Дольше не значит лучше: оправдает ли себя 12-летнее школьное образование

Сейчас в Украине все чаще обсуждается идея перехода на 12-летнюю систему обучения в школах. Под лозунгом «улучшения качества образования» образовательные чиновники предлагают добавить еще один год, но действительно ли это решит проблему? Не превратится ли это в очередную псевдореформу, которая добавит хлопот ученикам и учителям, не принося реальных результатов? Количество лет в школе – это не магическая палочка, которая автоматически улучшает знания и навыки. Что важнее: дополнительный год за партами или содержание и качество обучения, которые с каждым годом все больше становятся второстепенными?
Решительные шаги к переменам
Согласно Закону Украины «Об образовании» и заявлениям Министерства образования и науки (МОН), переход на 12-летнюю систему школьного образования должен состояться в 2027 году. Также заработает профильное среднее образование, а это значит, что после 9 класса учащиеся смогут поступить в академический лицей, выбирая профиль и предметы, и будут углубленно готовиться к получению специальности.
По планам реформы предполагается, что школьное образование должно состоять из:
- начальной (1-4 класса);
- базовой (5-9 классы). Теперь школы становятся гимназиями;
- старшей профильной школы (10-12 классы). Появляются академические и профильные лицеи.
Обучение в академических лицеях будет продолжаться три года и будет представлять собой подготовку к поступлению в высшее учебное заведение, а профессиональные лицеи будут предоставлять сразу и полное общее среднее образование, и возможность получить профессию. Такое разграничение позволит удовлетворить потребность страны в востребованных профессиях, а не наблюдать картину массового поступления в вузы и пополнение рынка труда невостребованными в нынешних условиях профессиями.
Конечно, на усовершенствование нужно время и взвешенные действия.
Все 30 лет в украинском образовании есть три ключевые слабые стороны – это не модернизированные образовательное пространство, содержание образования и низкие заработные платы. Все это происходит по одной причине – недостаточная политическая воля для того, чтобы взять лидерство в этом процессе. Основная причина, конечно, финансовая. Ведь это требует безумных средств, миллиардов долларов для того, чтобы мы за 7-10 лет сделали образовательную систему одной из лучших в мире. Сейчас такая политическая воля есть, мы знаем, над чем работать, что усовершенствовать и где брать средства. И если мы исправим эти три минуса и получим классную образовательную среду, то вернем тот миллион детей, которые уехали, и тогда они будут хотеть ехать к нам из-за границы, а не мы будем искать, куда бы отправить ребенка на обучение”, — заявил председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак на фестивале «Учителя будущего».
Поэтому в 2025-2026 учебном году государство планирует запустить образовательный пилотный проект старшей школы. Согласно ему предусмотрено, что в каждой области должен быть создан один академический и два профессиональных лицея.
На вопрос, почему старшеклассникам в Украине добавили еще один год обучения, министр образования и науки Украины Оксен Лесной ответил, что такие шаги дадут школьникам возможность получить подготовку в университет:
“Мы сейчас работаем с нашей командой директората высшего образования и по некоторым направлениям мы предполагаем сокращение бакалавриата. Мы отдельно анонсируем, когда придем к этому решению, но вы выходите в университет более подготовленными. И так же, если вы выбрали профессиональный колледж, вы выходите на рынок труда уже с профессией. Поэтому плюс один год и соответственно выбор профилей, по которым работаете”.
По мнению специалистов МОН, благодаря реформе ситуация должна измениться в корне. Профильные лицеи будут предлагать поступающим 3 профиля: языково-литературный, общественно-гуманитарный и STEM. Изменится кардинальный подход к обучению в пользу концентрации на углубленном изучении предметов, необходимых для будущей профессии. Уменьшение количества предметов разгрузит учащихся и позволит улучшить свой уровень знаний по основным предметам. Уменьшатся родительские расходы на репетиторство и дополнительные платные образовательные услуги. Данная реформа полностью ориентирована на соответствие европейским стандартам и отвечает запросам рынка труда. К тому же система будет проявлять гибкость, и в случае желания учащийся всегда может сменить лицей и продолжить обучение в академическом направлении, или, наоборот, в профессиональном. Также средства, направленные ранее на содержание большего количества неэффективных заведений будут направлены на реальные потребности школ нового типа.
