Механизм анонимного сообщения о правонарушениях: украинские военные нуждаются в защите своих прав

Военнослужащие являются основой безопасности и стабильности нашего государства, особенно во время военных действий. Они жертвуют своим здоровьем, жизнью и благополучием для защиты граждан и наших национальных интересов. Поэтому защита прав людей в погонах является не только моральной обязанностью общества, но и важным условием обеспечения эффективности и боеспособности Вооруженных Сил.
В последнее время руководство страны все больше подчеркивает важность пересмотра подхода к управлению человеческим капиталом в армии, особенно в контексте защиты прав военнослужащих. Это является критически важным аспектом, ведь состояние правовой защищенности военных оказывает непосредственное влияние на обороноспособность государства. На сегодняшний день уже сделаны первые шаги к созданию институтов, специализирующихся на защите прав военнослужащих. К примеру, Министерство обороны создало Центральное управление защиты военнослужащих, которое должно реагировать на случаи правонарушений в армии.
Однако, несмотря на положительные усилия и попытки, служба в армии часто сопровождается нарушением прав военных со стороны командования или сослуживцев. То есть наши защитники сами оказываются беззащитными. При этом военнослужащие воздерживаются от подачи жалоб из-за репрессий, травли и даже опасений за собственную безопасность. Это связано с тем, что командиры могут злоупотреблять своим служебным положением, угрожать подчиненным или наказывать их разными способами.
Анализируя открытые источники информации и пообщавшись с военными, можно отметить, что военнослужащие не желают судиться со своей воинской частью. Как правило, это обычно невыгодно для самого военного, поскольку руководство находит способы воздействия на него, например, лишает отпуска, премии или заработной платы, изменяет объемы функциональных обязанностей, отправляет на более сложные и безопасные позиции.
Военнослужащий может сообщить о нарушении прав в случаях, когда он сам пострадал от произвола командира, стал свидетелем нарушения или хочет заявить о коррупции в своей части. Теоретически для этого уже существуют разные механизмы, но на практике они оказываются неэффективными, потому что не имеют анонимности. Основным способом для военнослужащих сообщить о нарушении их прав есть подача рапорта на имя своего руководителя, однако, как правило, он остается без рассмотрения, но имеет негативные последствия.
Когда командиры или другие военнослужащие принимают незаконные решения, совершают противоправные действия или не выполняют свои обязанности, нарушая права и законные интересы других военнослужащих, последние могут обращаться также к высшему командованию или военной службе правопорядка (ВСП). Эта служба уполномочена проводить служебные проверки по наличию фактов нарушений, но расследование инцидента опять же возлагается на командира части, создающей конфликт интересов и подвергающего военнослужащему определенному риску. Главная проблема всех этих механизмов жалоб состоит в том, что командиру становится известно о самой жалобе и ее авторе, что автоматически создает опасность для жизни военнослужащего.
Существует также возможность обратиться на «горячую линию» МОУ или в независимые от военной системы институты, такие как Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, органы досудебного расследования или военное управление. Однако на практике такие обращения редко помогают военнослужащим защитить свои права, часто не знают, имеют ли право обращаться к этим институтам и как это сделать. Кроме того, командир часто узнает заявителя, что может привести к еще более негативным последствиям для последнего.
Теоретически можно анонимно сообщить о правонарушениях путем обращения в Государственное бюро расследований (ДБР), однако для большинства военнослужащих этот метод также оказывается неэффективным. Информация от заявителя должна содержать конкретные факты о степени преступления (средняя, тяжкая или особо тяжкая), касаться конкретного лица и подпадать под юрисдикцию ДБР. Проблема состоит в том, что военнослужащие могут не знать, как правильно определить, подпадает ли правонарушение под юрисдикцию ДБР. Без соблюдения этих требований его обращения не рассматриваются.
Также теоретически существуют другие законодательные способы защиты прав военнослужащих, сообщающих о правонарушениях. Согласно закону «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» военного, ставшего свидетелем или потерпевшим, могут перевести или откомандировать в другую воинскую часть, если его жизни и здоровью грозит реальная опасность. В случае возникновения давления на военнослужащего после подачи заявления уполномоченное лицо имеет право принять решение о применении таких мер безопасности.
К сожалению, практика показывает, что подобные меры применяются крайне редко. За последние десять лет войны только в единичных случаях был осуществлен перевод или откомандирование военных, сообщивших о правонарушениях. Следует отметить, что статистика по применению таких мер безопасности не существует, что еще больше усложняет оценку их эффективности. Также остается непонятным, как именно должна функционировать эта процедура: каким образом уполномоченное лицо выбирает новую воинскую часть для перевода военного, и имеет ли командир право отказать в таком переводе.
