства должна продемонстрировать обществу, что власть в курсе проблем, а потому принимает меры по организации более эффективной работы госаппарата.
Следует понимать, что главная проблема не в министрах, а в том, что правительство не является центром принятия решений, как это предусмотрено Конституцией Украины. В настоящее время ключевые решения принимаются в офисе президента и западными партнерами. Без согласования с США и Европой у нас не делается ни шаг — от назначений в Конституционный суд до кадровых вопросов НАБУ и таможни. Представители Запада входят во все наблюдательные советы, тогда как украинских представителей ни в одном иностранном совете нет. Это вызывает логичные вопросы: неужели у нас нет настоящих специалистов, способных управлять страной самостоятельно? Почему решения власти направлены на передачу иностранцам национальных активов, таких, как недра, лес, земля, стратегическая собственность, государственные банки? Действительно ли такие шаги отвечают национальным интересам Украины, за которые сражаются наши защитники, отдавая свои жизни?
Главными критериями эффективности работы Кабмина, прежде всего, должна быть защита национальных интересов государства, успешная экономика, развитая промышленность и социальная сфера, рост численности населения и уровня его доходов. Если правительство продолжит такую деятельность и дальше, Украина рискует остаться на обочине. Общество еще больше потеряет доверие к власти, что может привести к глубокому кризису.