Однако, данные Соцопросом Киевского международного института социологии указывают на то, что только 11% родителей поддерживают 12-летнюю систему образования. В то время как 25% респондентов выступают категорически против реформы, а 35% не согласны с новацией. В свою очередь, 25% опрашиваемых школьников положительно относятся к увеличению обучения еще на один год. И только 18% респондентов против.
58% учителей и руководителей органов управления образования считают, что изменения принесут положительные улучшения в образовательном процессе с воплощением 12-летней системы образования.
Следует отметить, что 85% родителей учащихся 10-11 классов высказались за поддержку профильного обучения. Аналогичная ситуация и с самими учащимися 10-11 классов (85% – за профильное обучение). Чтобы отбросить все сомнения и разобраться в подводных камнях, выясним, что принесет с собой реформа образования.
Преимущества и недостатки 12-летней системы образования
Главным аргументом поклонников 12-летнего образования является гармонизация образовательного процесса с европейскими стандартами. Во многих странах ЕС учащиеся учатся именно 12 или даже 13 лет. За данным официальных исследований ЮНЕСКО дополнительный год образования в средней школе увеличивает доход взрослого человека в стране на 8%. Макроэкономическая производительность труда в стране с 12-летней системой образования растет на 6,2%.
По мнению экспертов, больший срок обучения позволяет учащимся усвоить материал более постепенно, углубленно и понятно. В условиях растущего объема информации и требований к знаниям, казалось бы, дополнительный год позволяет лучше подготовить школьников к будущим профессиональным вызовам. Кроме того, дополнительный год может дать детям больше времени на развитие так называемых «soft skills» — навыков коммуникации, критического мышления, креативности, которые становятся все более важными на современном рынке труда. Также это время для учащихся определиться с будущей профессией, пройти профориентацию или получить дополнительную подготовку перед поступлением в университет.
Однако не все видят 12-летнюю учебу как позитив, заглядывая на обратную сторону медали. Оппоненты реформы указывают на возникающие в нынешней школьной системе проблемы и задают вопрос: не следует ли сначала устранить существующие недостатки, а уже потом добавлять еще один год? Например, низкий уровень мотивации учащихся, перегруженность программ, некачественные учебники, недостатки в подготовке учителей – это все вопросы, которые уже давно нуждаются в решении.
Критики также отмечают, что для многих семей дополнительный год обучения означает большее финансовое бремя. Ведь дети на год дольше будут оставаться на содержании, а родители будут вынуждены выделять дополнительные средства на учебные материалы, репетиторов и школьные расходы.
Отдельная проблема – это психологическая нагрузка на учащихся. Уже сейчас школьники сталкиваются с высоким уровнем стресса из-за интенсивных учебных программ и постоянных требований. Смогут ли дети сохранить мотивацию и эмоциональный баланс, если обучение растянется еще на один год? Подростковый возраст – это период, когда большинство учеников уже хотят начать свою карьеру или изучать то, что их действительно интересует, вместо того чтобы оставаться в школьных стенах.
Опыт зарубежных стран по внедрению 12-летней системы образования
Введение 12-летней системы образования активно обсуждается не только в Украине, но и во многих странах, уже прошедших этот путь. Давайте посмотрим на опыт других государств: как они внедрили более продолжительные школьные программы, что это дало ученикам и является ли этот опыт полезным для Украины?
Большинство стран Европы, в том числе Германия, Франция, Швеция, используют 12- или 13-летнюю систему образования. Основная цель этого подхода – не только дать школьникам больше знаний, но и помочь им лучше адаптироваться к вызовам современного мира. Например, в Германии ученики проводят больше времени на практических занятиях, осваивая будущие профессии, или на развитие soft skills, которые становятся все важнее на рынке труда.
В Швеции большой упор делается на индивидуальном подходе к обучению и психологической поддержке учащихся. Более длительный учебный период дает больше возможностей для гибкого графика, меньших стрессовых нагрузок и времени на саморазвитие.