Итак, наши защитники сами нуждаются в защите! Необходимость введения для военнослужащих системы анонимного сообщения о правонарушениях вполне очевидна.
Какие возможности предоставит система анонимного сообщения о правонарушении
- Система позволит военным выразить свои жалобы без страха за репрессии, собственную безопасность и карьеру, что критически важно для создания атмосферы доверия и открытости в армии. Возможность анонимного сообщения о нарушении прав будет способствовать повышению доверия военных к системе. Военнослужащие, которые знают, что их жалобы будут рассмотрены без риска для них самих, больше склонны к сообщению о проблемах и нарушениях. Это поможет создать прозрачную и справедливую систему несения службы, где каждый военный будет чувствовать себя защищенным и уверенным в том, что его права будут соблюдены и защищены.
- Введение анонимного сообщения о нарушении прав военнослужащих должно способствовать борьбе с коррупцией и злоупотреблением властью. Когда военные смогут сообщить о неправомерных действиях без риска быть разоблачены, это создаст дополнительный механизм контроля над действиями командования, поможет выявлять и предупреждать коррупционные практики, которые могут негативно влиять на моральный дух и эффективность армии.
- Анонимные сообщения могут стать катализатором положительных изменений в военной системе в целом – позволят выявить не только частные случаи нарушений, но и системные проблемы в армии. Это будет способствовать улучшению условий службы, повышению стандартов соблюдения прав военных и созданию более эффективных механизмов контроля. Получая анонимные жалобы, военное руководство будет вынуждено принимать меры по исправлению ситуации и улучшению условий службы, что будет способствовать созданию более здоровой и безопасной среды для всех военных.
- Возможность анонимного сообщения о нарушении прав будет способствовать психологическому комфорту военнослужащих, а также членам их семей, что тоже является важным фактором. Они смогут сообщать о проблемах, не опасаясь негативных последствий, что позволит сосредоточиться на выполнении своих обязанностей без лишних стрессов. Важно помнить, что психологический комфорт военных является важным фактором их боеспособности.
- Анонимные сообщения снизят уровень конфликтов и дисциплинарных нарушений в военных подразделениях. Это, в свою очередь, будет способствовать стабильности и слаженности в военных коллективах, что очень важно для эффективного выполнения боевых задач.
- Возможность анонимного сообщения о нарушении прав будет способствовать мотивации в несении службы и сохранении профессиональных кадров. Военнослужащие, чувствующие справедливость, менее склонны к увольнению. Это позволяет сохранить опытных и квалифицированных специалистов, что важно для поддержания высокого уровня профессионализма в армии. Низкий уровень текучести кадров уменьшает затраты на подготовку новых военных и обеспечивает стабильность в военных подразделениях.
Таким образом, достойное правовое обеспечение и равенство перед законом создадут основу для справедливой и безопасной среды, где люди в погонах смогут выполнять свои обязанности без страха перед неправомерным преследованием (в том числе физическим) или дискриминацией. Защита прав военнослужащих способствует повышению их морального духа и мотивации – военные, которые чувствуют, что их права защищены, более мотивированы к исполнению своих обязанностей. Поэтому очень важно создать новый независимый и анонимный механизм анонимного сообщения о правонарушениях в Вооруженных Силах Украины. Он должен обеспечить защиту сообщающих о правонарушениях, а также способствовать более эффективному их выявлению и расследованию.
Военнослужащий должен быть уверен, что после его уведомления проверка будет организована таким образом, что командование не сможет установить его личность, и в случае возникновения рисков для безопасности ему должна быть гарантирована возможность перевода в другое подразделение. Дополнительно в этом механизме следует предусмотреть возможность оставлять заявки на получение психологической, медицинской или правовой помощи, поскольку эти услуги сейчас очень необходимы для наших защитников.
Мотивированная армия является ключевым фактором обеспечения национальной безопасности и стабильности. Высокий уровень боеспособности, сохранение профессиональных кадров, поддержка морального духа, снижение уровня конфликтов и дисциплинарных нарушений, а также положительный имидж в обществе – все это результат высокой мотивации военнослужащих. Поэтому руководство государства должно сделать все возможное для создания сильных и эффективных вооруженных сил, не забывая о том, что согласно Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в государстве высшей социальной ценностью.