В США продолжительность обучения также составляет 12 лет, но большое внимание уделяется выбору предметов в старших классах. Школьники могут выбирать курсы в соответствии со своими интересами и планами на будущее. Это позволяет им сосредоточиться на тех сферах, которые они считают важными для своей будущей карьеры, и лучше подготовиться к поступлению в университеты или рынок труда.
Однако система США также имеет свои вызовы, в частности, неравенство доступа к качественному образованию в разных регионах и школах. Здесь, как и в Украине, существует вопрос адаптации обучающих программ под современные нужды учащихся.
Южная Корея – страна с одной из наиболее интенсивных систем образования в мире. Хотя обучение здесь длится 12 лет, корейские ученики проводят большую часть своей жизни по учебникам, часто учась до позднего вечера и в выходные. Эта система дает высокие академические результаты, однако она также подвергается критике из-за сильной психологической нагрузки на учащихся. Многие дети страдают от стресса и усталости, что ставит под колебание целесообразность таковой твердой системы.
Взгляд в прошлое
Совершим экскурс в прошлое и вспомним, как была организована система образования раньше. Многие украинцы горячо отстаивают времена своего обучения, вспоминая, что тогда «и знали лучше и ничего не мешало». Но действительно ли это так?
Школьная 10-летняя образовательная система Советского Союза долгое время считалась одной из лучших в мире, а в некоторых странах, например в Китае, и сейчас считается. Именно благодаря мощному и качественному школьному образованию страна лидировала в космических исследованиях, ядерной физике и других высокотехнологичных отраслях. Она отличалась своей уникальной структурой, сочетавшей глубокие теоретические знания с практическими навыками. Даже после распада СССР многие страны постсоветского пространства сохранили основные принципы этой системы, продолжая воспитывать высококвалифицированных специалистов и людей с высокими нравственными качествами. В чем же секрет этой системы и почему она так высоко ценилась?
Советская система образования базировалась на глубоком и систематическом изучении всех основных предметов. Она обеспечивала широкий охват знаний, начиная с начальной школы и заканчивая высшим образованием. Например, математика, физика и химия преподавались на столь высоком уровне, что советские ученики постоянно занимали призовые места на международных олимпиадах. Это было результатом того, что в школах обучали не просто формулам, а пониманию сущности процессов и явлений.
В отличие от западных моделей советская система была ориентирована на подготовку всесторонне развитой личности. Учебные программы включали в себя широкий спектр предметов — от литературы и искусства до точных наук и физической культуры. Это помогало воспитывать гармонично развитых людей, которые имели широкое мировоззрение и могли адаптироваться к разным профессиональным направлениям.
В советской системе существовало тесное взаимодействие между школьным и высшим образованием. Например, по техническим дисциплинам выпускники школ уже имели базовые знания, которые позволяли им легко продолжать обучение в технических университетах. Благодаря этому Советский Союз выпускал множество инженеров, ученых и технических специалистов, которые стали основой многих отраслей промышленности и науки.
Одним из основных преимуществ советской системы образования была высококвалифицированная и мотивированная преподавательская составляющая. Учителя не просто излагали материал, но и воспитывали своих учеников, вкладывая в них нравственные и нравственные ценности. Это создавало атмосферу уважения к обучению и высокий уровень доверия к педагогам. В постсоветские времена многие педагоги продолжили работать, сохраняя традиции качественного образования.
Одним из главных принципов советской системы образования была его бесплатность и доступность для всех граждан. Независимо от социального статуса или места жительства каждый имел возможность получить качественное образование, что значительно расширяло возможности для талантливых детей из отдаленных районов или неблагополучных семей. Ученики сельских районов получали не худшее образование, чем городские жители, многие из них успешно сдавали вступительные экзамены в высшие учебные заведения или техникумы.
Большое внимание уделялось практической подготовке учащихся. Начиная со средних классов дети привлекались к работе в трудовых лагерях, они участвовали в производственных практиках, где знакомились с рабочими профессиями и навыками. Это не только готовило ко взрослой жизни, но и формировало уважение к труду. Кроме того, значительное внимание уделялось воспитанию учащихся в духе уважения к старшим, помощи пожилым людям (многие помнят тимуровцев), детям прививались высокие моральные принципы.
То есть 10 лет вполне хватало, чтобы научить и воспитать умное, нравственно здоровое поколение детей. При этом у советской школы были и недостатки. Следует признать тот факт, что в советское время образование было централизованным и идеологизированным, что означало, что школьная программа была единой для всех, с минимальным акцентом на индивидуальные потребности или интересы учащихся. Часто учащихся требовалось усваивать определенные концепции без права на критический анализ. Преподавание в основном было авторитарным, где основное внимание уделялось запоминанию информации, а не ее пониманию или применению на практике.
Введение со временем 11-летнего образования в Украине и других постсоветских странах имело целью улучшить качество школьного образования, преодолеть некоторые недостатки советской системы и приблизиться к международным образовательным стандартам. Однако хотя этот шаг принес определенные улучшения, остались проблемы, которые не удалось решить полностью.
Хотя дополнительный год обучения имел целью дать возможность изучать больше материала, проблема перегрузки учащихся остается актуальной и в настоящее время. Часто программы все еще слишком насыщены, и ученики вынуждены запоминать множество фактов без глубокого понимания. А это приводит к стрессу и эмоциональному истощению школьников, особенно на этапе подготовки к ВНО.
Несмотря на то, что 11-летняя система теоретически позволяет больше времени на развитие индивидуальных способностей учащихся, в реальности этот процесс до сих пор недостаточно реализован. Большинство школ продолжают соблюдать стандартизированную программу, которая не всегда учитывает индивидуальные потребности и интересы каждого ученика. Например, профильное обучение не всегда организовано на должном уровне, что приводит к недостаточной подготовке к конкретным профессиям или сферам. Школьная программа все еще фокусируется на теоретических знаниях, и недостаточно внимания уделяется развитию практических навыков, которые могут быть полезны в жизни. Это создает разрыв между тем, что учащиеся изучают в школе, и тем, что они действительно нуждаются в реальной жизни или на рынке труда.
В настоящее время вопрос, готова ли украинская система к 12-летнему образованию, остается открытым. Зарубежный опыт показывает, что сам по себе более длительный период обучения не гарантирует успеха, если программы остаются перегруженными, а учащимся не предоставляется достаточно поддержки для развития их индивидуальных способностей. Существует большой риск не поощрить, а, напротив, вызвать отвращение к обучению в целом.
Продолжение обучения в школе до 12 или даже 13 лет – это общемировая тенденция, которая, казалось бы, должна способствовать лучшей подготовке детей к взрослой жизни. Однако на самом деле часто это дополнительное время не приносит ожидаемых результатов. Дополнительные годы не всегда означают улучшение качества образования. Многие страны уже сталкиваются с проблемой: ученики проводят больше времени в школе, но их знания и навыки не улучшаются.
Школьное образование должно не только учить, но и воспитывать. Дети должны уметь различать добро и зло, понимать важность уважения к окружающим, сочувствие и ответственность. Однако все больше образовательных чиновников забывают об этой ключевой составляющей. Сосредотачиваясь на сухих академических знаниях и тестировании, мы теряем из виду формирование личности ребенка. В результате дети часто выходят из школы с низким уровнем эмоционального интеллекта и слабыми социальными навыками.
Сегодня часто слышим, что воспитание – это исключительно задача родителей. Однако школа также играет важную роль в этом процессе. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени, общаются со сверстниками и формируют свои первые социальные навыки. Поэтому учителя должны быть не только источником знаний, но и примером для подражания наставниками, которые помогают учащимся найти свое место в мире. Кроме того, в современной школе дети часто находятся под большим давлением — от бесконечных домашних заданий до ожиданий успешности на экзаменах. В результате мы сталкиваемся с эмоциональным выгоранием, тревожностью и даже депрессиями среди учеников.
Вместо того чтобы увеличивать количество уроков или продолжать школьные годы, следует пересмотреть сам подход к обучению. Увеличение количества лет обучения в школе не всегда решение проблемы качества образования. Вместо этого следует сосредоточиться на улучшении учебного процесса, внедрении эффективных методов воспитания и заботе об эмоциональном и психологическом здоровье детей. Ведь важно не только, сколько времени ребенок проведет в школе, а какие знания и ценности он получит за этот период.